Архив   Авторы  

Руссо туристо
Общество и наукаКультурно выражаясь

Эмбарго на поездки в Египет вызвало массовые протесты россиян. МИД был вынужден отменить запрет, несмотря на то что революционные вихри в Стране фараонов еще не улеглись. Телеведущий Михаил Кожухов, типологизируя подвиды «человека путешествующего», тщательно исследовал генотип российского туриста

 

Долгожданная отмена запрета МИДа на поездки в Египет рождает у меня такую метафору: это как разрешение коренным жителям вернуться в зону отчуждения, на их малую египетскую родину. «Ура! Мы возвращаемся!»

Жаль только, что многие поедут в Хургаду или в Шарм-эш-Шейх, и все, и точка. У меня уже мозоль на языке от уговоров: ну пожалуйста, съездите в Асуан и Луксор. Вы потратите на это 300—400 долларов, но Асуан — это самый красивый город мира, где Агата Кристи написала почти все, что написала, а из Луксора, кроме загара, привезете воспоминания о великой цивилизации, которые останутся с вами на всю жизнь!.. Мне никто не верит.

Руссо туристо — это особая путешествующая популяция. Если нарисовать его собирательный портрет, то это будет мужчина за сорок, с брюшком, не москвич, скорее нефтяник из центральных районов Сибири. Его спутница — дама, издерганная работой, сумками и детьми. Они смертельно устали от наших морозов и мечтают упасть на жаркий песок и никуда не ходить...

И как их упрекнешь? Все мы жаждем вырваться наконец из холода, слякоти и грязи и увидеть солнце с морем. И нам смешны катастрофы в виде выпавшего снега, который парализует жизнь Лондона или Нью-Йорка. По сравнению с тем, что приходится ежедневно преодолевать нам, чтобы выжить в нашем морозильнике, это все игрушки. Положа руку на сердце, признаемся: нет места, климатически более неприспособленного для жизни, чем Россия... Что уж говорить про всякие там гражданские войны, «оранжевые революции» и гуманитарные интервенции? Просто детский сад какой-то, ей-богу. Все равно поедем, нашли чем пугать. Ничто не остановит наше желание лечь на горячий египетский песок.

Каково число ежегодно выезжающих за границу россиян? Любая статистика лукавит. В любом случае процент выезжающих постоянно растет. Капельки нефти и пузырьки газа, которые вырываются из труб, попадают не только в чьи-то умело подставленные руки, но и дают нам, простым смертным, возможность чуточку попутешествовать — мир посмотреть и себя показать. Но, конечно, это пока смешные цифры. Если сопоставим их с процентом путешествующих граждан не только в какой-нибудь благополучной Англии, но даже в не слишком богатом Китае, сравнение будет не в нашу пользу.

И мы пока еще плохо умеем ездить. Наверное, оттого, что многим из нас еще предстоит выдавливать из себя по капле «советского человека», для которого главное — выехать. Поездка за границу для многих — все еще стресс, нечто запредельное. Ведь там, «в заграницах», надо говорить на другом языке, что далеко не все у нас умеют. И получается, что шаг в сторону от отеля многим дается с трудом.

Иностранцы, как правило, быстро угадывают в толпе нашего человека. Как? Я над этой загадкой размышляю всю жизнь. Что это за удивительный набор социальных хромосом, которые и мне дают возможность вычислить в любой ситуации собрата по крови? Должно быть, тут все дело в специфическом выражении глаз не вполне свободного человека, пребывающего в вечном унынии от преодоления невероятных трудностей и ожидания очередного унижения.

Этот «наш», кстати, не всем приходится по душе. Есть и у наших такая черта: очень уж не любят они за границей встречать россиян. Хотят приехать и не слышать русской речи. Почему так? Думаю, дело в том, что отпуск для большинства — это праздник. А большие скопления соотечественников, да еще под воздействием алкоголя, обнаруживают не самые привлекательные национальные черты. Не секрет, что в некоторых странах продают путевки в отели с пометкой «без русских».

Когда я тут рисовал тип русского туриста, он был, конечно, условен. Да, большинство едут в Египет и в Турцию валяться на пляже. Но какая-никакая креативная прослойка осталась, и, естественно, ее путь лежит в Венецию, в Париж, во Флоренцию — впитывать великую архитектуру. А кто-то вообще рвется в Скандинавию, да еще не в самое теплое время. Им подавай фьорды, скалы, вековые ели... Мы разные, и вкусы у каждого свои. А вот чего, к сожалению, нет, так это желания и возможности путешествовать по родной стране. Но тут проблема не наша с вами, а государства, которое не умеет или не хочет разрабатывать золотую жилу внутреннего туризма. Прививать иностранцам интерес к русской культуре приходится нам самим. Я недавно пытался обучать русскому языку вождя племени дани в Папуа — Новой Гвинее. И когда сказал ему слово «друг», он обрадовался и радостно мне ответил: «друг», «друзья»... То есть я был уже не первым учителем русского языка в его жизни. Тут до меня поработали. Правда, русский человек обучает местное население по большей части совсем другим словам, но я их сейчас приводить не буду.

И все же: все больше и больше тех, кто шастает по всему миру, болтает на всех языках. Это уже другая туристическая популяция — новая, отколовшаяся ветвь развития. Им плюс-минус 30—35, они говорят как минимум по-английски. Они настолько мобильны, смелы в своих планах и умелы в их осуществлении, что даже не заметили «египетских страстей» последних двух месяцев — у них давно другие горизонты. Через это поколение пролег тот рубеж, который в конце 80-х — начале 90-х рассек общество, поделив его на совок и тех, кого на Западе называют global Russians. И таких становится все больше.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера