Архив   Авторы  
IPO российской компании «Мать и дитя» на Лондонской бирже привлекло внимание таких крупных известных инвестиционных фондов, как Blackrock и Lazard

Мать, дитя и IPO
Общество и наукаМедицина

Марк Курцер: «Я жду бурного развития медицинского сектора и фармацевтической отрасли. В этом заинтересованы и инвесторы, и потребители»


 

Основатель сети клиник «Мать и дитя» Марк Курцер работает сутки напролет. Перед нашей беседой он успел провести операцию и выступить с докладом. Как говорят его сотрудники, выходные доктор тоже проводит на работе. Дел за последнее время действительно прибавилось: самый известный акушер-гинеколог страны успешно вывел свое детище на Лондонскую биржу, получив за акции компании более 300 миллионов долларов. Пока что в российской медицине это единичный случай. Появятся ли другие успешные врачи-бизнесмены, уйдет ли российская медицина в свободное коммерческое плавание и почему в зарубежных медицинских рейтингах наша страна пока что плетется в хвосте — об этом «Итоги» расспросили Марка Курцера в его новом клиническом госпитале «Лапино».

— Марк Аркадьевич, почему решили выйти на IPO именно сейчас?

— На российском рынке не слишком разнообразное предложение. Делая инвестиции, управляющие активами диверсифицируют вложения ради снижения рисков. На нашей бирже представлены компании, добывающие газ, нефть, металлы, несколько банков, а из сектора медицины практически никого нет.

Надо сказать, что государство и все участники процесса IPO были заинтересованы в приходе частных инвестиций. Мы как медицинская компания получили невероятные льготы: нулевая ставка налога на прибыль до 2022 года, освобождение от НДС. Нам не хватало денег для строительства перинатального медицинского центра в Уфе и дальнейшего развития в регионах — Самаре, Нижнем Новгороде, — поэтому и решил провести IPO.

— Не проще было бы продать часть компании какому-нибудь инвестфонду?

— Это единственное, что у меня есть: компания — воплощение моей любви к медицине. Поэтому я ее развиваю и не собираюсь из этой сферы выходить. Это мое родное детище! В то же время медицинская помощь в сфере акушерства и гинекологии сейчас очень востребована, людям нужен хороший медицинский сервис.

— Почему выбрали Лондонскую биржу?

— Потому что она более известная. Многие международные компании сектора здравоохранения — европейские, юаровские, малайзийские и многие другие — размещали свои акции именно в Лондоне. Зная, насколько зарубежные фонды заинтересованы в компаниях этого сектора, и вдобавок после консультаций с нашими банками-андеррайтерами (J.P.Morgan и Deutsche Bank) мы приняли именно такое решение.

— Кто-нибудь из российских инвесторов на вас глаз положил?

— Несколько русских инвесторов интересовались. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) вошел в акционерный капитал, а остальные деньги пришли из крупных известных зарубежных частных фондов — BlackRock, Lazard и других.

— Какие еще сектора медицины в нашей стране могли бы заинтересовать инвесторов?

— На нашем рынке есть очень много прекрасных сетевых медицинских компаний: «Медси», ОАО «Медицина», EMC и многие другие. Я жду бурного развития медицинского сектора и фармацевтической отрасли. В этом заинтересованы и инвесторы, и потребители, которые хотят нормальных комфортных условий.

— Вы постоянно упоминаете качество медицинского сервиса. Вот недавно компания Economist Intelligence Unit провела исследование, в результате которого Россия была поставлена на 72-е место из 80 по условиям для рождения и жизни. Похоже на правду?

— Я слышал об этом исследовании и считаю, что в нем есть доля превратного отношения к российской действительности. Я думаю, что такие данные не совсем отражают реальное положение дел. Если говорить об акушерстве и гинекологии, то в целом в нашей стране ситуация хорошая, и государство очень много делает в этом направлении. Возможно, люди проводили исследование, исходя из устаревших представлений о российских реалиях. Если говорить, например, о пренатальной диагностике — у нас все один в один как на Западе.

— В Москве или в России в целом?

— По всей России насчитывается сейчас порядка 80 перинатальных центров, часть уже построена, часть достраивается.

— К слову, в Москве в 2011 году впервые за 20 с лишним лет был отмечен беби-бум, когда количество рожденных превысило число умерших. На ваш взгляд, с чем это связано?

— Действительно, резкий рост рождаемости — это объективная реальность. В этом году мы ожидаем 130 тысяч детей. Вместе с тем повысились уровень жизни, качество питания, население стало лучше следить за своим здоровьем, уменьшилась смертность. Я хорошо помню, как в 70-е годы на прилавках были помидоры только два месяца в году, клубника — и того меньше, а уж свежих фруктов было не сыскать. Сейчас рацион кардинально поменялся. Средняя продолжительность жизни в Москве вот-вот дотянет до 75 лет. Еще бы преодолеть вредные привычки, побороть то же курение — и ситуация резко улучшится.

— Вы довольно долго работали в государственной системе здравоохранения. Частно-государственное партнерство в России — неизбежный шаг к построению успешного бизнеса или просто временное явление?

— Наше государство действительно поддерживает медицинских предпринимателей. Ни в одной стране мира нет нулевой ставки налога на прибыль. Причем не только наша компания, но и все частные медицинские учреждения от него освобождены. В то же время, конечно, возникают и определенные проблемы, например с получением лицензий.

— Вообще, на ваш взгляд, что мешает российской медицине встать на коммерческие рельсы?

— Я не думаю, что нужно непременно делать из медицины очередную рыночную отрасль. В то же время на сегодняшний день, конечно, у этой сферы есть свои проблемы.

Самая большая из них связана с профилактикой заболеваний и пропагандой здорового образа жизни. Очень часто наши пациенты обращаются за помощью на поздней стадии заболевания, что вызывает дополнительные проблемы при лечении, и не всегда оно в итоге оказывается эффективным. Второе — надо обратить внимание на подготовку наших врачей, подстроить образование под нужды и требования современности. Например, внести изменения в процесс последипломного образования, в частности — заняться ординатурой, которая у нас длится всего лишь два года, в то время как во всем мире молодой медик проводит в ней 4—5 лет.

— Какими преимуществами обладают частники перед госучреждениями?

— Трудно сказать, что есть какие-то конкретные преимущества. Все зависит от команды врачей, от руководителей больницы или поликлиники. Если они понимают нужды пациента и стремятся их удовлетворить, то независимо от хозяйственного уклада предприятия клиника будет находиться впереди всех и пользоваться доверием пациентов.

— Сервис превыше всего?

— Неправильно! Нужды пациента на первом месте. Конечно, и без сервиса никуда, он имеет большое значение. Когда вам плохо, то хочется иметь доступ к близким, хорошее питание вместо бутербродов, даже белье, на котором вы спите, должно быть приятным. Если пациент видит, что его окружают заботой и вниманием даже в таких мелочах, то он не будет сомневаться и в квалификации персонала. Не может быть так, что в палате грязно, а в операционной все прекрасно.

— Но ведь в условиях рыночной экономики врачи тоже должны иметь материальную заинтересованность.

— На самом деле и в государственных больницах сейчас хорошо платят. Но должна быть идеология, нужна цель, которая объединяла бы весь коллектив.

— Так что все-таки будет с российской медициной в будущем? Сольются ли врач и бизнесмен в единое целое?

— На мой взгляд, вы не совсем правильно ставите вопрос. Все стоит денег! И в бесплатном здравоохранении ничего не падает с неба. Даже государственная больница никогда не получит дармовой хлеб для пациентов или медицинские растворы. Но чем больше деньги, которые выделяются на пациента, тем комфортнее ему в больнице. Против этого не возразишь.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера