Архив   Авторы  
Поступить в технический вуз не проблема, возьмут и с тройками. А вот отучиться в нем пять лет и стать грамотным инженером — не каждого ума дело

Технический регресс
Общество и наукаОбразование

В высшем образовании наметился опасный дисбаланс — «лирики» одерживают верх над «физиками». Это не устраивает ни работодателей, ни государство


 

Подошел к концу первый этап вступительной кампании — закончен прием документов в вузы. Теперь абитуриентам остается только расслабиться и ждать окончательного «приговора», который будет оглашен 5 августа. Понятно, что итоги подводить пока рано, но один совершенно очевидный вывод можно сделать уже сейчас: рекорды популярности по-прежнему бьют гуманитарные факультеты. На технические специальности, остро востребованные нашей экономикой, молодежь идет крайне неохотно.

Профнепригодны

Ситуация действительно тревожная. Еще в прошлом году министр образования и науки Андрей Фурсенко озвучил такие цифры: из 7,5 миллиона студентов 1,8 миллиона обучаются на экономистов и менеджеров, 650 тысяч получают педагогическое образование и 800 тысяч — юридическое. «Но у нас сегодня нет для них рабочих мест, — заявил министр, — зато рабочие места есть в геологоразведке и строительстве. Мы будем обманщиками, если дадим ребятам возможность учиться на бюджетной основе, чтобы получить невостребованную специальность». По подсчетам министерства, в 2015 году число выпускников — гуманитариев и экономистов в 1,6 раза превысит востребованность на рынке. Потому в этом году было решено сократить на 10—20 процентов бюджетные места на экономических, юридических и педагогических факультетах и добавить их техническим специальностям — таким, как физматнауки, автоматизация и управление, информатизация и т. д.

Эти шаги сопровождались массовой агитацией и пропагандой в пользу поступления в технические университеты. И вроде бы дело сдвинулось с мертвой точки. Весной, когда одиннадцатиклассники подавали заявления на сдачу ЕГЭ, руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова рапортовала о том, что в этом году на предметы, относящиеся к естественным и точным наукам, записалось значительно больше выпускников, чем в прошлом. Так, число желающих сдавать химию выросло на 30 процентов, информатику — на 17, физику — на 15. «Это значит, что при поступлении в вузы ребята будут выбирать технические направления подготовки», — уверяла она. Но нынешняя вступительная кампания показала: никакие стенания о том, что в стране перепроизводство юристов-экономистов-менеджеров, а рынок с распростертыми объятиями ждет инженеров, конструкторов, технологов и строителей, ситуацию не изменили. На сегодняшний день многие технические вузы явно недобирают студентов даже на бюджетные места. Особенно это заметно в региональных институтах и университетах. Не на руку им и общее уменьшение количества выпускников, связанное с демографической ямой. «Сегодня каждый второй выпускник школы при желании может получить высшее образование за государственный счет, — говорит директор департамента профессионального образования Минобрнауки Артемий Никитов. — Сами посудите: из школ выпустились 840 тысяч человек, а бюджетных мест насчитывается 448 тысяч. На практике это означает небольшой конкурс в вузах, множество студентов, не всегда способных учиться, которые через несколько лет превратятся в профнепригодных специалистов». Во многих технических вузах, для того чтобы поступить на бесплатные места, достаточно набрать 150—180 баллов за три экзамена — чуть больше, чем по 50 баллов за каждый. В переводе на знакомую всем пятибалльную систему это банальные трояки. С таким уровнем знаний постигать сложнейшие точные науки будет нелегко. Можно заранее прогнозировать, что далеко не все поступившие дотянут до диплома, но даже если дотянут, то о качестве такого специалиста говорить не приходится. При этом на гуманитарные факультеты проходной балл составляет не менее 215.

Не зажигает

Справедливости ради надо сказать, что эта проблема характерна не только для России — нехватка инженерно-технических кадров в последние годы стала головной болью практически всех развитых стран. В США давно смирились с тем, что основную массу студентов, изучающих физику, математику и другие сложные предметы, составляют выходцы из других стран, большей частью из Юго-Восточной Азии. Известная шутка о том, что в американских университетах русские преподаватели обучают математике китайцев, недалека от истины. Такая же картина во Франции — там, правда, проблема существует на уровне магистратуры. Многие студенты, изучающие точные науки, в конце концов отдают предпочтение финансам. Не хотят корпеть над физикой и кибернетикой и молодые британцы, у них в моде свободные профессии — дизайнеры, художники, журналисты и т. д.

В чем же дело? Первое, что приходит в голову, — это разница в зарплатах. Но если не брать в расчет топ-менеджеров, доходы которых действительно зашкаливают, то в остальных профессиях заработки сопоставимы. Причем не только за рубежом, но и у нас. Так, по словам президента рекрутингового портала SuperJob.ru Алексея Захарова, стартовые зарплаты технических специалистов сейчас выше, чем у гуманитариев и экономистов. Для сравнения: у экономиста, юриста и бухгалтера это 20 тысяч рублей, у инженера-проектировщика — 27 тысяч рублей, у программиста — 30 тысяч рублей. За последние годы заработки инженеров растут гораздо быстрее, чем у представителей других профессий. Причина проста — спрос превышает предложение. В результате компании вынуждены переманивать специалистов друг у друга, предлагая им более высокие заработные платы.

Но если дело не в деньгах, то в чем же? В качестве главной причины эксперты называют… моду. Эта неуловимая субстанция очень трудно поддается анализу и еще меньше прогнозированию. Ну не модны нынче профессии «реального сектора», не престижны. Молодежи кажется, что заниматься строительством, возводить мосты, работать на заводах, копаться в схемах «не прикольно». Она больше склоняется в сторону сферы услуг, особенно финансовых. В этом плане показателен пример Германии — страны с огромными инженерными и конструкторскими традициями. Еще в 60-е годы труд инженера вызывал особое уважение у 41 процента жителей ФРГ, но с тех пор его привлекательность в глазах немцев постоянно падала. В этом году лишь 22 процента опрошенных включили инженеров в список из пяти самых уважаемых ими профессий. В результате немецкие технические вузы каждый год с трудом набирают первокурсников. И сейчас Германия, которая всегда славилась своими техническими кадрами, вынуждена приглашать их из-за рубежа. Что уж говорить о России, где престиж этой профессии и раньше был невысок.

Без базы

Конечно, и правительство, и общество проблему осознают и пытаются тенденцию переломить. В последние годы много говорится о необходимости развивать высокие технологии и создавать инновационную экономику. Амбициозные проекты вроде Сколкова обещают прорыв на этом направлении и призваны пробудить интерес молодежи к точным и прикладным наукам. Немалые средства инвестируются в создание исследовательских центров в самих университетах. Так, Национальный исследовательский технический университет «МИСиС», получивший этот статус, а заодно и деньги на развитие менее двух лет назад, уже пожинает первые плоды. «В этом году к специальности «Экономика и управление на предприятии» интерес у абитуриентов снизился в два раза, в то время как по технической конкурсной группе число заявлений увеличилось более чем на треть, — говорит Владимир Кузнецов, заместитель начальника учебно-методического управления НИТУ «МИСиС». — При этом инновационные направления («наноматериалы», «материаловедение и технология новых материалов») теснят традиционные («металлургия»)».

Процесс пошел? Да, если речь идет о топовых университетах страны. Но их-то немного. Что же касается вузов средней руки, не говоря об аутсайдерах, то там ситуация аховая. Для подготовки специалистов современного уровня прежде всего нужна серьезная материально-техническая база, а ее-то во многих российских вузах как раз и нет. Большая часть оборудования на сегодняшний день физически и морально устарела, в лабораториях не хватает приборов и реактивов, студенты порой неделями ждут очереди, чтобы поработать над своими проектами. И это, конечно, популярности высшему техническому образованию не добавляет.

Учи математику

Устав ждать перемен, компании, заинтересованные в высококвалифицированных кадрах, сами пошли в школы и вузы. Так, технологическая компания «Ситроникс» запустила проект «Учи математику!». Работая в сфере высоких технологий, она на себе почувствовала дефицит высококлассных специалистов. Дело дошло до того, что руководство вынуждено было переманивать бывших российских инженеров из-за рубежа. В результате, чтобы заинтересовать ребят алгеброй и геометрией, компания организовала российско-французскую олимпиаду по математике имени Пьера Ферма среди школьников и студентов. Победителей отборочного тура пригласили во Францию, где в научно-исследовательском центре Crolles 2 под Греноблем и состоялся финал. Заодно участников познакомили с работой современного высокотехнологичного предприятия.

Плотно работает со школьными учителями и студентами педвузов и компания Microsoft, помогая им воплотить в жизнь свои новаторские идеи на базе современных технологий. Представители Intel подписали договор о сотрудничестве с Нижегородским государственным университетом. Причем речь идет не о банальном устройстве на практику. Взаимодействие начинается еще на уровне составления учебных планов, чтобы студент мог получить знания, которые действительно пригодятся по окончании вуза, а работодатель — квалифицированного IT-специалиста, которого не надо переучивать на рабочем месте. И таких примеров много.

Работодатели не сидят сложа руки — они уже давно пытаются готовить специалистов под себя. Создают корпоративные факультеты, оплачивают будущим сотрудникам обучение в магистратуре, выдают кредиты на обучение или доплачивают стипендии.

Ждем перемен

На самом деле проблема лежит еще глубже. Как сказал «Итогам» известный математик, лауреат Абелевской премии Михаил Громов, обучение точным предметам отстает в России от современного уровня развития науки лет на сто. Причем это касается как высшего образования, так и среднего. Значит, начинать модернизацию, по мнению ученого, надо со школы. Ломать устаревшие подходы и методики преподавания, показывать, что математика — это не голая абстракция, которая никогда не пригодится в жизни, а красивая и увлекательная наука, и без нее невозможно решить ни одной из тех проблем, что ждут человечество в недалеком будущем. Для этого необязательно усложнять школьную программу — ее надо сделать более живой и приближенной к жизни.

Наверное, следовало бы возродить и такое понятие, как «профориентация», которое ушло в прошлое вместе с Советским Союзом. Ведь одна из причин дефицита инженерных кадров состоит в том, что молодые люди не представляют себе конкретное место, на котором будут работать, если закончат технический университет. Наверное, неплохо было бы, если бы школьники почаще бывали в цехах продвинутых компаний, где стоят не ржавые допотопные станки, а суперсовременное и навороченное оборудование. Психологи идут еще дальше и предлагают начинать работу по профориентации еще в... детском саду. «Время до школы  это очень интенсивный период для восприятия, для усвоения труда как ценности,  считает профессор кафедры возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Николай Пряжников.  В этом возрасте ведущая деятельность дошкольников все-таки игровая. А играют дети во что? В профессии... И не использовать такую возможность для трудового воспитания было бы не совсем правильно». Может, пришло время возродить кружки юных техников?

Все это — задача государства. Необходима глубоко продуманная политика, включающая все звенья образовательного процесса — от детского сада до магистратуры и аспирантуры. И в первую очередь нужно качественно изменить подготовку инженерных кадров, приблизить ее к современным достижениям науки и техники. Кстати, на прошлой неделе из Загреба, где проходила Международная физическая олимпиада для школьников (IPhO), вернулась наша команда из пяти человек. Все пятеро привезли медали — одну золотую, три серебряные и бронзовую. В том-то и парадокс: умом Россию Бог не обделил, но вот что с ним делать — не подсказал.

Требуются

Рейтинг запросов работодателей % от всех запросов

  1. Менеджер по продажам 7,43
  2. Квалифицированный рабочий 6,49
  3. Инженер 5,47
  4. Бухгалтер 4,01
  5. Водитель 3,43
  6. Продавец 3,28
  7. Торговый представитель 2,46
  8. Неквалифицированный рабочий 2,12
  9. Секретарь 1,67
  10. Врач 1,62


Источник: SuperJob.ru


Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера