Архив   Авторы  

Вот такие пироги
Общество и наукаКультурно выражаясь

Решением Сергея Собянина Москва начала свое преображение. Ларьки и киоски больше не загораживают памятники истории и культуры, уцелевшие во времена прежнего правления. Пользуясь случаем, журналист Михаил Кожухов попрощался с пирожком, купленным в последней московской палатке

 

Москва — довольно красивый город. Особенно если приехать в него на пару дней, чтобы показать своему ребенку, как раньше говорили, сердце нашей родины — Красную площадь. Еще он красив из машины правительственного кортежа, когда мчишь по перекрытым проспектам. Вот только досада: палатки! Немасштабно. Мелочь, недостойная столичного величия. Антисанитария. Может, снести их?

Но город должен быть, во-первых, удобным и, уже во-вторых, красивым. Москва — совсем неудобный для жизни город. Особенно если ты не представитель среднего класса, который все никак у нас не народится. А, скажем, обыкновенная бабушка. Ей трудно доковылять даже до киоска рядом с подъездом, а уж в магазин через квартал — тем более. И таких бабушек-дедушек в Москве много.

Я долго недоумевал над удивительными предположениями ученых о том, почему древние майя и ацтеки бросали построенные города. Представьте, Теотиуакан! Несколько поколений строили город, а потом вдруг уходили и начинали строить новый с нуля. Казалось бы, парадокс: неимоверный труд на ветер. В последнее время я их, этих майя с ацтеками, хорошо понимаю. Может, и нам проще собрать пожитки и построить столицу на новом месте — так, чтобы машины в ней ездили, легкие дышали, а хлеб можно было купить за углом?

Мне приходилось жить в странах, к которым наш человек относится свысока. Ему даже в голову не приходит сравнивать, скажем, Русь-матушку с Бразилией. А между тем в Рио-де-Жанейро (между прочим, он считается одним из самых красивых городов мира) невероятно удобно жить. Куда удобнее, чем в Москве. За пять минут можно решить любую бытовую проблему — купить еду, лекарства, гвоздь, рубашку, шлепанцы. Да, это получится чуть дороже, чем в супермаркете на окраине, но получится! Сравните с Москвой: я знаю места, где сплошные «дома каминов» и «миры плитки», куда мы заходим два-три раза в жизни, но ни одной булочной, куда хорошо бы попадать каждый день. Власти Рио не смущают и рынки, которые в определенные дни появляются в разных районах города, а потом исчезают. Да, водители (приходится объезжать неожиданные препятствия) и муниципальные уборщики (им наутро подметать территорию) чертыхаются, зато люди довольны.

При всех возможных недостатках бывшего руководства Москвы рынки выходного дня были спасением и, между прочим, неплохо контролировались санитарными службами. Проверялись необходимые документы, брались пробы на нитраты и т. п. Все можно отрегулировать. Не надо городу таких палаток — снесите, но тогда вместо салонов каминов откройте филиалы супермаркетов. А так... Мотивы смущают. У скептически настроенного гражданина вроде меня может даже возникнуть подозрение, что за объявленной палаткам войной лежит не забота о несравненной красоте московской, а иные соображения. Не давайте мне повода за каждым закрытием чего-то мелкого усмотреть интерес кого-то крупного. Представляю, как у крупных ритейлеров слюнки текли при мысли о том, сколько денег оседало в этих ларьках.

Кстати, о деньгах, то бишь о рыночной экономике. Перефразирую Маяковского: если палатки открывают, значит, это кому-нибудь нужно? Нужно — нам (продукты), выгодно — городу (налоги). А раз нужно и выгодно, остается понять, как это сделать еще и красиво.

Да и вообще, уличная торговля мила нашей азиатской половинке. Моей восточной ипостаси палатка приятна, а вот европейской хочется наслаждаться архитектурными формами. Но неужто Европа и Азия будут в нас вечно воевать, а быт останется полем битвы? Может, тогда лучше разделить Москву пополам: кто хочет, живите в Азии, кто не хочет — в Европе. Разделил же когда-то Папа Римский земной шар на две половинки между Испанией и Португалией, прочертив на карте ровную линию...

Перемена власти — всегда новый кредит доверия, который она получает от нас, чтобы сделать что-нибудь хорошее. Пусть даже ценой неудобств и затрат для нас же — мы стерпим. Москва — чрезвычайно хлопотное «подворье». Сотни тысяч людей ежедневно заняты тем, чтобы все в нем работало, зажигалось, продавалось, убиралось и т. д. И проблем в городе невпроворот, и не выделишь того главного, с чего начинать. Но все-таки не с палаток. Может, например, со строительства парковок — не экзотических перехватывающих, а обычных подземных, как во всем мире? С переделки съездов с МКАД, которые — ни в какие ворота? С дурацкой организации движения, когда несколько потоков упираются в несчастную Арбатскую площадь? Или с законов, которые сделают сортировку мусора экономически выгодной, а вторичное использование сырья — необходимым?

Ладно, уговорили, с палаток! Есть одна разновидность палаток, хозяевам которых я всегда завидую. Это семейные предприятия, которые передаются по наследству и живут долго. Как хороши французские кафешки на три столика! Сумасшедших барышей они не приносят, но создают ту неповторимую домашнюю атмосферу, в которой каждый легко чувствует себя парижанином. На заре перестройки знаменитый певец Александр Ворошило увлекся колбасным бизнесом. Ему это до сих пор припоминают: как же, опера и колбаса. А он говорит: я мечтаю покупать сосиски у Петровича, хлеб у Федотыча, а цветы у Леночки. Чтобы тот, кто продает эти вещи, вложил в них душу. Представляете, насколько красивее, вкуснее и уютнее с такими палатками стала бы наша жизнь?

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера