Архив   Авторы  

Чисто по-человечески
Общество и наукаКультурно выражаясь

После того как инвалида-колясочницу не пустили в питерское метро, разразился скандал, в который пришлось вмешаться уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину. Писатель Владимир Войнович уверен: пока мы сами не научимся заботиться друг о друге, нечего ждать этого от властей

 

Хамское отношение к людям — это наша хроническая болезнь. И не только к инвалидам. В 1993 году я был в Польше, в городе Бжеге, искал могилу своего товарища, который погиб за 40 лет до этого. Часть польского кладбища отведена там для советских солдат. Пришел, смотрю. Почти на каждой могиле написано: «Неизвестный солдат»… А ведь наши войска находились в Польше до конца восьмидесятых. И за все это время никто не попытался разыскать данные о погибших. Хотя лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» не сходил в СССР с уст, экранов и транспарантов. Немцы же, напротив, пытаются установить имя каждого своего солдата. Получается, что у нас ценность человеческой жизни гораздо ниже, и это обидно.

К получившим увечья на войне, пострадавшим на государственной службе отношение в нашей стране всегда было, мягко говоря, прохладным. Лишь в восьмидесятые кое-что стало меняться. Помню, для меня стало большой новостью, когда во время афганской войны в страну начали прибывать цинковые гробы — пресловутый груз-200. Это был прогресс. Потому что когда я сам служил, нам говорили: «Перевозить покойников слишком дорого». Офицеров, случалось, доставляли на родину, а солдат хоронили прямо там, где они погибали. Сегодня работает даже специальная лаборатория в Ростове-на-Дону, где опознают останки солдат.

Действительно, в последнее время положение стало выправляться, и именно поэтому питерская история особенно неприятна. Когда попадаешь в европейский город, сразу обращаешь внимание на огромное количество людей с ограниченными возможностями. И спрашиваешь себя: а почему их так много? В России, например, на улице колясочника нечасто встретишь. Неужели, думаешь, у них в Европе здоровье хуже или медицина слабее? Разумеется, нет. Причина проста. У нас инвалидам нечего делать на улицах, и поэтому они все время сидят дома. У них же всюду катят по тротуарам на колясках с мотором, заезжают в магазины, музеи, посещают театральные премьеры. Словом, живут полноценной жизнью. Общество делает все, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя частью целого, такими же, как все. Там стараются, чтобы не возникало этой невидимой стены. Сотрудники аэропортов выдают инвалидам специальные коляски и катят их к нужному выходу. Везде устроены пандусы, в уборных есть специальные места для инвалидов, в автобусах — крепления для колясок. В последнее время и у нас появились автобусы с низким полом и откидными площадками для въезда. Но встретить колясочника, въезжающего в автобус, практически нереально. Почему? Сами инвалиды говорят, что конструкция работает только в том случае, если автобус подойдет вплотную, параллельно тротуару. Но это невозможно, поскольку вблизи остановок самым постыдным образом припаркованы частные автомобили. Хорошая идея загублена плохой организацией. Чтобы был какой-то прок, надо жестко штрафовать за парковку на тротуарах или хотя бы ввести на дорогах выделенную линию для общественного транспорта. Последнее кое-где уже делается, но это лишь первые шаги. Посмотрим.

Конечно, не пускать инвалида в метро — это безобразие. Но как же быть? А если он упадет с неприспособленного эскалатора, покалечит себя и других. Пока на станциях нет лифтов, можно организовать службу наподобие китайской. В КНР существуют команды, которые транспортируют людей с колясками к эскалаторам и дальше, до вагона метро. Это намного дешевле, чем рытье шахты для лифта.

В Европе предусмотрены места в паркингах для инвалидов. У нас — тоже, но туда могут встать все кому не лень. А где-нибудь в Дюссельдорфе попробуйте припарковаться на этом месте. Как из-под земли появится полицейский, влепит громадный штраф или эвакуирует машину, которую вы потом устанете возвращать. Причем будет совершенно беспощаден, и никакие уговоры на него не подействуют.

Всем нам надо уяснить, что вложенные государством средства — условие необходимое, но недостаточное. Нам бы еще научиться уважать увечных людей. А также стариков, ветеранов и всех, кому живется труднее, чем нам. В одной статье я описал историю моей знакомой, американской старушки, приехавшей в Москву. У нее был солидный водительский стаж, и на свою беду она слишком хорошо знала правила дорожного движения, а водитель, который ей встретился, — увы, нет. Она думала, что имеет право перейти улицу по «зебре», а водитель подумал иначе…

Остается надеяться на то, что у нас теперь многие стали ездить за границу. И цивилизованные стандарты мало-помалу просачиваются к нам. В 1989-м я наблюдал в метро много злых людей, которые никогда не придерживали дверь перед идущим сзади. Сейчас все чаще придерживают. И перед «зеброй» раньше никому не приходило в голову останавливаться. Теперь же почти научились пропускать пешехода. И начинаешь думать: ведь можем же жить иначе, ведь можно быть людьми.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера