Архив   Авторы  
Кадры из фильма "Хэнкок".

Первая киномировая
Искусство и культураКультура

Голливуд ведет глобальную войну против пиратства. И одним из главных театров боевых действий стала Россия





 

По некоторым оценкам, в прошлом году пиратство нанесло мировой киноиндустрии ущерб на сумму около шести миллиардов долларов, при этом Голливуд недосчитался 670 миллионов долларов. В числе наиболее злостных нарушителей авторских прав кинопроизводителей называют такие страны, как Мексика, Китай и, увы, Россия. Главная задача крупных киноигроков - любой ценой предотвратить изготовление незаконной копии кинофильма. А если такая копия все же изготовлена - не дать ей проникнуть в Интернет. "Итоги" решили выяснить, каким образом крупные американские мейджоры и их российские представительства пытаются защитить свою интеллектуальную собственность.

Расчлененка

Еще несколько лет назад Россия была главным мировым поставщиком пиратских видеокассет и DVD высокого качества. В конце 80-х - начале 90-х годов наши прокатчики закупали мизерное количество фильмокопий. Но с них делали огромное число видео-, а потом и DVD-пираток - мы, таким образом, снабжали контрафактом чуть ли не весь мир. Происходило все так. Перед каждой премьерой готовые копии с таможни везли в офис дистрибьютора. Но по дороге курьер успевал заехать к знакомому, имеющему доступ к так называемому телекинопроектору - прибору, с помощью которого можно делать видео- и DVD-копии напрямую с пленки.

В 1997 году терпение правообладателей лопнуло: по инициативе Американской ассоциации кинопромышленников (MPAA) отечественные киностудии, компании и ряд общественных организаций создали Российскую антипиратскую организацию (РАПО). Именно с этого момента у нас стала действовать принятая во всем мире схема борьбы с пиратством и защиты картин от незаконного копирования. На деле это означает, что, во-первых, существует одна-единственная компания ("Кинологистика"), куда приходят фильмокопии картин всех мейджоров. При этом ленту с голливудских холмов доставляют не целиком, а по частям и в разное время. В законченном виде картина собирается уже на месте - в студиях, пользующихся безоговорочным доверием мейджоров.

Во-вторых, на каждой легальной пленке стоит так называемый watermark. Это цифра, которую можно увидеть только с помощью спецоборудования. Знак не исчезает при переносе изображения и на любой другой носитель. Так что специалисты из РАПО, обнаружив контрафакт, со стопроцентной точностью могут определить, в каком кинотеатре его сделали, и потребовать усиления мер безопасности. В большинстве случаев watermark ставят в Америке, однако недавно оборудование по штамповке меток приобрел и киноконцерн "Мосфильм". Появленние пиратской копии хорошего качества при таких мерах безопасности практически исключено.

Наконец, готовая, помеченная копия пакуется в одноразовый мешок, вскрыть который незаметно нельзя, и отправляется в кинотеатр. Владелец или администратор расписывается в получении. Здесь зона ответственности РАПО заканчивается, и наступают жаркие денечки для сотрудников мультиплекса. Ведь именно они должны теперь следить, чтобы контрафактная копия не была снята прямо с экрана кинотеатра.

Суета сует

В России уже давно вошло в обиход слово "экранка". Оно обозначает нелегальную копию, которую сделали прямо в кинотеатре. В век высоких технологий это просто, достаточно иметь цифровую камеру, фотоаппарат с режимом видеозаписи или просто мобильный телефон. Производители прекрасно осведомлены обо всех этих возможностях, в чем можно было убедиться совсем недавно, на пресс-показе голливудского блокбастера "Хэнкок".

Дистрибьюторы картины Buena Vista Sony Pictures Releasing (BVSPR) специально приехали в Москву следить за соблюдением правил. На деле это выглядело так. Журналистов пропустили через металлоискатель и отобрали мобильные телефоны. В зал пускали только при предъявлении номерка от конверта, где лежал сданный сотовый. Когда начало сеанса затянулось, публику вновь попросили покинуть помещение - с тем, чтобы провести дополнительный "личный" досмотр, сильно смахивавший на обыск: "Выверните карманы. А это что такое? Сумочку на стол…"

Генеральный директор Buena Vista Sony Pictures Releasing (BVSPR) Россия Антон Сиренко признался "Итогам": "Возможно, такая практика проверок вступает в некий конфликт с нашей ментальностью - не любим мы, когда у нас что-то отнимают, пускай и на время". Когда "Хэнкока" показали на открытии ММКФ, на дверях "Пушкинского" красовалось объявление: "Во время показа будет вестись видеозапись. Отправляясь в зал, вы автоматически даете разрешение на то, чтобы вас снимали на видео". Таково еще одно антипиратское ноу-хау Голливуда. Впоследствии запись внимательно изучают - и не дай бог, заметят среди зрителей гражданина, нацелившего на экран камеру или мобильник.

Вы думаете, это все? Отнюдь. Зрительный зал через специальные приборы ночного видения могут осматривать специально натасканные секьюрити. Несколько людей в черном (в некоторых случаях их число доходит до двадцати) ведут из будки киномеханика слежку, которую мейджоры предпочитают политкорректно называть мониторингом. Наивно было бы считать, что все эти меры дают стопроцентную гарантию. Так, на журналистском показе в Москве "Человека-паука 3" секьюрити привычно отбирали телефоны и фотоаппараты. Стоял страшный бедлам. И лишь пиар-менеджер кинотеатра сохранял ледяное спокойствие: "И чего так суетятся? Картина-то давно уже продается на всех развалах". "Тряпку" умудрились сделать на токийской премьере, состоявшейся на неделю раньше, и она тут же была растиражирована по миру благодаря Интернету.

Против лома

Законы многих стран, в том числе Евросоюза, допускают создание так называемой private copy - копии для личного, домашнего просмотра. Таким образом, какой-нибудь бельгиец может спокойно пронести в зал видеокамеру и сделать "экранку". Она будет квалифицирована как запись "для домашнего просмотра". В России за это можно получить ни много ни мало до шести лет тюрьмы (говорят, что эту поправку к действующему Уголовному кодексу РАПО пролоббировала не без помощи всесильных членов МРАА). Правда, надо признать, что нередко private copy перестает быть "частной" и оказывается в так называемых торрент-сетях. Благодаря этим сетям и специальным программам-клиентам пользователи всего мира могут делиться друг с другом фильмами, музыкой или софтом. Короче говоря, если лента попала в торрент-сети, у правообладателей остается одна-единственная возможность избежать многомиллионных убытков - полюбовно договориться с владельцами сетей. Удается это, естественно, далеко не всегда.

Вот что ответили гиганту Dreamworks, владеющему правами на фильм "Шрек-2", модераторы знаменитого шведского торрент-сайта Thepiratebay.org: "Не знаю, догадываетесь ли вы, что Швеция НЕ является сорок девятым штатом США, однако это именно так. Швеция, ребята, - это страна, расположенная в Северной Европе. И если до вас еще не доперло, объясняем по-простому: американский закон здесь не действует. А шведский никаким образом не нарушается. Мы и наши адвокаты считаем вас занудами и предлагаем…" - далее Dreamworks и их адвокатам предлагают такое, что знаменитое американское fuck выглядит невинным пожеланием удачи. Правда, некоторое время назад ресурс все-таки прикрыли - в результате спецоперации в руках полиции оказалось более ста компьютеров. Но не прошло и двух недель, как ресурс заработал вновь, с тем же названием, с тем же дизайном и в том же режиме. Теперь его мощности располагаются на территории Нидерландов.

Российские законы гораздо менее либеральны, но ведь и по масштабам распространения пиратской продукции мы одни из лидеров. По словам Сергея Шестакова, владельца одного из двух крупных порталов легальной продажи кинопродукции в Интернете Video24.ru (ГК "Централ Партнершип"), "с точки зрения российского законодательства почти любое использование произведений, в том числе в Интернете, без разрешения правообладателя является нарушением прав и влечет гражданскую и уголовную ответственность. Таким образом, пиратами являются как владельцы сайтов, предоставляющие доступ к произведениям без разрешения правообладателей, так и пользователи торрент-сетей".

Как это ни удивительно, с нашими владельцами (а найти их, по словам Земченкова, практически невозможно) торрент-сетей договориться куда легче, чем с теми же шведами. Так, на отечественном торрент-ресурсе, славящемся гигант­ской киноколлекцией, в перечне названий фигурирует и громкая лента Тимура Бекмамбетова "Особо опасен". Но скачать ее невозможно. Рядом с рекламным постером висит надпись "Запрещен по просьбе правообладателей". С подобными "просьбами" к владельцам ресурса обращались также правообладатели таких, например, хитов, как "Ирония судьбы: Продолжение" или "Хеллбой: Золотая армия". Просьбы были уважены. Также на форуме сайта есть раздел под названием "Раздачи, запрещенные по этическим соображениям", где фигурирует, в частности, "Мастер и Маргарита" Юрия Кары.

Впрочем, есть и те, кто переговоры с "террористами" вести категорически не согласен. Среди них - гендиректор "Мосфильма" Карен Шахназаров, рассказавший "Итогам": "Представьте себе, на одном из крупных совещаний с участием представителей РАПО и силовых структур один из крупных милицейских чиновников заявил: "Что мы можем сделать? Сами с интернет-пиратами договаривайтесь". И как же это прикажете понимать? Зачем тогда законы нужны, если люди, призванные их защищать, отказываются от борьбы, опускают руки?" Тем не менее исполнительный директор РАПО Константин Земченков подтверждает, что в большинстве случаев с такими ресурсами удается пойти на мировую. Попроси по-человечески - выполнят любую просьбу.

За последние несколько лет почти все мейджоры расторгли договоры с бывшими российскими партнерами, исполнявшими функции дистрибьюторов, и открыли собственные представительства в Москве. Голливудский кинематограф укрепляет свои позиции в России. Наш кинорынок становится невероятно привлекательным, сборы растут как на дрожжах. Естественно, кинопроизводители заинтересованы в том, чтобы прибыль сохранить и приумножить. Но стоит ли ждать, что хрестоматийная страшилка "Россия - страна пиратов" в скором времени совсем устареет? Очень может быть, что увеселительный поход в кино будет все больше напоминать у нас визит к следователю. А где, как не в кабинете следователя, резко начинаешь уважать закон?

Дело техники

Абонент доступен

Самые низкокачественные нелегальные копии кинофильмов принято называть экранками или тряпками. Считается, что некоторые из них записаны с помощью встроенной камеры мобильного телефона. Зайдите в "Поиск по блогам" Яндекса и убедитесь сами: "экранка, снятая, судя по всему, на телефон" - расхожий оборот. Но возможно ли вообще сделать экранку мобильником?

Теоретически да. Но не любым телефоном, разумеется. Здесь важны два параметра: с каким разрешением камера записывает видео (количество пикселей по вертикали и горизонтали) и частота кадров. Влияют они, соответственно, на детализацию и "плавность" ролика. Мультимедийные смартфоны Nokia (например, модели N95 8GB и N82) "пишут" с разрешением 640x480 пикселей при 30 кадрах в секунду. Тот же результат показывают модели Samsung (G600, G810), LG (Viewty). Этого вполне достаточно, чтобы снять экранную копию в кинотеатре. А в обозримом будущем на рынке появятся телефоны, способные записывать видео в разрешениях высокой четкости (HD). Телефоны-фотоаппараты присутствуют на рынке давно - покупатель к ним уже привык. А вот сегмент телефонов-видео­камер - новое поле деятельности для производителей, пока считаные модели позиционируются как "устройства для съемки видео". Совсем скоро эта ниша начнет заполняться - этому способствует большая популярность онлайн-видео­сервисов вроде YouTube.

Есть, правда, одно серьезное но. Полтора-два часа видеосъемки не выдержит ни один аккумулятор. Кроме того, у телефонов нет гнезда для штатива, а с руки нормальный ролик не запишешь. Конечно, можно кое-как зафиксировать телефон в горизонтальном положении и без штатива. И аккумулятор можно в карман запасной положить. Пираты - люди талантливые и изобретательные. Но все-таки я думаю, что телефонные экранки - это пока городская легенда. А гуляющие в Интернете копии в основном снимают все же настоящими камерами - мороки меньше, а результат, безусловно, лучше. Так что видеокамеры в сторону пираты отложат не скоро.

Алексей Гончаров

ре­дак­тор сай­та Nomobile.ru

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наша служба и опасна, и трудна

- Судя по той статистике, которую озвучивают в MPAA, деятельность вашу не назовешь очень эффективной?

- Я вам приведу другую статистику. В 2005 году в России было продано 22 миллиона легальных DVD с фильмами, в 2006-м - уже 44 миллиона, ну а в прошлом - аж 60 миллионов 360 тысяч. Сами видите, обороты рынка растут, причем существенно. Считаю, что в этом и наша заслуга.

- Каково сегодня соотношение контрафакта и легальной продукции на рынке?

- 30 процентов - фирменные DVD, 70 процентов - пиратские. Это в целом по стране. В Москве и Санкт-Петербурге соотношение более приемлемое - 40 на 60 процентов. Ситуацию можно было бы улучшить, но мы защищаем интересы только тех студий, которые являются нашими членами.

- А какими методами боретесь?

- Например, вместе с сотрудниками правоохранительных органов совершаем рейды, накрываем точки продаж. Происходит это практически каждый день. В штате РАПО есть лаборатория, которая определяет завод, где была произведена пиратская продукция. В штате у нас 28 человек, пятеро работают только по Москве. Сейчас у нас на складах лежит более 15 миллионов "левых" - мы их периодически уничтожаем после судебных решений.

- Почему же ничего не слышно о громких судебных делах?

- Ежегодно уголовных судебных решений принимается несколько тысяч, но, к сожалению, почти все - условные. Но все же есть и реальные сроки. Громкий показательный процесс прошел два года назад. В Ростове-на-Дону арестовали мать и сына, которые изготавливали и продавали контрафактные DVD. У них дома стояло пятьдесят мощных компьютеров, которые позволяли делать пятьдесят копий фильма за час. Оба получили по четыре с половиной года тюрьмы. На сегодняшний день в отечественной практике это самый серьезный срок за пиратство.

- А откуда берутся "экранки"?

- Снимают на телефоны, на камеры. Было дело: человек договорился с киномехаником, и тот разрешил ему прямо в будке установить камеру на штативе. Хотя в основном делают "тряпки" в первый уик-энд на сеансе. Приходят трое рано поутру, усаживаются в пятый-шестой ряд, укрепляют камеру или телефон на спинку впереди стоящего кресла и снимают. Один присматривает за аппаратурой, двое прикрывают его по бокам и следят за охраной. Мы проводим работу с владельцами сетей и отдельными мультиплексами, просим закупать аппаратуру ночного видения и мониторить показы. Сети обычно идут навстречу, а вот с "одиночками" бывают проблемы. Например, копия фильма "Особо опасен" была снята 27 июня в столичном кинотеатре "Рио". Мы туда поехали: "Что за беспредел? Вторая экранка из вашего кинотеатра за полгода…" Сейчас они весь персонал, ответственный за мониторинг, полностью разогнали, набирают новых людей.

- Довольна ли вашей деятельностью MPAA?

- Во-первых, более 50 процентов бюджетных денег к нам поступает именно от Американской киноассоциации. А во-вторых, без MPAA не удалось бы пробить необходимые поправки и законы. Стали бы они нам помогать, если бы были недовольны?

Константин Земченков

ди­рек­тор Рос­сий­ской ан­ти­пи­рат­ской ор­га­ни­за­ции

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера