Архив   Авторы  
Социологические исследования показывают, что родители не экономят на детских книгах: при общем сокращении объемов книжных продаж сегмент детского чтива остается практически неизменным

Большие для маленьких
Искусство и культураЛитература

Найти ребенку на лето хорошую книжку несложно: главное — избегать продукции крупных издательств

 

Собирая ребенка на дачу или в лагерь, всякий родитель неизбежно задумывается, что из книг дать сыну или дочке в дорогу. Ответ на этот вопрос мы привыкли искать в книжных магазинах, однако подобный путь часто чреват разочарованиями.

Первичный осмотр отдела детских книг — испытание не для слабонервных. Во-первых, может показаться, что детские писатели в сегодняшнем мире вывелись как класс — причем не только у нас, но и за рубежом. Найти на полках что-то посвежее Николая Носова или, скажем, Астрид Линдгрен — редкая удача. Во-вторых, загадочная эпидемия, выкосившая детских писателей, не пощадила, похоже, и иллюстраторов: кричаще яркие обложки с обильным золотым тиснением скрывают топорные и однообразные картинки, зачастую сделанные на компьютере. Это касается книжек для малышей — издания же, рассчитанные на ребят постарше, часто вообще обходятся без иллюстраций. Уродливые перепечатки нержавеющей классики, выпущенные издательствами-мейджорами и на этом основании заполонившие центральные полки в магазинах, действительно преобладают количественно. Однако не все так плохо. Наряду с ними даже в самом посредственном книжном можно найти великолепно оформленные книги новых авторов или качественные переиздания старых книг — нужно знать, куда смотреть.

А смотреть нужно туда, куда взгляд неопытного покупателя падает в последнюю очередь, — на неприметные стеллажи, максимально удаленные от так называемой привилегированной выкладки. Там, как правило, располагаются книжки, выпущенные маленькими издательствами — теми, где в самом деле любят детскую книгу и готовы вкладывать время, силы и деньги в ее создание.

Первые подобные проекты возникли в начале 2000-х годов, и с тех пор новые бренды появляются едва ли не ежегодно: «Самокат», «Розовый жираф», «Мелик-Пашаев», «Теревинф», «Детгиз», «Издательский Дом Мещерякова» — в общей сложности сегодня можно насчитать полтора десятка маленьких издательств, относящихся к литературе с любовью и фантазией. И не стоит думать, будто их продукция — товар штучный, редкий и труднодоступный. Так, стартовый тираж большинства книг издательства «Самокат», к примеру, составляет 5000 экземпляров, а некоторые наименования допечатываются на протяжении многих лет и в результате расходятся в количестве 20, а то и 30 тысяч копий.

«И маленькие, и большие издательства делают одновременно и книги, и деньги, — считает детский поэт Марина Бородицкая. — Но почему-то для первых важнее книги, а для вторых — деньги. И результат они, соответственно, меряют по-разному: для первых, несмотря на то что они живут на грани финансового фола, важно качество текста и иллюстраций, для вторых — объемы продаж». Другую причину того, что все самое интересное в сфере детской литературы происходит именно в маленьких издательствах, сформулировал поэт и переводчик Михаил Яснов: «К книжным гигантам не идут серьезные авторы: за деньги продаваться не слишком хочется, да и денег больших там не сулят, а книги получаются пошлые и какие-то вневременные».

Один из ключевых доводов любого крупного издателя, по мнению Бородицкой, сводится к чеканной формуле «Мы это не продадим» — этот аргумент заставляет любого трясущегося за свое место редактора отклонять все предложения и идеи, хоть сколько-нибудь выбивающиеся за границы раз и навсегда установленной книжной нормы. Маленькие же издательства проявляют большую гибкость и готовность к риску. Это выражается и в их стремлении открывать новые имена писателей и художников, и в открытости к необычным форматам.

Так, издательство «Ломоносов», например, успешно осваивает нишу качественного и глубокого подросткового нон-фикшна. Если ваш ребенок тяготеет к естественным наукам, ему стоит обратить самое пристальное внимание на новинку серии «ЛУЧ» — книгу Фолькера Арцта «Умные растения». В отличие от обычных познавательных детских изданий, по большей части содержащих сведения энциклопедического (а значит, общедоступного) характера, книга Арцта основана на самых свежих исследованиях в области биологии. Впрочем, научная актуальность вовсе не делает книгу скучной или сложной: сюжеты о том, как растения решают свои «интеллектуальные» проблемы — защищаются от врагов, ищут партнеров для продолжения рода или заботятся (да-да, именно так!) о потомстве, — читаются не хуже иного детектива.

Детям помладше, тоже неравнодушным к позитивному знанию, наверняка понравится новинка издательства «Мир Детства Медиа» — книга «Дальний путь». Созданная двумя шведами — Свеном Нурдквистом (его хорошо знают в России благодаря серии книг о старике Петсоне и котенке Финдусе) и Матсом Валем — история двух мальчишек, в середине XVIII века отправляющихся на корабле в опасное плавание к берегам Китая, маскируется под обычную авантюрную детскую повесть. Однако множество достоверных подробностей — как ели и спали на борту парусника, что собой представляла Ост-Индская компания, как происходили первые контакты европейцев с представителями других культур, а также информативные детальные иллюстрации, предназначенные для длительного изучения, делают ее энциклопедией мореплавания и путешествий.

Промежуточную позицию между познавательной и развлекательной литературой занимает любопытнейшее издание «Батискаф, или Не выпить ли нам чайку?». Этот «иллюстрированный альманах для взрослых детей» (на сегодня вышло уже два выпуска) продолжает традиции советских периодических изданий, как тогда говорили, «для детей младшего и среднего школьного возраста». Самые разные авторы — от знаменитых (вроде Юнны Мориц) до совсем неизвестных, самые разные темы — от научно-популярных до легкомысленных, самые разные тексты — от новых и экспериментальных до хорошо знакомых, плюс необычный дизайн и качественная печать — из этих компонентов издатель «Батискафа» Вера Дорофеева собирает в высшей степени неординарную и занятную конструкцию. Сквозные герои альманаха — «великий русский поэт Сергеич», «поэт Кюхельбекер» и «профессор Банка Варенья» — появляются едва ли не во всех публикациях, забавляя читателя, откровенно валяя дурака, а главное, объединяя разнородные тексты и картинки в единое целое. А дополнительным бонусом служит репринт классической детской книжки (каждый раз новой), органично встроенной в структуру альманаха.

Несмотря на то что, по мнению Михаила Яснова, именно познавательная литература для детей сегодня развивается особенно динамично, к лету издатели подготовили немало книг более традиционно детских — а именно сказочных и приключенческих. Так, малышам трех — пяти лет наверняка понравится повесть «Муравей Ферда» чеха Ондржея Секоры, переизданная в «Издательском Доме Мещерякова» впервые за полвека (эта книга уже вошла в списки детских бестселлеров книжного магазина «Москва»). Бесхитростные и забавные рассказы из жизни говорящих насекомых, сопровождаемые яркими иллюстрациями, многим напомнят серии «Лунтика» — с поправкой на тонкий авторский юмор и чуть более затейливые сюжеты.

Самым маленьким — тем, кто еще не умеет слушать длинные связные истории и больше всего любит красивые картинки, — можно порекомендовать чудесную книжку «Дядя Амос не идет на работу», вышедшую в издательстве «Розовый жираф». Без излишнего пафоса и надрыва Филип и Эрин Стед (писатель и художник соответственно) рассказывают о трогательной дружбе служителя зоопарка со своими подопечными.

А тем, кто уже читает сам (и особенно тем, кому предстоит провести лето на даче), просто необходима книга американки Джинн Бердселл «Пендервики». Дачная, насквозь пропахшая солнцем, травой, старым деревом, собачьей шерстью и детской дружбой история четырех сестер Пендервик, приезжающих на отдых в деревенскую глухомань, аккумулирует в себе все — даже самые смелые — фантазии о счастливом лете. Смешные и немного опасные приключения, романтические признания, тайны, открытия, горькие обиды и сладостные примирения — прочитанные в соответствующей обстановке, «Пендервики» наверняка станут для ребенка одной из самых любимых книг и пополнят коллекцию бесценных детских воспоминаний.

Словом, выбор детского каникулярного чтения в нынешнем сезоне очень велик. Главное же правило при отборе состоит в том, чтобы избегать продукции крупнейших книгоиздательских брендов. «Проблема больших, ориентированных на коммерческий успех издательств — еще и в том, что там интересуются детским чтивом, а не детской литературой», — считает Михаил Яснов.

Впрочем, как показывает зарубежный опыт, ситуация на детском книжном рынке в России вполне типична. Во всем мире самые интересные новации, самые смелые и прогрессивные проекты зарождаются именно в рамках малых издательств — гибких, динамичных, готовых экспериментировать и рисковать. Другое дело, что на Западе книжные мейджоры способны замечать, перекупать и поддерживать те начинания своих «братьев меньших», которые кажутся им перспективными. Наши гиганты рынка этим навыком пока не овладели и овладеют ли в ближайшее время, неизвестно.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера