Архив   Авторы  

Соки-воды
Общество и наукаКультурно выражаясь

 

Пить или не пить? Этот вопрос задаст себе каждый россиянин после повышения акцизов на водку. Способен ли наш человек отказаться от сакральной поллитровки? В поисках ответа на этот вопрос писатель Денис Драгунский смахнул пыль с учебников истории и перетряхнул свой собственный житейский опыт

Дело было в декабре 1986 года в очереди за водкой у Елисеевского магазина. Водка, впрочем, уже кончилась. По цепочке сообщили — остался напиток десертный «Яблочный», 16 градусов. Но душа жаждала хоть «Яблочного», и моя душа тоже, хотя я никогда не был пьяницей. Но если нельзя — то всегда очень хочется.

Сбоку подошел мужичок в лыжной шапке и прошептал: «Двадцать пять». Я кивнул, сказал стоявшему позади: «Я на секундочку», сказал стоявшему впереди: «Я сейчас» — и пошел за лыжной шапкой. Мужичок завел меня в совершенно пустой мясной отдел и не таясь вытащил из кармана бутылку. Зеленую. Ноль семь. Без этикетки. Закрытую пивной пробкой. «Что там?» — спросил я. «Водка», — сказал он. «Хорошая?» — усомнился я. «Вкуснятина!» — убежденно засмеялся он. «Вот что, — сказал я. — Давай мы ее откроем. Если там водка, вот четвертак. А если вода или политура — извини». Слушавший наш разговор мясник передал мне через прилавок открывалку. Это была в самом деле водка. Мужик схватил четвертак и убежал. Мясник свернул из бумаги тугую затычку для бутылки. Он переживал со мной вместе. А я был счастлив. Потому что завтра был мой день рождения, а в Москве бушевала горбачевская антиалкогольная кампания.

Что может быть хуже отсутствия выпивки в магазинах? Когда в магазинах она есть, но стоит запредельных денег. Согласно принятому закону повышаются акцизы на алкогольные напитки, включая пиво. Планируется, что цены на выпивку будут расти и расти — поскольку акцизы будут повышаться дважды в год, 1 января и 1 июля. Повысятся также цены на табак и бензин.

Но я пока только о водке.

Как писал товарищ Сталин в 1927 году, «ради победы пролетариата и крестьянства предстоит чуточку выпачкаться в грязи». Имелось в виду, что советскому государству денег взять неоткуда, и поэтому приходится торговать водкой. Что, конечно, нехорошо. Грязно. Но приходится. Иначе, по словам товарища Сталина, придется идти в кабалу к мировому капиталу.

Прошли годы и даже десятилетия. Однако привычка наполнять бюджет водочными деньгами осталась. Своего рода «государственный алкоголизм». В поздние советские годы это было понятно — с точки зрения холодного финансиста. Ликеро-водочная продукция была единственным отечественным товаром, который пользовался массовым спросом и торговать которым было выгодно (в отличие от хлеба и молока, которые дотировались). Продажа водки была главным способом возвращать в государственную кассу выплаченную зарплату, обеспечивая оборот денежной массы.

Но не все, что хорошо для бюджета, полезно людям. Народ спивался. Это вызывало озабоченность мыслящих граждан. В том числе и членов ЦК КПСС. Советская борьба с пьянством достигла апогея при Горбачеве. Первые месяцы все было замечательно. Но потом стали гнать самогон и пить кошмарные суррогаты — в том числе отвар из виниловых дисков. Или два раза пшикнуть дихлофосом в пивную кружку. Три раза — уже смертельная доза. Кроме того, лопнул государственный бюджет.

Теперь водки, а также вина и пива — море разливанное. В широчайшем ассортименте товаров и цен. Казна собирает богатый урожай акцизов. Народ, однако, спивается пуще прежнего.

Что делать? И вот тут наступает момент, когда всем нам, дорогие сограждане, надо напрячь свой диалектический разум. Конечно, спаивать народ посредством дешевой водки — это плохо. С другой стороны, лишать народ выпивки — тоже едва ли хорошо. А дразнить высокими ценами — так просто опасно. От водки бывает куча всего плохого. Однако водка, вино и пиво — точнее, этиловый спирт — это лучший на свете транквилизатор. Никакой фармацевтический гигант в своих лабораториях не может сочинить ничего более эффективного. К тому же вкусного, приятного и привычного.

Противно, когда государство пытается сыграть в две игры сразу. Отобрать у народа побольше денег и одновременно позаботиться о народном здравии. Прикрыть свою фискальную алчность рассуждениями о вреде пьянства.

Ходить пешком полезнее, чем часами сидеть в пробках. Я сам убежденный пешеход. Но надо ли ради приучения сограждан к моциону вводить «налог на колеса»? Не уверен. Главный санитарный врач Онищенко считает, что бутылка водки должна стоить сто долларов. Тогда, дескать, люди станут меньше пить. Увы, нет. Люди опять начнут гнать самогон, травиться суррогатами и нелегальной водкой. Нелегальная водка — это еще одна мафия. Как будто нам мало тех мафий, которые уже есть!

Лечить повальное пьянство — это значит лечить жизнь во всей стране. Дать людям перспективу — нет, не какую-то там дальнюю перспективу, а реальную возможность, здесь и сейчас! — выбраться из бедности. Избавить людей от бесправия перед чиновником. Для начала хватит.

У одного алкаша кот попал в ведро с самогоном и утонул, бедняга. Алкаш выпил самогон, а кота стал выжимать. Выжимает и приговаривает: «Барсик, еще две капли!»

Государство, как тот самый алкаш, старается выжать из подвластного населения еще чуть-чуть, еще две капли. Как будто напоследок. Однако наш народ, хотя изрядно пропитался водкой, еще жив и полон сил, в отличие от утопшего Барсика. И может больно поцарапать.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера