Архив   Авторы  
Культовый советский фильм "Человек-амфибия"

Из области фантастики
Искусство и культураКультура

Впервые в российской истории авторское право было оценено в миллиарды рублей. Что скрывается за этим научно-фантастическим рекордом?



 

Речь идет ни много ни мало о 7 миллиардах 767 миллионах рублей. Именно столько издательство «Астрель» должно выплатить своим коллегам из «Терры» за нарушение прав интеллектуальной собственности. Уже сейчас можно сказать, что случай этот для нашего издательского бизнеса беспрецедентный. Для кого сенсация, а для кого нелепый анекдот. Поди разберись, прогнило что-то в книжном королевстве или, напротив, взошла наконец над ним заря правового государства. Хотя бы пока в сфере авторского права.

Что именно стоит таких фантастических денег? В 7 с половиной миллиардов рублей арбитражный суд оценил голову профессора Доуэля. А конкретно — компенсацию за «крапленые» тиражи произведений Александра Беляева. Еще в августе прошлого года ООО «Издательство «Терра» подало в Арбитражный суд Москвы иск к входящему в группу «АСТ» ООО «Издательство «Астрель». «Терраристы» утверждали, что права на издание романов классика советской фантастики принадлежат им и только им. А все потому, что они на совершенно законных основаниях по обоюдному согласию выкупили бесценный литературный антиквариат у дочери писателя — Беляевой Светланы Александровны 1929 года рождения, проживающей в Санкт-Петербурге. Со своей стороны, «Астрель» то ли по незнанию, то ли с верой в собственную непогрешимость издавало и издает Беляева вполне приличными тиражами — до 30 тысяч экземпляров. Это были преимущественно популярные издания в мягкой обложке по демократичной цене — примерно в девяносто — сто рублей за штуку. Соответственно, по оценке адвокатов «Астрели», доходы от реализации тиража могли составить порядка трех миллионов рублей. По сложившейся практике суды взыскивают двукратную сумму полученного дохода. То есть максимальный размер компенсации, даже если допустить правоту «Терры», не должен был превысить 5—6 миллионов рублей.

Откуда же взялись миллиарды? Из любви «Терры» к искусству, в данном случае — книгопечатания. Беляев в их издании был по карману далеко не каждому. Речь идет о шеститомнике фантаста, отпечатанном в Италии тиражом в 613 экземпляров. Этот limited edition был доступен лишь членам элитарного литературного клуба с игривым названием «Монплезир». Счастливчики могли приобрести раритет за 115 тысяч рублей. Соответственно именно на эту сумму был умножен реализованный структурами «АСТ» тираж, увеличенный затем еще вдвое. К слову сказать, «Итоги» разыскали дочь писателя Светлану Беляеву, которая старается быть подальше от прессы. Она подтвердила, что «полтора года назад «Терра» заплатила очень хорошие деньги — 100 тысяч рублей (в издательстве утверждают, что договор заключен в 2001-м. — «Итоги».) «Недавно мне звонили из «Терры», — поделилась наследница, — сказали, что скоро разбогатею».

Разобраться в этом деле — не «Человека-амфибию» прочесть. Тем более что и «Астрель», и «Терра» в настоящий момент от комментариев категорически отказываются. «Размер компенсации в данном случае необоснован, — уверил «Итоги» не участвующий в процессе крупнейший адвокат по авторскому праву Ирина Тулубьева. — Согласно законодательству, действующему в случае нарушения авторских прав, размер материальной компенсации установлен в диапазоне от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Общегражданская мера ответственности предусматривает возмещение убытков, то есть упущенной выгоды. Мне трудно себе представить, что какое бы то ни было издательство может выжать миллиарды да хоть бы и из всего собрания сочинений Льва Толстого или даже (!) Дарьи Донцовой. А значит, и выгоды такой быть не может. Третий вариант — взыскание двойного дохода с ответчика. То есть «Терра» должна доказать, что «АСТ» наторговала Беляевым примерно на 4 миллиарда рублей».

Деньги фантастические. В самом издательстве «Астрель» признают, что установленная судом сумма выплаты значительно превышает стоимость всех активов издательской группы. Она достигала на конец 2009 года 633,5 миллиона рублей. Все наблюдатели сходятся в одном: под судебным ковром бушует отнюдь не печатный конфликт. Например, банальное желание поквитаться с заклятым конкурентом: оба издательства судятся не в первый раз. Так, скажем, совсем недавно Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск «Астрели» о признании банкротом ООО «Терра-Книжный клуб».

Закавыка в том, что все эти миллиарды могут оказаться «золотом дураков». Потому как в многочисленных юридических подробностях утонул большой правовой вопрос. Кому в действительности принадлежат права на произведения известного фантаста? Напомним, что Александр Беляев — «советский Жюль Верн», заставивший говорить отсеченную от тела голову профессора Доуэля и разгадавший тайну Саргассова моря в «Острове погибших кораблей». В отечественном литературном sci-fi он оставил такой же след, как Артур Кларк в европейском. Умер писатель в 1942 году, причем, по некоторым данным, от голода — естественно, после решения суда это хочется подчеркнуть особо. Все последующие годы его романы активно издавали и успешно экранизировали, вспомнить хотя бы легендарного «Человека-амфибию» с Владимиром Кореневым. А ведь тогда, в 1960-х, идею экранизации назвал утопией сам Уолт Дисней, заявлявший, что ни одна киноиндустрия мира не потянет такого количества подводных съемок.

По действующему с 93-го года законодательству авторское право действует в течение 50 лет после смерти писателя. А еще в законе есть специальное уточнение, по которому для тех, кто воевал или работал во время Великой Отечественной, срок авторского права увеличивается на четыре года. С еще одной оговоркой — если на 1 января 1993 года не истек полувековой срок действия авторского права. В общем, такая сказка о бабочке, которой снится, что она монарх, которому снится, что он бабочка. Казалось бы, простая арифметика — считай не хочу. Вот только ответы не сходятся даже в судах: через несколько дней после решения столичного арбитража кассационная инстанция Краснодарского краевого суда, напротив, урезала Беляева в правах, признав его общественным достоянием. А несколько лет назад режиссер и продюсер Александр Атанесян (осенью, кстати, у него сразу две премьеры — «Близкий враг» и «На измене») взялся за современную экранизацию «Человека-амфибии» — телесериал «Морской дьявол». «Перво-наперво возник вопрос о правах, — рассказал Атанесян «Итогам», — ведь дочка Беляева была репрессирована, а значит, срок охраны авторских прав продлевается. Юридическая служба телеканала «Россия» проводила экспертизу, установившую, что права являются Public Domain, то есть общественным достоянием». О чем речь, если кругом идет голова даже у самой наследницы? «Меня уже, говоря по-русски, достали, — жалуется Беляева. — Одни звонят — просят разрешения на издание, другие уверяют, что у меня, напротив, ни на что нет никаких прав. Я запуталась и очень устала». В любом случае закрывать этот юридический талмуд придется в самое ближайшее время. Ведь имя Беляева привлекательно не только для издателей. Так, западная кинокомпания Stone Village Pictures готовит свою экранизацию «Человека-амфибии». А калининградские производители компьютерных игр вовсю программируют одноименный виртуальный экшн.

Безусловно, эта история — далеко не первый спор вокруг советского наследия. По свидетельству Ирины Лебедевой из издательства «Захаров», зачастую компенсация оказывается куда меньше возможных процессуальных издержек, а потому подобные споры чаще всего решаются не по букве закона, а полюбовно. Однако и судебных дел за последние годы слушалось предостаточно. Вспомнить хотя бы скандальную тяжбу вдовы Сергея Довлатова с издательством «Захаров» (суд обязал издателя выплатить 825 тысяч рублей компенсации). Или дело «наследники Венедикта Ерофеева против издательства «Вагриус». Да чего уж там: на почве любви к литературе наши издатели сходились и с европейской Фемидой: Дмитрий Емец сражался с самой Джоан Ролинг. Можно с уверенностью предположить, что этот судебно-издательский «каток» покатится дальше и в ближайшие годы нас ожидает еще не одно громкое разбирательство. Не зря же все-таки наша страна числится на втором месте мирового рейтинга злостных нарушителей копирайта.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера