Архив   Авторы  

Утомленные властью
Общество и наукаКультурно выражаясь

День без автомобиля Первопрестольная отметила в многокилометровых пробках. А телерепортажи о попытках отдельных ВИПов добраться до службы на общественном транспорте вызвали в блогах шквал насмешек. Уравнение об отношении массы привилегий к скорости движения попытался решить телеведущий Владимир Соловьев

 

Насколько я знаю, день без машин отмечается 22 сентября в Европе и других регионах мира с середины 90-х. Экологи призывают хотя бы в этот день отказаться от езды на машине и отправиться на работу на общественном транспорте. Но про что этот день у нас, понять совершенно невозможно. Де-факто дорога в Москве, да и в России, — самая точная лакмусовая бумага социального статуса. Именно дорога, а не наличие паспорта, модного костюма или ярлыка на княжение показывает, сколько человек реально стоит. А точнее — ни много ни мало, — что с 1861 года в России крепостное право так и не отменено. На дороге и вокруг нее постоянно что-то происходит, но что конкретно — холопам никто не считает нужным объяснять. Им разрешают ездить по шоссе, покупать дорогие машины и вдыхать ароматы километровых пробок. Они могут играть в эти игрушки в свое удовольствие. Но все остальное холопов не касается. И как бы людишки ни гордились своим дорогим блестящим авто, непременно наступит момент, когда человек с полосатым жезлом скажет: «Мужчина, да-да, именно вы! Нам наплевать, какие у вас планы на жизнь вообще и на ближайший день в частности. Нас не очень волнует, что тут сидит ваша беременная жена, или у вас горит дело, или вас битый час ждет куча ничем не провинившихся коллег. У нас есть приказ закрыть дорогу». И с этим ничего не сделаешь!

Совсем недавно я был свидетелем замечательной беседы: человек тридцать, вдоволь попарившись в прочно стоящей пробке, вышли из машин и по-хорошему обратились к перекрывшему дорогу милиционеру: «Родненький, что ты нас держишь?» Знаете, что он ответил? Тоже вполне по-хорошему: «Ребята, ну откуда я знаю, приказ прошел дорогу закрыть, я закрыл». Тогда, презрев традиционную для наших граждан боязливость, народ сел за руль да поехал. И ничего не случилось. Устои государства не рухнули, милиционер не стал потрясать гордо вытащенным из кобуры соленым огурцом. Он оказался не «жемчужным прапорщиком» и не стал выяснять, кто тут хорек, а кто право имеет. Просто люди сели да поехали. Как пел Александр Кутиков, «выезжайте за ворота и не бойтесь поворота».

Совсем не хочу говорить пошлых фраз про то, что ни в одной другой стране мира такой беспредел невозможен. Мне просто противно, что я, так или иначе, в этом беспределе варюсь. Объясните, какие такие особые права на дорогу у депутата, постоянно жалующегося на свою низкую зарплату? Какое вообще моральное право имеет власть со своим отношением к людям на особые привилегии на дороге? Ведь по большому счету именно баланс сил на дорогах позволяет кому-то говорить, что это племя и этот народец не готовы к модернизации.

Ерунда, что мы не можем пересесть на велосипеды из-за сурового климата. В Скандинавских странах он еще хуже, а велосипеды, тем не менее, популярны. Считаю, что власть должна показать пример — как в случае с «Ладой Калиной». И вот еще, знаете, я бы не стал ставить на спецвелосипеды для власти сиденья. Чтоб не расслаблялись, чтоб чувствовали жжение в мышцах, чтоб вдаль заглядывали. Вот это была бы красота.

Сам я, признаюсь, без авто не могу. Права я получил еще в школьном УПК в 1980 году, после хорошей практики на «Волге 24-10». Потом ездил на чужих машинах, в 1987 году сел в свое первое авто — «трешку». И сегодня, чтобы ехать на работу общественным транспортом, мне придется набрать тысячу пуговиц для желающих их открутить: лицо узнаваемое, от общения не уклониться. Но если представить, что у меня появилась возможность что-то сделать для ситуации на дорогах, я бы для начала определился с целью. Нужен грамотный анализ — в каких местах на дорогах постоянные затыки. Потом бы по результатам разгрузить основные светофоры, воспользовавшись системой двойного кольца, разнести дорожные потоки — тогда, даже совершив грубую ошибку, водитель не выскочит на встречную полосу. Ну и, понятное дело, я повнимательнее присмотрелся бы не только к непосредственным виновникам аварийных ситуаций, но и к тому, каким образом у них на руках появляются липовые талоны техосмотра и права. Совсем свежий случай — гибель четырех учительниц, ответственность за которую неизвестно на ком лежит. Пусть расследование будет серьезным. Ты убил человека и ты виноват, но пусть те, кто продал фиктивные права и техталон, тоже несут полную ответственность вместе с главным виновником происшествия. Давайте уж принимать системные решения.

Тут можно рассуждать и дальше, уже о качестве дорог. Уму непостижимо, но ведь по проверкам Счетной палаты выясняется, что один километр дорог у нас может стоить 41 миллион долларов! Где Степашин, где Министерство транспорта… И ведь эти вопиющие цифры тонут в черной дыре общественного сознания. Как Черкизовский рынок, за который ответил по полной программе какой-то зицпредседатель. И ни одного представителя власти, налоговика и фээсбэшника. Кто об этом сегодня вспоминает? Память как у бабочек: день пришел — интересно, день прошел — и слава богу. Приказано забыть.

Благодаря такому подходу и день без авто превращается в день без прикрас. Выезжайте на дорогу, и вы поймете, кто вы. Может, ничего нового и особого вас там не ждет, но именно там улыбка гаишника все про вас объяснит. И заодно про Русь, неизменную, барскую, очень горькую. Где многие вещи делать нельзя, но если просят правильные люди, то можно.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера