Архив   Авторы  

Остался в живых
Общество и наукаКультурно выражаясь

Псковский священник Павел Адельгейм был известен своей твердой позицией и не боялся вступать в дискуссию с церковным начальством. Его гибель от руки сумасшедшего потрясла даже незнакомых с ним людей. Писатель Валерий Панюшкин считает, что ярко прожитая жизнь делает смерть не самым важным событием

 

Священник Павел Адельгейм погиб от ножа сумасшедшего человека, которого сам же и пригласил в свой дом. В подобных случаях в православной среде говорят о мученической смерти, о кознях сатаны, тем более что сам убийца заявил, что убить отца Павла ему велел сатана. Я не люблю эти разговоры.

Почему мы говорим только о том, как человек умер, и только тогда, когда умер? Смерть — простая вещь. На нее способен любой человек. Разнится только степень мужественности, мудрости и достоинства, с которой человек способен ее принять. Впрочем, мужественность, мудрость и достоинство проявляются не в смерти, а на ее пороге, то есть еще при жизни.

Жизнь — совсем другое дело. Она редко кому удается. И в этом смысле отец Павел Адельгейм олицетворяет для меня (да-да, глагол в настоящем времени, ну и что, что умер?) прекрасную жизнь.

«Я, к сожалению, не был знаком с батюшкой лично». Эту фразу вы встретите почти в любом некрологе, посвященном отцу Павлу. И эта фраза — хороший знак. Когда умирает дутая медийная знаменитость, все на свете оказываются хорошими знакомыми усопшего. Но когда все на свете воспринимают смерть человека как личную утрату, а на поверку оказывается, что никто почти с усопшим не был знаком, — это значит, что человек не тратил времени на славу, трудился, служил.

В репортаже фотографа Василия Попова (единственный, кажется, большой фоторепортаж о батюшке) очень видно это служение. Вот батюшка младенца крестит, вот покойного отпевает, вот исповедует, вот причащает, вот с сиротами возится, вот с душевнобольными, вот измеряет жене давление, вот ласкает кошку — община псковской церкви Жен-Мироносиц представляется единым, живым, дышащим телом. Я воображаю себе, как эти люди поют «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую церковь», имея в виду действительно себя, свою единую, общую, соборную (то есть сборную из многих), обращающуюся к Богу душу.

Из-за этой соборной души своего прихода батюшка, собственно, и поссорился с Псковским владыкой Евсевием. Владыка велел принять новый церковный устав, по которому жизнью общины руководила бы не церковь, не вот именно эта соборность вот именно этих прихожан, поющих Символ веры, а церковный иерарх, архиепископ, членом общины не являющийся. С парадоксальной смиренной твердостью простой священник указывал архиепископу на то, что тот не прав, полагая себя способным окормлять паству, которую в глаза не видел. Возражал прямо. Предстал перед церковным судом, в легитимности которого опять же усомнился, потому что либо надо присоединить церковь к государству, дав церкви часть судебных функций, либо, если церковь от государства отделена, надо признать независимость суда даже и от церкви. Говорил прямо. Лишился обоих храмов, в которых был настоятелем, лишился сиротского приюта, который создал, лишился регентской школы. Остался простым попом и продолжал служить — крестить детей, отпевать покойников, кричать на Пасху «Христос воскресе» и прикасаться каждый день собственными руками к чуду Евхаристии, к бессмертию, в которое мы верим.

Подробности биографии отца Павла объясняют, конечно, во многом эту его смиренную твердость: детство провел в ссылке, вернулся, выучился на священника, был отчислен, был восстановлен, получил три года лагерей за упорство в вере, потерял в лагерях ногу, вернулся, служил, построил детский приют, преподавал церковное право, много писал, служил, исповедовал, исповедовал… Редкая судьба, позволяющая привыкнуть к гонениям. Редкая работа, позволяющая слушать нигде больше не встречающихся разных представителей раздробленного нашего общества — богатых и бедных, облеченных властью и немощных, интеллектуалов и совсем безумцев.

О конфликте простого псковского попа с владыкой в местных и православных СМИ писалось довольно много. Всякий журналист считал своим долгом рассказать о фрондерстве простого священника по отношению к начальству. И в этом качестве история не занимала меня. Отец Павел вовсе не был фрондером. Я думаю, если бы владыка прямо приказал священнику подчиниться, тот подчинился бы. В том-то и была тонкость, что епархия требовала от священника «свободно» высказать мнение, совпадающее с мнением епархии, «добровольно» признать, что церковная община должна управляться не прихожанами, а иерархом. А священник подчиниться силе был готов, но изобразить циничное рвение подчиненного —нет.

В этой истории меня завораживало то, с каким упорством отец Павел цеплялся за служение. Служить литургию, венчать любящих, крестить детей, исповедовать грешных, отпевать покойных, прикасаться к чуду Евхаристии. Батюшка с таким упорством держался за все это, что не оставалось сомнений — все это имеет значение. Все эти люди. Церковь, которую составляют младенец, любящий, грешный и усопший, а не то, что вы думали.

Малосущественным эпизодом является то, что священник Павел Адельгейм погиб от ножа сумасшедшего человека, которого сам же и пригласил в свой дом. В этой фразе ключевым является слово «человек», примененное по отношению к убийце. Вот интересно: что сказал бы исповедник Павел человеку, пришедшему каяться в том, что убил священника Павла Адельгейма?

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера