Архив   Авторы  

Рецепты консервирования
Общество и наукаКультурно выражаясь

Опубликовав свой «Манифест Просвещенного Консерватизма», кинорежиссер Никита Михалков вновь оказался в центре скандала. Его записные хулители изощряются в сарказме, сторонники — в пении осанны. Телеведущий Николай Сванидзе проштудировал сей политологический труд без гнева и пристрастия

 

Никита Сергеевич Михалков — человек, несомненно, в высшей степени талантливый и очень ярко окрашенный. Но люди, равно одаренные во всех областях, подобно гениям эпохи Возрождения, рождаются все же редко. И в качестве политического мыслителя, на мой взгляд, он, несомненно, уступает себе как кинорежиссеру.

Текст манифеста крайне эклектичен. Державные пассажи времен торжествующего официоза императора Николая I соседствуют с пассажами славянофильскими. Есть и мотивы охранительские, в известной мере достаточно мракобесные, за которыми угадывается умонастроение господина Победоносцева. На него, кстати, и ссылается Никита Сергеевич. Не обошлось и без евразийства, без Ильина. И наконец, легко прочитывается знакомая, этакая умеренная советская идеология. Много разного, но в целом все встраивается в знаменитую уваровскую триаду: православие — самодержавие — народность. Напомню, что под народностью министр просвещения при Николае Павловиче понимал не лапти и не крепостных девок, водящих хороводы, а народную любовь к самодержцу и к самодержавию. Хотя и крепостные девки по умолчанию подразумевались.

Автор ссылается на многочисленные авторитеты. Он демонстрирует образованность, в которой на самом деле никто не сомневается. Но отсылки эти, я бы сказал, не всегда к месту. Вот, скажем, князь Петр Андреевич Вяземский и его отношения с Александром Сергеевичем Пушкиным, которого князь называл «свободным консерватором». Но именно Петр Андреевич Вяземский предостерегал Пушкина от географических фанфаронад. Это не значит, что Петр Андреевич не был русским патриотом. Он им был. Но когда Пушкин в своем знаменитом стихотворении «Клеветникам России» ликовал по случаю подавления польского восстания, испытывая патриотическую радость и гордость, Вяземский охлаждал его пыл. Чем гордимся? Кнутом?

Другой авторитет — Столыпин. И его, действительно величайшего реформатора ХХ столетия, Михалков называет просвещенным консерватором. Но не был Петр Аркадьевич консерватором в том смысле, который вкладывает в это понятие Михалков. А был он как раз либералом. Поскольку решительно разрушал крестьянскую общину, проповедуя этику и эффективность индивидуального труда, в конечном счете воспитывая частнособственническую инициативу. При чем здесь консерватизм?

Примеры легко множить, потому что текст чрезвычайно объемен. Его бы «отсушить» страничек до десяти. Да и формулировки можно б отточить и уточнить. Читаем финал: «Мы требуем профессионализма и порядочности от всех должностных лиц, которые нашим государством управляют. Мы ждем от них последовательности, решительности и ответственности в проведении политических, экономических и правовых реформ». Что это? Доклад к съезду? Или вот еще. Каковы характеристики просвещенного консерватора? В первых строках: «...верная мера везде и во всем следование справедливому закону и божественному порядку, заповеданному в ПРАВДЕ». Правда написана заглавными буквами. А что она такое, чья эта ПРАВДА? Это ПРАВДА Библии, Ярослава и Ярославичей, та, что в голове или сердце у Никиты Сергеевича? Нельзя независимый суд заменить духовностью, а свободную прессу — верой в Бога, тем более что церкви у нас в стране разные и все отделены от государства.

И еще одна характерная фраза: «Мы не нация торгашей, мы нация героев». Звучит гордо, всякому приятно слышать, что он герой. А что, есть народ, который скажет про себя: мы — нация торгашей? И что нам теперь делать, если мы герои? Или ничего не делать, а только ждать возможности совершить подвиг? А если она не представится? Как известно, подвиг на каждый день был запланирован у Мюнхгаузена. Подобного рода пассажи, звучащие очень красиво, ласкающие зрение и слух значительной части потенциальных читателей, всегда вызывают подозрение: каковы реальные цели автора? Он хочет польстить читателю или себе самому, или хочет направить нас по определенному вектору, так сказать, духоподъемному? Не сомневаясь в чистоте помыслов Никиты Сергеевича, замечу, что, встав на этот путь, он рискует быть неправильно понятым. Ведь известно, очень часто те, кто пафосно и охотно говорит о духовности и патриотизме, преследуют цели совсем не идеальные, а очень земные. Поэтому хотелось бы подобный текст видеть менее возвышенным и более конкретным.

В реальности, и это естественно, манифест проникнут монархизмом. Интересно, что в то же самое время и в подобной же стилистике выступил Рамзан Ахматович Кадыров, пожелавший Владимиру Путину править пожизненно. Конечно, это другой, совершенно цивилизационный уровень. Никита Сергеевич — просвещенный европеец и, как он сам пишет, аристократ. Он — человек иных рефлексий, ментально совершенно иной. Да все у них с Кадыровым разное. Но, тем не менее сходство позиций налицо.

В принципе как политический трактат текст этот серьезного интереса не представляет. Внимание к манифесту вызвано исключительно подписью, которая под ним стоит. Если бы не имя Михалкова, никто бы не тратил пороха на комментарии. Ну что же, мы здесь имеем самовыражение художника. Он так видит. И его талант, масштаб личности да и популярность дают ему право писать, что он хочет, и быть прочитанным.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера