Архив   Авторы  

Ангелы и демоны
Общество и наукаКультурно выражаясь

В обществе полыхают споры о православии, преподавании закона Божьего в школе и о знаменитом панк-молебне. Есть ли смысл в противостоянии верующих и антиклерикалов? И с теми ли демонами идет борьба? Писатель Алексей Варламов считает, что обеим сторонам пора ввести на церковную тему мораторий

 

По призыву Святейшего Патриарха на молитвенное стояние возле храма Христа Спасителя собралось 65 тысяч человек. Я знаю, что для одних этот факт был показателем многочисленности православной группы населения и гражданской активности верующих. А у кого-то эта цифра вызывала вопросы: да понимают ли сами люди, куда и зачем они пришли?..

Конечно, на вандализм и оскорбления верующих надо реагировать — реагировать твердо и строго в правовых рамках. Согласно закону это серьезное правонарушение. Но, мне кажется, не следует устраивать по поводу этого общественную дискуссию. Ну какой может быть спор о вандализме и оскорблениях по конфессиональному признаку? Ведь это нарушение не только церковных, но и общечеловеческих норм.

Тем не менее высказываний по поводу и без повода на сегодня явно больше, чем надо. Такое кипение страстей вокруг РПЦ, с одной стороны, конечно, удивительно. Но, с другой стороны, в истории Церкви не раз возникали периоды гонений, начиная с Нерона и заканчивая советской эпохой. Можно вспомнить комсомольцев 20-х годов, журнал «Безбожник», фокстрот «Аллилуйя!» (о расстрелянных священниках не говорю).

Есть люди, которых Церковь раздражает уже лишь тем, что она есть. Тем, что она ведет себя не так, как хотелось бы им. Не гонится за идеологической модой. Не поддается форматированию, не стремится выполнять задачи, которые на нее пытаются возложить те, кто от Церкви очень далек. Вот тогда Церковь и начинают всячески провоцировать на эмоциональные реакции, как это было в истории с Pussi Riot.

Уверен: лучшее, что можно сделать, — это перестать о них говорить. Ведь у людей, склонных к провокациям — художественным или нет, это кто как считает, — логика примерно та же, что и у террористов. Они совершают то, что совершают, в первую очередь потому, что уверены: их покажут по всем центральным информационным каналам. А это очень серьезный промоушн. Ради такого дела можно зайти в храм, где молятся верующие, не обращая внимания на них, сплясать на амвоне… Но в ситуации с террористом никуда не денешься, а в ситуации с Pussi можно перейти к режиму молчания. Не надо раздувать ажиотаж. Я уверен, что эти девушки и так обеспечили себе паблисити на много лет вперед. То есть получили именно то, чего хотели.

Такой же примерно взгляд на вещи у антицерковно настроенных публицистов. И расчет в том, чтобы выстроить шоу вокруг себя, самоутвердиться за счет чувств оскорбленных верующих. Чем больше мы будем вспоминать об этом вслух, тем больше пищи дадим для дальнейших обсуждений…

Конечно, на кипение страстей вокруг Церкви могло повлиять многое. Выборы, предвыборная агитация, уличные протесты, позиция самой Церкви по социальным и иным вопросам… Сегодня тема откровенно перегрета. Поэтому моя позиция состоит в том, что говорить о конфликтах вокруг РПЦ нужно как можно меньше.

Разумеется, свои неустройства есть и внутри церковного организма. Но они все равно другой природы, нежели та, на которой основаны светские критерии общественных отношений. Парадокс в том, что Церковь нередко обвиняют в клерикализации России, в каких-то претензиях на государственную власть. Но я согласен с теми, кто утверждает, что, кроме желания строить храмы взамен разрушенных и поддержать в школе предмет «Основы мировых религий», Церковь никаких особых планов не вынашивает. Она не влияет на политический и экономический курс это, полагаю, видно невооруженным глазом. Чтобы проверить, достаточно заглянуть в «Социальную концепцию РПЦ». Другое дело, что, будучи отделена от государства, Церковь не отделена от общества. И поэтому может свободно заявлять о своих взглядах как любая общественная организация. Но в политических решениях она не участвует.

Откуда в таком случае претензии? Мне кажется, природа этих претензий иррациональна. В какие-то периоды возникают обострения антиклерикализма, а потом все само собой проходит. Даже лечить эти приступы, скорее всего, не надо. Надо очень спокойно и невозмутимо на все это реагировать.

Понимаю, что иногда так называемая критика выходит за рамки допустимого. Например, то, что говорит с экрана Александр Невзоров или изображают Pussi Riot. Или когда Никита Джигурда кидается в эфире на протоиерея. Это уже не дискуссия, а оскорбления по религиозному признаку.

Можно ли вообще никак не реагировать на подобные действия, отмалчиваться? Или какая-то реакция все же нужна? Реакция, безусловно, требуется. На оскорбления надо отвечать. Но и об этом уже очень много сказано и написано. Эти разговоры продолжаются и сейчас, они не скоро утихнут… Но все эти разговоры по десятому кругу только провоцируют дальнейшее развитие конфликта между людьми церковными и антиклерикалами. Чем дальше, тем труднее остановиться.

Что же делать? Полагаю, обеим противоборствующим сторонам следовало бы ввести на церковную тему мораторий. Однажды сказать себе «Хватит!» и на этом успокоиться. Есть много других интересных тем для разговора.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера