Архив   Авторы  
Соискатели премии имени Якова Чернихова могут создавать хоть воздушные замки, главное — соответствовать основной идее конкурса. Проект норвежской архитектурной студии Fantastic Norway

Малая земля
Искусство и культураКультура

Самое сложное в архитектуре — это простота, с которой нужно обживать все новые пространства




 

Можно сколь угодно восхвалять безумный ритм жизни больших городов, но даже самые истые фанаты мегаполисов в глубине души признают, что жить и функционировать в режиме большого города становится все труднее. Совсем невмоготу, обещают экологи, станет в ближайшие пару столетий, когда такие города, как Москва, Нью-Йорк, Сидней и Париж, будут парализованы в прямом смысле и горожане начнут массовый исход куда-нибудь в пампасы. Но там тоже придется как-то жить. Причем желательно с комфортом, но в красоте и слившись с природой. И кажется, что задача невыполнимая. Но мозги молодых современных архитекторов работают так, что эта задача представляется им не только естественной, но и решаемой. Из работ соискателей третьей Международной архитектурной премии имени Якова Чернихова «Вызов времени» мы можем узнать, какое будущее они готовят для нас. От смелости некоторых решений мурашки бегут по телу. От гениальной простоты других возникает чувство какого-то счастливого облегчения.

...Красный фургон-прицеп проекта Fantastic Norway начал бороздить просторы Европы в 2004 году и за несколько лет успел завоевать симпатии архитектурного сообщества и широких масс. Его авторы Эрленд Блакстад Хаффнер и Хокон Матре Осаред работают по принципу «тогда мы идем к вам», отправляясь на своей машине с прицепом к заказчику... Ничего особенного: в своем домике они с приличной долей комфорта и работают, и живут, но есть одно условие — паркуются только там, где красный домик не нарушает гармонию пространства. Всего-то, так просто... Зато результатом таких марш-бросков становятся изящные проекты вроде стеклянных домов на берегу озера, которые благодаря своей конструкции будто бы поднимаются из воды, являясь ее продолжением.

Неудивительно, что именно они стали лауреатами «Вызова времени»: их принцип практически повторяет общую концепцию, выдвинутую куратором конкурса, знаменитым итальянским архитектором Стефано Боери в манифесте «Для новой формы локализма». Он о том, что творческое решение должно приниматься с учетом «локального пространства» — не столько национальных особенностей, сколько требований местных ландшафтов и сообщества. О том, что не обязательно противопоставлять друг другу архитектурный «эсперанто» и местные «диалекты». О том, как глобальные течения могут измениться, пройдя через «ушко иголки местного пространства». Больше — никаких ограничений. Хочешь — строй свои воздушные замки, идею в ее чистом виде. Хочешь — предлагай конкретные решения. Таких решений оказалось 133, их прислали из 25 стран.

Среди вариантов и необыкновенные футуристические силуэты, и вполне осуществимые проекты жилищных комплексов, и дизайнерские решения — практически все их объединяют удивительная простота и общая легкость. Никаких лишних деталей, никакого стремления возвыситься над окружающей средой, а скорее стремление втереться в нее. В лидерах есть работа и вовсе обыгрывающая тему обычных деревенских домов, воплощенных в новых материалах и отвечающих всем современным требованиям человека.

Чилийский архитектор Алехандро Аравена, попавший в Топ-10, например, считает, что архитектура будущего должна быть проста, «как веревка». Ведь последняя на самом деле может служить чем угодно — например, ее используют для сидения индейцы. «Эта идея максимального упрощения важна для них, — объясняет художник, — даже простейшая складная конструкция для человека, находящегося в постоянном движении, будет громоздкой, поэтому он ищет максимального упрощения. К этому и должна стремиться архитектура». Творения самого Аравены — простые формы, идеально подходящие под любую функцию и мгновенно теряющиеся в пространстве, стоит отойти чуть дальше. Под идею упрощения и естественности подходит и идея гостиницы Million Donkey Hotel, придуманная командой feld72 из Австрии. Она в прямом смысле слова вписана в окружающее пространство — находится в развалинах небольшого старинного городка в Италии. Если сами по себе помещения, выдолбленные в горе, туристов не привлекают, то возможность пожить здесь и переночевать практически над обрывом стала настоящей приманкой для путешественников. При том что на реализацию проекта было потрачено порядка 10 тысяч евро — сумма, подъемная даже для бюджета европейской деревни. Решение точно вписывается в парадигму уважения к среде, хотя представить себя внутри надолго — жутковато.

Впрочем, считают молодые, отказ от понтов, в том числе архитектурных, не означает уход в скучный минимализм. Просто на первый план выходит не личность автора, а скорее «личность» пространства, с которым он работает. Например, конкурсный проект российского зодчего Никиты Асадова и его коллег «серо-бело-черный город» был разработан в небольшом украинском городке Шаргород. Задачей было найти простое решение, новый облик, который стал бы для Шаргорода уникальным. «Мы разработали такой градиент-код, — объясняет Никита, — белая мозаика на стенах зданий соотносится с новой частью города, черная — со старой, а серая — с туристической. Когда ты заходишь в город, тебе надо сориентироваться в пространстве, поэтому необходимо было сделать город понятным». Город стал интересным, появилась иная среда обитания. Так, кстати, и возникают совершенно новые философии и практики развития локальных пространств, «всасывающие» в себя по пути все прилегающие окрестности. Поставленные (причем не важно чем — творческим порывом или конкретным заказом) перед необходимостью поднимать малые города нестандартными методами, архитекторы создают новое пространство, находясь в котором хочется развиваться. И это развитие создает новые потребности, под которые опять надо искать архитектурные решения.

Ну а как же знаменитые Фрэнк Гери или Заха Хадид, которые тоже меняют локальные пространства и даже превращают их в глобальные? Но в том-то и проблема: их объекты, будучи совершенными по формам и не менее прекрасными, чем взгляд Джоконды, не приспособлены для каждого из нас. Человек в силу своего устройства не может не только понять бесконечность Вселенной, но не способен чувствовать себя комфортно даже в бескрайней красоте. Нам бы попроще, локальнее, уютнее... И когда мы ломанемся из мегаполисов в пампасы — архитекторы будут готовы, вызов-то брошен...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера