Архив   Авторы  
Центральный Дом Художника на Крымском Валу

Гений без места
Искусство и культураКультура

Куда может завести путеводитель по культурным адресам Москвы




 

Трудно жить в Москве - в любой момент можно оказаться в положении Жени Лукашина из "Иронии судьбы". Просыпаешься в родном городе, вроде стены знакомые, но все не на своих местах. Вот и тыркаешься в поисках книжного шкафа или телевизора с криком: "Вы зачем мебель переставили!"

А что делать с этими перестановщиками - непонятно. У них на каждое совершенное действие есть кипа юридических бумажек. Недавно, например, без шума и пыли они кинотеатр "Ролан" чуть не смели с лица земли. Вернее, с Чистопрудного бульвара. Вроде опечатанный кинотеатр все же открыли, великодушно сказав: пусть будет очаг культуры. Но что дальше - неясно. У Рос­имущества были иски к Фонду Ролана Быкова, который неправильно оформил свои договоры с арендаторами, фонд эти иски проиграл, а субарендаторы прав на это помещение не имеют.

Других неосвоенных площадей в Москве, само собой, достаточно - выводимые за городскую черту заводы, скажем, или пустыри. Однако у всякого непустого места есть не только конкретный адрес, но и, как говорили древние римляне, гений, дух, атмосфера, тяга людей к нему. Представляю себе такую картину: приезжают люди из других городов на Московский кинофестиваль, идут по протоптанной дорожке к "Ролану", где традиционно показывали самые сливки всего большого фестивального года, и натыкаются на запертые двери с табличкой. Что-то вроде Федеральной службы по финансовым рынкам, которой, говорят, отдадут это здание в столь привлекательной точке города.

Скорее всего государственные мужи и судебные исполнители скажут: есть о чем печалиться, ведь не памятник старины глубокой, не архитектурный шедевр. Само здание вроде как 30-х годов, но "Ролану" в этом году всего-то десять лет исполнилось бы, никакой это не культурный гений места, а новодел. Неправда. Я тут на днях очень верные слова архитектора Евгения Асса прочитала. Обсуждая другое готовящееся покушение на гения места - Центральный дом художника на Крымском Валу, - он сказал, что странно ведь было бы убивать здоровых молодых людей только потому, что они кому-то не нравятся.

"Ролан" одним из первых у нас поднимал на ноги почти скончавшийся в 90-е годы кинопрокат. Здесь прижились показы "кино не для всех", причем при аншлагах таких фильмов, к которым и профессиональный критик толком не знает, как подступиться. Здесь легко было договориться о проведении презентации книги, журнала или проекта. А над "Роланом", кстати, существовали не только строительные и туркомпании, как написано в газетах. Здесь располагались крупная кинокомпания "Профит", несколько небольших киностудий, дет­ский хореографический ансамбль и театр, недорогие удобные монтажные, которыми пользовались и телевизионщики, и киношники. Да и офис главного фестиваля российского кино "Кинотавр", внезапно потерявшего связь с миром в критические для проведения фестиваля сроки, тоже был тут. Так что по отношению к культуре и кино, которым занимается Фонд Ролана Быкова, многие субарендаторы были своими. И еще одна вещь, для журналистов очень важная. Здесь удобно было назначать встречу для интервью. И даже в отличие от городских кафе можно было упросить барменов на время прикрутить музыку, благо директор кинотеатра всегда - всегда! - сидел тут же и знал всех если не по именам, так в лицо. А зрители шли на свой сеанс и видели - идет работа: Чулпан Хаматову на камеру снимают, у Сергея Маковецкого интервью берут. Так что с гением места тут все было в порядке.

И главное - разве в первый раз культурное место в Москве отбирают или пытаются отобрать? Особенно урожайным на такие скандалы был прошлый год. Конфликт бушевал вокруг здания Союза журналистов России на Зубовском бульваре - туда пожарные зачастили так упорно, что было ясно: пахнет жареным. Бились и члены Союза писателей России за здание на Комсомольском проспекте, бросаясь с просьбами о поддержке ко всем - от патриарха до Зюганова. Что уж говорить про Центральный дом актера на Арбате, который театральный народ, уже однажды выселенный с Тверской, отстаивал всеми своими ролями, званиями, регалиями и орденами. Однако не стало на днях Маргариты Эскиной, наследственной хранительницы этого очага, и снова возникли опасения, что актеров погонят на улицу или на завод. Какие бы нюансы в каждом конкретном конфликте ни обнаруживались, ко всему этому имеет отношение Росимущество. Обвинить его в прямом рейдерстве невозможно - там работают люди, которые в отличие от деятелей культуры умеют юридически точно оформлять документы. И они хорошо прикрыты радением о государственных интересах: от субаренды деньги в федеральную казну не поступают, вот о чем они бьют во все колокола, сгоняя с насиженных мест творческие союзы, выставочные залы и кинотеатры.

Однако список адресов говорит сам за себя - ведь культура в Москве традиционно обживала ­хорошие места. Осенью мы писали, что Рос­имущество выставило на торги особняк в ­Калашном переулке, где расположен "Сов­экспорт­фильм", главный связной нашего кино с внешним миром. Воз и ныне там, просто возникли дела поважнее - вроде здания на Чисто­прудном бульваре. А в январе этого года руководство Политехнического музея заявило об угрозе закрытия из-за нехватки средств. Причем опять в этом виновато Рос­имущест­во, распорядившееся повысить ставки арендной платы в два с половиной раза. Для кого же секрет, что выжить любое учреждение культуры может только за счет сдачи площадей. Так что разбежавшиеся из "Политеха" арендаторы - это первая ласточка. Дальше ему вполне могут предложить "помочь подыскать новое место". И как писал поэт: "Мы расстаемся, Политехнический". Между Лубянкой и Китай-городом больше культуры не будет.

У каждого, конечно, в Москве свой мартиролог. Про Музей кино уже сколько написано. Выперли из Киноцентра взашей на улицу. Обещают, что когда вернут отреставрированную скульптуру Мухиной "Рабочий и колхозница" на постамент по адресу улица Эйзенштейна, дом 1, то под ее ногами в подземном культурно-торговом комплексе ему найдется место. Сколько ждать этого - бог весть. А вся эта свара вокруг Союза кинематографистов может камня на камне не оставить от известного дома на Васильевской. Не удивлюсь, если однажды, оказавшись на Грузинах, решу зайти туда, к примеру, студенческие фильмы на фестивале "Святая Анна" посмотреть, а там никакого союза и никакого Дома кино больше нет. Вместо них - стройка чего-то коммерчески более выгодного. Иду дальше, а улицы в Москве - чистый Кафка. Сплошь безликие офисы с охраной у входа. А из знакомых только сатана сидит на ничем не схожих с булгаковскими Патриарших прудах и хихикает: "Что же это у вас опять, чего ни хватишься, ничего нет!"

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера