Архив   Авторы  

Политика женского рода
Общество и наукаКультурно выражаясь

Дни пребывания Валентины Матвиенко в Смольном сочтены. Осталось соблюсти формальности, легитимизирующие ее «пересадку» в кресло спикера СФ. Худрук питерской Александринки и московского Центра им. Вс. Мейерхольда Валерий Фокин — о роли женщины в большой политике

 

Так случилось, что переезд Валентины Матвиенко в Петербург совпал с моим появлением в этом городе. В 2003-м я возглавил Александринку, Валентина Ивановна в том же году стала полпредом президента в Северо-Западном федеральном округе, а после победы на губернаторских выборах перебралась в Смольный. Нелепо сравнивать масштаб задач, которые предстояло решать каждому, но одно могу сказать точно: нам обоим в наследство досталось весьма запущенное хозяйство.

Старейший профессиональный театр России влачил жалкое существование, по сути лежал в руинах, Питер, увы, тоже в полной мере оправдывал данную Даниилом Граниным характеристику: великий город с областной судьбой. Посланцев Москвы на брегах Невы никогда не жаловали, мой приход был встречен в театре настороженно. Мол, варяга прислали. И Петербург не сразу принял Матвиенко, хотя она провела в городе большую часть сознательной жизни и вроде бы могла считаться там своей. Но если Москва не верит слезам, то Питер подозрительно относится к словам, предпочитая им дела. Их нам и предстояло предъявить, опять же — каждому на своем участке.

В том, что масштабную реконструкцию Александринки удалось провести за год и три месяца, велика заслуга губернатора. Валентина Ивановна сразу популярно объяснила местным строительным компаниям, что те не получат в городе других заказов, пока не завершат работы в театре. Это стало хорошим стимулом, чтобы все делать качественно и в срок. Матвиенко ненавязчиво сыграла и на патриотических чувствах подрядчиков: Александринка для горожан — безусловный бренд. Мы на эту тему специально не говорили, но, думаю, Матвиенко видела свою задачу в освобождении Петербурга от копившихся десятилетиями провинциальных комплексов. Кстати, в молодых питерцах я уже не замечаю прежней рефлексии, за последние восемь лет ее заметно поубавилось.

Матвиенко привлекла серьезные инвестиции, привела в город крупный капитал. Да, губернатору помогали перебравшиеся в Москву и не забывшие малую родину земляки, но факт остается фактом. К безусловным достоинствам Валентины Ивановны относится качество, приобретенное ею, видимо, на дипломатической службе: она умеет слушать, а главное — слышать людей. Плюс готовность договариваться — еще одно ценное и не самое распространенное в наших широтах свойство, где часто продолжают жить по принципу «я — начальник, ты — дурак». Прекрасно помню, как протестовал Михаил Борисович Пиотровский против того, чтобы на Дворцовой площади устраивали рок-концерты или зимой заливали каток. Матвиенко не во всем соглашалась с директором Эрмитажа, но его позицию всегда принимала к сведению. Как и отношение общественности к строительству высотки «Охта центра». Валентина Ивановна вела диалог, пыталась искать компромисс. И в итоге ситуацию ведь разрулили.

Критики всегда найдут, за что упрекнуть губернатора, но вы посмотрите, сколько дров наломали в последние годы в моей родной Москве. О сохранности памятников архитектуры и продуманном плане новой застройки говорить здесь, увы, не приходится. Лицо города изменилось до неузнаваемости. Петербург же остался самим собою. Казалось бы, мелочь: рекламные перетяжки, которые так уродуют центральные московские улицы. Вы не увидите их в Питере. Сколько усилий пришлось потратить, чтобы договориться о расторжении контрактов с агентствами, арендовавшими площади на годы вперед, знает лишь Валентина Ивановна. При этом город не замер в прошлом, он живет и динамично развивается.

Сейчас мы строим новую сцену Александринки. Фактически это будет современный театральный центр, равного которому в России пока нет. Землю для строительства выделил город. Без помощи Матвиенко этого не случилось бы. Разумеется, внимание городских властей распространялось не только на Александринку. Культурная столица России — это не красивая фигура речи. В последние годы новые здания получили Театр на Фонтанке и театр «Буфф».

Мне показалось, Валентина Ивановна с сожалением готовится оставить пост губернатора. Видимо, планы развития Санкт-Петербурга не до конца ею реализованы. С другой стороны, Совет Федерации — новый вызов, иной масштаб. Зная деятельную натуру Валентины Ивановны, ни за что не поверю, что она согласится на роль декоративной фигуры. Она восемь лет проработала руководителем второго города страны, а теперь может занять пост третьего лица государства. Если это случится, Матвиенко сделает все, чтобы быть таковым не номинально, а по сути.

У политики неженское лицо — это чистая правда. Но ведь и в России до прихода в Питер Валентины Ивановны не было среди губернаторов представительниц слабого пола. Впрочем, назвать Матвиенко слабой у меня язык не повернется. Убежден, не только у меня…

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера