Архив   Авторы  
Одежда, созданная Сюзанной Ли из бактерий и пищевых отходов, безвредна и даже красива, но вот в ее практичности есть сомнения

Микроб моды
Общество и наукаОбраз жизни

Вы не хотите носить платье из старых тряпок, испитого кофе и разных бактерий? А придется...





 

Главная модная новость опять пришла из Великобритании — за островом давно закрепилась слава экспериментальной лаборатории моды. Одна из студенток дизайнерского колледжа СентМартинс Сюзанна Ли создала «микробную целлюлозу» — ткань, выработанную бактериями. Сенсационное открытие, как водится, произошло случайно: на вернисаже в арт-галерее Сюзанна познакомилась с профессором биологии Дэвидом Хепфортом, который и рассказал ей о методе выращивания целлюлозы при помощи бактерий. Сюзанна вдохновилась и начала проводить эксперименты с обычными пищевыми отходами — спитой кофейной гущей и чайным грибом, который представляет собой дрожжевую культуру, обогащенную бактериями Acetobacter xylinum. В результате этой домашней алхимии девушке удалось получить целлюлозные лоскуты, похожие на папирус. Лоскуты отлично соединяются между собой бесшовным методом, окрашиваются примитивными естественными красителями и, высыхая, держат форму. У Сюзанны уже есть экспериментальная коллекция одежды, которую она за ее прозрачность назвала «одежда для привидений». Вещи никто не проверял на теплоизолирующие и водоотталкивающие свойства — само их происхождение настолько необычно, чтобы требовать многого, однако многие текстильные компании уже заинтересовались методом и ждут, когда удастся достичь постоянных и стабильных результатов. «Целью моего исследования, — говорит Сюзанна, — было желание как-то изменить существующее положение вещей в модном бизнесе. К сожалению, сегодня текстильная промышленность — это одно из самых грязных с экологической точки зрения производств, и немногие модные бренды стремятся как-то изменить эту ситуацию. BioCouture — это возможность изменить закостенелые представления людей о способах производства тканей. Молодое поколение дизайнеров уже мыслит совершенно по-другому. Я надеюсь, что мой проект вдохновит коллег на создание аналогичных историй и в будущем мы сможем работать с тканями, производство и утилизация которых не будут наносить вреда окружающей среде».

Без наследников

Круговорот одежды в природе — это идеальная модель, которую планирует создать новое поколение дизайнеров. Иначе при том уровне потребления, которое породило к началу XXI века консьюмеристски ориентированное общество, лет через пятьдесят планета задохнется под слоем платьев, юбок и пальто.

Знаете ли вы, сколько одежды в килограммах потребляет даже не модница, а среднестатистический человек? В 20-е годы прошлого века он ежегодно покупал (а точнее, шил, так как индустрии готового платья попросту не существовало) всего пару килограммов вещей, в 60-е годы — 5 килограммов, а сегодня — до 10 килограммов одежды. Цифры эти, естественно, усредненные по миру, на среднего же жителя Западной Европы приходится 15 килограммов одежды, на американца — 30. И так как вся эта одежда рассчитана на сезонное использование и быстро выходит из строя, то нечего удивляться и такой цифре: потребление тканей и одежды в странах ЕС с 2005 по 2010 год выросло на 90 процентов. Дешевые ткани из нефтепродуктов, поточное производство, дармовая рабочая сила — все эти факторы создали уникальную ситуацию, не встречавшуюся ранее в истории: текстильные отходы сравнялись по объему с отходами металлоперерабатывающей отрасли. Причем синтетические ткани, открытие которых так продвинуло текстильную промышленность в 70-е годы ХХ века, разлагаются ненамного быстрее полиэтилена. То есть грозят вместе с ним привести нас к экологическому коллапсу. А что делать со всей этой кучей старого тряпья?

В 1972 году на заседании Римского клуба был зачитан знаменитый доклад «Пределы роста», где впервые поднималась проблема не просто утилизации, а именно вторичной переработки всех видов отходов. Сегодняшний кризис философии общества потребления сделал суперактуальной идею создания одежды из любых материалов, использование которых не наносит вреда окружающей среде. Между прочим, здесь нет чего-то нового: проблема переработки старой одежды была известна еще в Древнем Китае, где ветхое тряпье использовалось для изготовления бумаги. В 50-е годы ХХ века эту практику переняли некоторые страны Западной Европы, где старье после переработки либо превращалось в специальную бумагу для акварели, либо шло на бумагу для денежных банкнот. А с 1980-х годов некоторые компании перешли на изготовление одежды из отслуживших свой век тканей. Сегодня материалом для новой одежды может стать что угодно — от пластиковых пакетов до переработанных картонных коробок, которые раньше были упаковкой бананов. И главное, вся эта одежка может быть еще раз переработана и не ляжет грудами на свалках. Потому на бирке такой вещи будет стоять знак «ЭКО» и стоить она — изготовленная из отходов и старья — будет очень дорого. Ведь в отличие от обычной одежды производство переработанной одежды нельзя отдать в «чужие руки» — компании приходится самостоятельно осваивать цикл переработки мусора в футболки и брюки. На чемпионате мира по футболу-2010 десять не самых последних команд играли в форме, сделанной из пластиковых бутылок. «Производство ткани из пластиковых бутылок на 30 процентов снижает потребление энергии по сравнению с производством из первичных полиэфирных волокон, — рассказывает Чарлз Денсон, главный бренд-менеджер Nike, — но даже экономия энергии — это не главное. При производстве этой формы мы использовали 13 миллионов пластиковых бутылок, которые в противном случае просто лежали бы на свалках веками». Изменение сознания и отношения к окружающей среде, о котором так заботится английский дизайнер Сюзанна Ли, у производителей, кажется, опережает мировоззренческие изменения потребителей. Последние тоже испытывают чувство вины за неуемное потребление одежды, которая им не нужна, но покупатели пока готовы переплачивать не за одежду из переработанных бутылок, а за одежду из натуральных тканей, выращенных без использования химикатов.

Из любого сора

В 1999 году великий пророк от моды Пако Рабанн предсказал (вместе с концом света), что будущее за тканями, произведенными из вторсырья. При этом он имел в виду не столько вторично используемую ткань, сколько вторсырье совершенно другого рода — от пластиковых бутылок и пакетов до пищевых отходов. Сам мэтр до создания будущего своими руками так и не дошел, но последователей у него нашлось немало. В 2002 году канадский дизайнерский дуэт Dsquared2 представил коллекцию Recycled — по подиуму ходили модели с мусорными мешками в руках и вся одежда была сделана из переработанного пластика. Казалось бы, можно было отнести затею к разряду экстравагантных выходок братьев-шоуменов, однако затея получила развитие. В 2007 году в Лондоне стала проводиться «неделя экологичной моды», где модели демонстрировали одежду, созданную из всякого мусора: майка из пивных пробок, платье из картонных коробок... Идею подхватила рьяная защитница окружающей среды Стелла Маккартни, представив коллекцию из вторично переработанной ткани. В 2008-м первой ласточкой из массмаркета стала американская марка American Apparel — создатели дешевого базового гардероба в честь «дней Земли» выпустили коллекцию аксессуаров, сделанную из переработанных пластиковых бутылок.

К 2009 году под нажимом Стеллы Маккартни в борьбу за окружающую среду включилась компания Adidas — особая экологичная линия уже второй год создается исключительно из полиэфирных волокон вторичной переработки. В том же году под натиском защитников окружающей среды пал и последний оплот массмаркета — TopShop. Правда, идея с переработанным полиэтиленом оказалась для гиганта «быстрой моды» слишком дорогой, поэтому он объявил о приеме у населения старых вещей, которые впоследствии должны будут получить вторую жизнь в новых коллекциях.

Одежда из переработанного пластика по потребительским свойствам на порядок лучше одежды из экологичных волокон — она не мнется, приятнее на ощупь, легче стирается. Ее единственный недостаток — дороговизна производства. Именно поэтому в России подобные эксперименты не проводятся в принципе. Даже самый прогрессивный из имеющихся в нашей стране мусорный полигон «Кучино» отправляет текстильные отходы на вторичную переработку на рязанский рубероидный завод. До России комплекс вины за безоглядный консюмеризм и желание входить в ограниченный круг «искушенных потребителей» экологически чистой одежды докатятся не скоро. Хотя модные журналы уже начали аккуратно поднимать тему: «Так ли нам нужна та тонна одежды, что пылится у нас в гардеробах?» Модный эксперт Эвелина Хромченко даже составила список самого необходимого для любой модной девушки. Список состоит из 25 позиций, остальное, по ее мнению, уже излишество. Экологическая мода — это попытка создать «консюмеризм с человеческим лицом», но пока экотренд интересен лишь незначительному числу социально ответственных производителей, он вряд ли станет повсеместным — нефть по-прежнему дешевле популизма. Для массовых изменений, как правильно говорит Сюзанна Ли, должно поменяться сознание у всех участников процесса — и у производителей, и у покупателей.

Экомода

Чище чистого

Под термином «экологичная одежда» подразумеваются чаще всего не столько вещи из переработанного мусора, сколько вещи из натуральных материалов вроде льна, хлопка, бамбука, конопли, которая выращивается без использования пестицидов, собирается вручную, при ее пошиве не используется рабский труд, а также химические красители, отбеливатели и так далее. В идеале эта одежда даже не должна покидать региона производства — минимальные географические перемещения означают минимизацию вреда от использования автомобиля. Первой ласточкой этого тренда была «конопляная» марка Hemp, а адепты зарождающегося экодвижения узнавали друг друга по лейблу с изображением листа каннабиса, которая присутствовала, как правило, на самом видном месте. Сегодня подобных марок тысячи, все они недешевы, нередки случаи, когда дизайнерские марки включают в свои коллекции вещи, произведенные таким «лояльным природе» способом. Одежда эта приятна на ощупь, но в дизайнерском плане, как правило, проста и непритязательна — простой крой, неяркие цвета. Особенно рекомендуется детям. В экодвижение вступила даже компания Levi's: несколько лет назад в ассортименте марки появилась модель Levi's Eco — из органического хлопка, с застежкой из кокосовой скорлупы, покрашенная натуральным индиго. Правда, стоит экологичная модель 250 долларов против стандартной сотни. С 2004 года линия одежды, сделанная из экологического хлопка, есть и у такого гиганта массмаркета, как H&M. Руководство марки считает возможным к 2013 году довести долю одежды из экологичных материалов до 50 процентов. Пока эта линия продается только в странах Западной Европы — здесь консюмеристский комплекс и общая сознательность вины наиболее сильны. Самый показательный признак того, что органические материалы на пике популярности, — это новая бамбуковая обложка для самого модного гаджета этого года — iPad.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера