Архив   Авторы  

Спасите ваши души
Общество и наукаКультурно выражаясь

Что случилось с «Булгарией»? Она утонула! Что случилось с душами тех, кто снимал агонию барахтающихся в воде пассажиров теплохода на камеры своих мобильников? Они давно на дне. Quo vadis? Этим вопросом задался известный российский писатель и театральный режиссер Евгений Гришковец

 

Тонула «Булгария», а люди с проходивших мимо судов хладнокровно наставляли на людей, барахтающихся в воде, глазки камер мобильных телефонов. Те просили: «Не снимайте!» — но их никто не слушал.

По-моему, это какой-то сон разума. Я хочу думать, что это инопланетяне, а не мои соотечественники и современники. Особи другого биологического вида, жители параллельного мира, с которым я не желаю соприкасаться.

Бывает, что мы иногда переступаем границы этого мира, входя в Интернет и попадая на какой-нибудь «не тот» блог. Но я хочу надеяться, что те, кто ходит на мои спектакли, не повели бы себя подобным образом.

Честно говоря, меня не очень удивила эта история с «Булгарией». Уже много лет мы наблюдаем, как кое-кто умудряется снимать на мобильник катастрофы и выкладывать видео в Сеть. Появилась целая плеяда людей, которые, вместо того чтобы браться за огнетушитель, прыгать в воду или бросать тонущим спасательный круг, резво хватаются за мобильный телефон. Об этом уже можно говорить как о национальной беде. К сожалению, в обществе до сих пор нет внятной реакции на новый вид варварства, никто из официальных лиц не сказал, насколько оно чудовищно. Наоборот, в блогосфере считается очень крутым выложить что-нибудь эдакое в YouTube или на интернет-канале типа «мобильный репортер» и сообщить друзьям: посмотрите, как я ловко успел это снять. Это котируется. Многих привлекает роль бесплатных папарацци. Как приятно стать звездой YouTube!

Не хочу обвинять блогерскую среду. Однако люди, которые ищут, как бы поймать в кадр кровь и жесть, — конечно, люди сетевые, люди из Интернета. Не могу себе представить, что так может поступить обыкновенный человек, желающий просто иметь подобные снимки в своей коллекции. Не семье же их показывать, в самом деле. Нет, это именно средство коммуникации, способ общения носителей определенного типа сознания с себе подобными. В общем, субкультура. Имеет ли эта новая звездность те же корни, что и шоу-бизнес, — не знаю. Первичная опухоль, вероятно, одна. Но метастазы совершенно иные. Дальние, глубокие и куда более злокачественные. Данный феномен известен со времен Древнего Рима и гладиаторских боев. Гибель и страдание — подлинные, документальные, достоверные, — вот что привлекает толпу.

Известно, между прочим, что снимать на мобильник и выкладывать в Сеть пытки и убийства очень любят нацисты, преследующие инородцев. Так они поднимают свой рейтинг среди себе подобных. В нашем случае люди не знают заранее, что они будут снимать, это спонтанный порыв. И уж точно не убивают и не пытают своих жертв. Они лишь пользуются случайной ситуацией. Но на подсознательном уровне ощущается какое-то родство. Разумеется, есть обратная связь. Если бы не была так доступна возможность выложить свои «шедевры» в Сеть, наверное, не только этих «черных репортеров», но и нацистов у нас было бы поменьше. Ведь выходки нацистов, как и терроризм, — это всегда шоу. Казни и теракты совершаются с таким расчетом, чтобы их показали в новостях, чтобы о них взахлеб заговорили таблоиды.

Другой, более рутинный вопрос: кто виноват в самой катастрофе и можно ли было ее предотвратить? Речной теплоход — плоскодонное судно, которое вообще легко переворачивается по сравнению с морскими или океанскими лайнерами. Тем более если при отходе от причала корабль, как утверждают СМИ, уже имел крен на правый борт. Тем более если теплоход был перегружен и, как говорят журналисты, капитан в отчете вдесятеро преуменьшил количество пассажиров на борту. Да, именно капитан принимает решение отойти от причала. Полагаю, однако, что нельзя всю вину вешать на него одного. К тому же, если он погиб, с него уже не спросишь, а чужая смерть, как известно, все спишет.

Спасать выживших пыталась команда лишь одного проходящего мимо судна под названием «Арабелла». Вопрос: почему людям не помогли первые два — танкер и баржа. Международное морское право предписывает любому немедленно оказать помощь, если слышен сигнал SOS. Оно предусматривает ответственность за неоказание помощи, и это касается даже военных кораблей. Нарушать морской закон нельзя, он в каком-то смысле священен. Как нам говорили на флоте, каждая строчка этих документов написана кровью погибших моряков.

По большому счету случившееся — повод задуматься о нашем коллективном одичании. Когда на палубе слышен крик «Человек за бортом!» — это главный сигнал для моряка. Он должен сделать все возможное и невозможное, чтобы спасти тонущих. Думаю, без лишних слов понятно: область применения этих принципов в разы шире, чем сухие параграфы морского права.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера