Архив   Авторы  
Традиционные виды топлива на заправках кое-где уже соседствуют с новыми, в том числе и водородом.

Глоток водорода
Общество и наукаТехнология

Ученые предлагают превратить Олимпийские игры в чемпионат мира по передовым энерготехнологиям




 

Идея перейти от сжигания нефти и газа к водороду постепенно обретает реальные черты. Стараниями ученых сейчас уже созданы устройства, необходимые для развития водородной энергетики. Это и генераторы, и топливные элементы, правда, они пока еще очень дороги, поскольку содержат много платины, а служат, увы, недолго. К тому же процесс производства водорода и преобразование его в электроэнергию обладает не слишком высоким КПД. Существует мнение, что на данном этапе развития технологий водородная энергетика может быть использована лишь в некоторых локальных областях, например в создании космической техники. Однако рост цен на органическое топливо, загрязнение воздуха и потепление климата заставляют по-новому оценивать перспективы использования водорода. Об этом говорили участники международного форума «Водородные технологии для развивающегося мира», состоявшегося в конце апреля в Москве.

Во многих странах мира водородные проекты уже вовсю развиваются. И лавры первенства здесь принадлежат Исландии. Дело в том, что на острове и сейчас 80 процентов энергии получают из возобновляемых источников - от использования тепла Земли, текущей воды многочисленных рек и ручьев, а также волн океана. Однако в бензобак воду не зальешь, и поэтому для питания автомобилей и многочисленных кораблей нужно завозить бензин и солярку. Если же получаемую в избытке электроэнергию потратить на получение водорода за счет разложения воды при электролизе, то газ можно упаковать в емкости и затем с помощью топливного элемента превратить в энергию для питания двигателя. В 2003 году в Исландии открылась первая водородная заправка, и в течение трех лет проводились испытания трех городских автобусов. За это время они проехали 145 тысяч километров, сожгли 27 тонн водорода, сэкономив 70 тонн солярки. В апреле этого года исландцы приступили к новому этапу проекта - начали испытания первого в мире корабля «Элдинг» с электродвигателем, который питается энергией от водородных элементов. Это бывшее спасательное судно. Оно переделано для наблюдения за китами. Преимущества его очевидны: во-первых, оно практически бесшумно, что позволяет подобраться поближе к пугливым морским гигантам, а во-вторых, не загрязняет окружающую среду вредными выхлопами.

Так же как у Исландии, у Бразилии нет особых проблем с получением энергии: около половины своих потребностей эта страна удовлетворяет за счет собственных возобновляемых ресурсов - гидроэнергетики и спирта, производимого из сахарного тростника. Сейчас по дорогам Бразилии бегает более четырех миллионов автомобилей с комбинированными спирто-бензиновыми двигателями. Именно спирт, а также газы, образующиеся в процессе производства биомассы, должны послужить основными источниками водорода. «В нашей стране освоено не более 5 процентов пригодных для возделывания тростника земель. Поэтому возможности для изготовления спирта, а значит, и водорода, у нас весьма велики», - говорит заместитель бразильского министра энергетики Жозе де Нора Соуто.

Своя программа есть и у другой страны, известной производством биотоплива, - Малайзии. К 2020 году она планирует войти в число развитых стран мира, а это неизбежно влечет рост потребления энергии. Уже в 2008 году государство превратится из экспортера в импортера топлива. Получение водорода из биомассы, по мнению директора Института топливных элементов профессора Ван Рамли Ван Дауда, позволит решить проблему энергетической независимости. Во всяком случае запуск демонстрационного производства водорода запланирован на 2008 год, а на 2010-й назначено начало выпуска на его основе кондиционеров для транспорта.

Особые планы у властей Южно-Африканской Республики. «В нашей стране сосредоточена большая часть мирового запаса платины, а этот металл незаменим для водородной энергетики, поскольку именно из него изготавливают катализаторы для топливных элементов: чтобы сделать водородный автомобиль, надо затратить 60 граммов платины», - говорит руководитель водородной программы ЮАР Корделлия Сита. Чтобы не оказаться в числе отстающих, страна начинает свою программу в 2010 году. Для ее осуществления будут закуплены водородные автобусы и автомобили, построена сеть заправок и, главное, проведено обучение обслуживающего персонала. 2010 год выбран не случайно - именно тогда в ЮАР пройдет мировой чемпионат по футболу. Транспорт нового поколения и будет использован для обслуживания туристов.

Так получилось, что крупные спортивные мероприятия оказывают существенное влияние на развитие водородных проектов. Например, в Японии он стартовал именно в 2002 году, когда там проходила часть чемпионата мира по футболу. В результате была создана сеть заправок в нескольких городах страны, на которых за шесть лет автомобили и автобусы израсходовали более 37 тонн водорода. Тогда же, в 2002 году, водородный транспорт появился и во второй стране футбольного чемпионата - Южной Корее. В Китае демонстрационный водородный проект стартовал в конце 2002 года, когда по Шанхаю стали курсировать три автобуса, работающих на этом топливе. В 2005 году еще три автобуса появились в Пекине. Правда, результаты испытаний несколько разочаровали - топливные элементы портились в условиях китайского климата быстрее, чем во время европейских испытаний. Тем не менее у руководителей водородной программы Китая есть надежда, что им удастся использовать такие автобусы для обслуживания туристов во время летней Олимпиады этого года.

В России подобного демонстрационного проекта пока нет, хотя у нас есть свои и топливные элементы, и водородные автомобили, и даже самолеты, созданные еще в советское время. Возможно, зимние Игры в Сочи окажутся подходящим стимулом для того, чтобы инициировать такой проект. Во всяком случае прошедший в Москве форум принял по инициативе российской Национальной ассоциации водородной энергетики обращение к руководителям государства и госкорпорации, ответственной за возведение олимпийских объектов, с предложением превратить эти Игры в смотр самых современных энергетических технологий. И речь, конечно, идет прежде всего о применении водорода.

Главный вывод экспертов заключается в том, что необходимо формировать демонстрационные центры, продвигающие новый вид энергетики, и одновременно поощрять взаимодействие промышленников и ученых, которые создают водородные устройства. Так, например, научная рамочная программа Евросоюза предполагает потратить почти 0,5 миллиарда евро на совместное паритетное финансирование водородных инициатив с привлечением частного капитала. В целом же на создание водородной энергетики и обретение энергетической независимости европейцы в ближайшие четыре года потратят не меньше миллиарда евро. Львиная доля денег пойдет на создание национальных научно-информационных центров. Главная их цель - рассказывать обществу о преимуществах водородных технологий и демонстрировать их применение на практике. Эти же центры должны на первых порах снабжать новым видом топлива небольшой парк автобусов и автомобилей и постепенно создавать сеть заправок сначала в отдельно взятом городе, а потом и по всей стране.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера