Архив   Авторы  

Научите нас жизни
ДелоНедвижимость

Российский потребитель не умеет влиять на проектировщиков и строителей, потому что сам не знает, в каком городе и какой квартире хотел бы жить

 

В Москве - Первая архитектурная биеннале. Тема, заявленная ее куратором Бартом Голдхоорном: «Как жить?». Это про будущее городов, жителей и архитекторов со строителями, которые эту жизнь должны создать. Судя по тому, что привезли в столицу участники (полсотни архитекторов из 18 стран) и о чем говорили на своих лекциях, в России еще не научились проектировать города и уж тем более их строить. Но это не все: оказывается, у нас нет людей, которые знают, как надо жить, а есть только те, кто заглатывает архитектурно-строительный ширпотреб без всякого разбора. Так как же жить?

Мастер-класс

У колонн ЦДХ - выставка западных архитекторов. Каталоги, экраны. На них - кварталы-районы массового жилья. Прямая демонстрация - смотрите, можно, мол, и в массовой застройке жить красиво и удобно. Мысль не оригинальная, но какая-то далекая от нашей реальности. Оттого конкретные «живые» примеры цепляют и даже обижают.

Немецкий архитектор Штефан Форстер - специалист по пятиэтажкам. Их в Восточной Германии в социалистический период было настроено достаточно. После объединения часть снесли, но многое осталось. Форстер занимался тем, что превращал «негуманное» пространство в «достойное жизни». Пятиэтажки он трансформировал до неузнаваемости, менял фасады, увеличивал площади квартир, «выгрызая» (то есть убирая) части дома и - вниманию столичных властей и инвесторов! - уменьшая высотность зданий. Все просто, объяснял архитектор на своей лекции, лифтов здесь нет, «приклеивать» их дорого, так что имеет смысл превратить квартал одинаковых коробок в район как бы таунхаусов. Имидж квартала поменялся с точностью до наоборот.

Но это лишь один из примеров. Когда-то, лет десять назад, пришлось побывать в Берлине. Тогда посланцы московского правительства ездили в Германию изучать опыт санации хрущевок и панельных девятиэтажек. Разнообразие вариантов потрясло и специалистов, и корреспондента «Итогов». Результат перенимания опыта - несколько переделанных пятиэтажек, в основном «подросших» на пару этажей. И это за десять-то лет…

Лекция Барта Ройзера из голландского бюро NEXT - урок рационального планирования жилья. Подсобный материал - компьютерная программа, которая умеет быстро определять тип и параметры застройки исходя из условий конкретного города и района и численности жителей. После «урока» надо записать и запомнить одну аксиому - чем рациональнее проектирование, тем дешевле проект, и одну теорему: плотность застройки - понятие относительное. Последняя доказывается на примере Амстердама: если сто лет назад люди жили в маленьких квартирах по пять человек, то сегодня живут по трое на сотне метров, а расстояния между зданиями увеличиваются из-за необходимости делать парковки и дороги. Вот и выходит, что чем успешнее экономика и выше благосостояние людей, тем больше места в городе занимает каждый отдельный человек.

И что еще поражает: на Западе массовым домостроением занимаются очень хорошие архитекторы, которые за небольшие бюджеты делают отличные и с эстетической, и с функциональной точки зрения проекты. И почти нет различия между жильем с индивидуальной планировкой и массовым - есть та золотая середина, которая сегодня отсутствует у нас. Наши лучшие архитекторы честно признаются: темой массового жилья они никогда не занимались. Видимо, не комильфо. Да и непонятно, как можно совместить относительную дешевизну панельного строительства, творческий подход и индивидуальные потребности жителей. Ответ дает Барт Ройзер: «Нам заказали дом на несколько семей, и у всех были свои потребности, которые мы удовлетворили, хотя строили дом из одинаковых элементов». Вообще тема домов-конструкторов часто всплывала в разговорах о массовом жилье. Немец Кристов Коль строит неимоверную красотищу - районы-замки а-ля Средневековье из… блоков, которые складывает как лего. Только, вздыхали российские специалисты, бродившие по залам биеннале, кто ж поборет наши ДСК.

Уроки воспитания

Есть еще один тезис, который повторялся от лекции к лекции: все массовые проекты иностранных архитекторов «замкнуты» на потребности жильцов. Голдхоорна раздражает в России то, что «Жигули» здесь покупают по цене «Мерседеса». Человек платит элитную цену за типовое жилье. Российский покупатель всеяден, и ему не важно, какого качества квартиру ему предлагают. Лишь бы было. Это чистая правда. «В России сейчас есть две категории жильцов: неимущие, под которых можно выбить деньги из бюджета на стандартные панельки, и богатые, не ищущие оптимального сочетания цена - качество и готовые на любые расходы. И это вполне устраивает застройщиков», - убежден президент Фонда поддержки законодательных инициатив Григорий Томчин. Ни те ни другие не диктуют условий, на которых должно развиваться массовое градостроительство. А где же средний класс? И почему он молчит? Этой теме в рамках биеннале посвятили целое заседание Общественной палаты РФ. Выводы неутешительные: средний класс инфантилен. Влиять на проектировщиков, строителей он не умеет, в том числе и в силу того, что сам не знает, в каком городе и какой квартире хотел бы жить. «Для начала нужно понять, какое именно жилье мы хотим, но от жильцов пожеланий не поступает. Наш человек в душе остается квартиросъемщиком», - жалуется руководитель проекта «Российский дом будущего» Сергей Журавлев. Как воспитать жильца, который голосует рублем за тот или иной проект, дом, улицу и ставит свои условия застройщикам, в Общественной палате пока не знают. Но делают вывод: без него ничего в градостроительной политике не изменится.

«Над организацией городского пространства должны размышлять и сами жители, - подтверждает немец Кристов Коль, - это задача для всех, а не только для специалистов». И реконструкция городов, по мнению Коля, должна происходить постоянно. Прежде чем приступить к реализации проекта, надо спросить людей не только о том, в какой квартире они хотят жить, но что они хотели бы видеть в своем окружении.

Сейчас в правительстве обсуждается проект долгосрочной стратегии массового строительства жилья для граждан РФ. В нем нет ни системы оценки жилья, ни категорий, ни приоритетов. Генпланы всех российских поселений, которые должны быть готовы к 2010 году, никаких мер по качественному улучшению жилья с учетом требований людей, естественно, не предусматривают. А без этого застройщика вряд ли заинтересует тот опыт западных архитекторов, что они так пропагандировали на Первой московской архитектурной биеннале.

СИТУАЦИЯ

Время не пришло?

Екатерина Батынкова , Управляющий директор компании «Усадьба»:

- На мой взгляд, для того, чтобы какой-либо город развивался красиво, нужно, чтобы совпало несколько обстоятельств. Платежеспособный спрос должен быть удовлетворен, а развитие рынка должно перейти в более спокойное русло, чтобы покупатели не скупали все подряд, а выбирали в соответствии со своими предпочтениями. Общая культура и образование должны достигнуть определенного уровня, чтобы покупатель мог оценить достоинства какого-либо здания, его архитектурную концепцию. Чиновники при принятии решений о выделении площадок должны думать об эстетике, качестве и целесообразности архитектурных проектов. А бизнесмены, занимающиеся строительством и инвестициями, должны представить себя в конкретном городе лет через двадцать и ощутить ответственность за его архитектурный облик.

Алексей Аверьянов , генеральный директор Vesco Consulting:

- Пока объединить творческий потенциал архитекторов и опыт строителей практически невозможно. Они преследуют разные цели. Архитекторы, как правило, при проектировании думают о нормах, архитектурной концепции и пр., тогда как строители и девелоперы действуют, исходя из коммерческой выгоды. Поэтому, пока не будет единой стратегии, объединить их для определения перспективных направлений развития города не представляется возможным. Не оглядываются строители и на желания жильцов: это в советские времена ЖСК сами решали, что им нужно, были инвесторами и заказчиками и получали желаемое. В настоящее время влияние покупателя на застройщика невозможно. Сегодня строители диктуют свои условия, а покупателю лишь остается выбирать из того, что есть. Конечно, появляются на рынке качественные объекты, но их мало. Пока на рынке недостаток предложения и, как следствие, ажиотажный спрос, покупатели будут брать то, что есть.

Константин Ковалев , управляющий партнер компании Blackwood:

- Развитие города слишком сложный процесс. Есть проектные организации, в обязанности которых входит разработка стратегических программ развития города. Они и отвечают за корректировку Генпланов, за стихийное строительсто и так далее. И то, что девелопер может с помощью взяток «продавить» неграмотное решение, проблема скорее нравственная, чем архитектурная.

Георгий Дзагуров , генеральный директор PENNY LANE REALTY:

- Я считаю, что уже сегодня с помощью профессионалов рынка недвижимости создаются концепции, соответствующие требованиям клиентов. Для наших клиентов время, когда они выбирают именно то, что хотят, уже наступило. И мы чувствуем, что способны всесторонне защитить клиентов. И красивые города у нас есть. Например, Чебоксары, где в самом центре нового города на месте бывшего болота содзан залив, окруженный памятниками, зеленью и новостройками. Так, скорее всего, могут развиваться новые города, свободные от сложившейся застройки. Однако сегодня аналогичные тенденции развиваются и в Сочи, и в Красной Поляне, и в Нижнем Новгороде с проектом Ривьера. А лично мне комфортна и Москва.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера