Архив   Авторы  
Развлекая, развивать — такова основная концепция интерактивных музеев для детей. В музее «Экспериментаниум» ребенок узнает, как подчинить себе законы физики

Руками — трогать!
Общество и наукаОбразование

Как юного лирика превратить в перспективного физика




 

О том, что хватит штамповать экономистов с юристами и пора учить на инженеров, нам твердят уже несколько лет. Вот и Дмитрий Медведев на прошлой неделе снова вернулся к этой теме. Оно и понятно: стране, желающей модернизироваться, нужны в первую очередь технари. Но как соблазнить сегодняшнего тинейджера, помешанного на фейсбуке, «глянце» и гаджетах, подать документы не в какую-нибудь «высшую кузницу менеджерских кадров», а в институт какой-нибудь скучнейшей промышленности? Хорошей зарплатой? Как уверяют педагоги, для детей, воспитанных в нынешней, гламурно-компьютерной социокультуре, материальный стимул не главное. Выход один — с младых ногтей прививать интерес к точным наукам и технике. Другой вопрос: какими методами?..

...В этом музее через пять минут голова идет кругом, а от восторженных детских криков закладывает уши. У маленьких посетителей, перебегающих от одного экспоната к другому, горят глаза. Здесь можно дернуть за веревочку, и тяжелая тетя на стуле с легкостью «поедет» вверх. А можно самому вызвать торнадо и создать молнии в стеклянном шаре. Или устроить гонку трех тарелок, которые двигаются по разным поверхностям. Приходят к финишу они всегда вразнобой — говорят, сила трения разная. А что это такое? Тут настает звездный час для пап, авторитет которых моментально взмывает на небывалую высоту: оказывается, отец понимает эти страшные законы физики, да еще может их объяснить. Мама тоже не останется без своей порции восхищения. Стоит только примерить странный жилет с большим животом, и ребенок понимает, как нелегко ей далось его появление на свет.

У музея занимательной науки «Экспериментаниум», который открылся в Москве в начале марта, от посетителей нет отбоя. Ведь до сих пор единственным местом, где ребенок мог ставить настоящие научные опыты и трогать экспонаты руками, был зал «Игротеха» в Политехническом музее. Только очередь на экскурсию в этот храм науки расписана на два месяца вперед, да еще в гости там ждут не всех: цикл «занимательная физика» рассчитан на школьников 5—6-х классов, а самая любознательная публика — от 6 до 10 лет — остается за бортом.

«Идти с ребенком просто некуда, — делится Ольга Синицина, бабушка второклассника Вани. — В современных развлекательных центрах для детей — сплошные игровые автоматы и бесконечные стрелялки. Мы растим поколение, для которых оружие — привычная вещь, а горы трупов не вызывают никаких эмоций. А пугает их как раз физика. Хорошо, что появилось место, куда можно повести ребенка и показать, что физика интереснее стрелялок».

Те, кто учился в школе еще в советское время, помнят огромное количество кружков типа «юный химик», «юный физик», «юный натуралист» и т. д. И все это было рядом — в соседнем Доме пионеров. Бесплатно, доступно и интересно, хотя называлось все это казенным термином «система дополнительного образования». В 90-е годы эта система рухнула. Позакрывались дома пионеров, захирели политехнические музеи, уже 15 лет не работает московский планетарий, старейший в России и один из самых крупных в мире. Да что там дополнительное — обязательное образование трещит по швам: в школы перестали завозить реактивы для химических опытов и приборы для физических. А ведь нет ничего зануднее урока физики, на котором то, как работает радио и откуда берутся молнии, тебе объясняют на пальцах. А вместо того чтобы посмотреть, как носится по поверхности воды, извергая тепло и брызги, кусочек белого металла, ты слышишь: «Натрий вступает с водой в экзотермическую реакцию...» Результат самый что ни на есть научно предсказуемый: выросло целое поколение молодых людей, которые в технике ни бум-бум, а в науке — ни-ни.

Какое-то время тому назад ситуация стала меняться. В крупных городах потихоньку открываются центры научно-технического творчества, необычные музеи. И все же говорить о выстроенной системе дополнительного образования пока не приходится: в большинстве случаев такие центры держатся на энтузиазме их создателей и опыте, который используется за рубежом давно и довольно успешно.

Например, создатели «Экспериментаниума» не скрывают, что многие идеи подсмотрели за границей, но не только. «Во многих городах мира существуют такие центры, которые позволяют, развлекая, развивать, — говорит соучредитель музея Наталия Потапова. — Но мало кто помнит, что в Питере в 1935 году Яков Перельман создал Дом занимательной науки. К сожалению, и Перельман, и сам музей погибли в блокадном Ленинграде. У нас в экспозиции, кстати, есть экспонаты из ДЗН. Цель нашего центра — показать детям, что творчество, наука, законы физики — это не что-то крайне сложное, отдаленное, лабораторное, все это вокруг и среди нас. И не нужно быть взрослым, чтобы всем этим заниматься. Понятно, что все модели, иллюстрирующие физические и химические явления, можно сделать очень эффектно, если использовать компьютерные технологии. Но мы опять переведем детей в зазеркалье, а хочется вернуть их обратно, в реальность».

Благодаря энтузиастам-одиночкам в Подмосковье появился и Музей техники Вадима Задорожного. Вадим — преподаватель истории. Собирая ретроавтомобили, старинные мотоциклы, образцы авиации и военной техники, он с самого начала не планировал создавать закрытую частную коллекцию. Старые вещи, по его мнению, должны помочь людям понять, как развивалась инженерная мысль, а вместе с ней и техника. Здесь можно не только рассмотреть экспонаты, но и покрутить рукоятки боевых механизмов, освоить технику сборки-разборки старинного оружия, прокатиться на бэтээре или ретроавтомобиле и даже пообедать на настоящей полевой кухне в обстановке фронтовых времен. Можно попасть в реставрационную мастерскую, пройти авиамодельный мастер-класс. Какому пацану не захочется увидеть в действии танк или самоходную установку и настоящие гонки на старинных автомобилях! Дают и порулить — ребенок садится за руль мини-авто рядом с тренером и наворачивает круги по автодрому. Вероятность того, что после этого ребенок загорится поступать куда-нибудь в автодорожный, становится почти очевидной.

Опыт создания первых в России частных научно-технических музеев говорит о том, что это дело может быть не только полезным, но и прибыльным. Кстати, это подтверждает и мировой опыт. Но это не значит, что государство может со спокойной душой переложить это бремя целиком на плечи частника. Казенных музеев в стране полно, но по-настоящему современных, приглашающих детей к самостоятельному творчеству катастрофически не хватает. Станет ли, например, таким местом многострадальный московский планетарий, дата открытия которого все время переносится? Для тех, кому посчастливилось в нем побывать, это одно из ярчайших впечатлений детства. А сейчас он должен стать еще интереснее — ведь современным детям, не вылезающим из Интернета, просто предъявить карту звездного неба уже недостаточно. Во всяком случае креативщики обещают интерактивный зал с классическим музеем и астрономической площадкой, где будут действующие телескопы. Глядишь, и кто-то из первых посетителей планетария лет через надцать станет маститым астрофизиком. Что и требовалось доказать...

Научный поход

Мировое турне

В мире давно уже существует такое понятие, как «музейная педагогика». Первый в мире детский музей появился в Бруклине (США) еще в 1899 году, а сегодня их уже около четырехсот, большая часть которых находится в США. Практически все они интерактивны: здесь экспонаты не прячут за витринами — их можно щупать, перемещать, ставить опыты или создавать что-нибудь своими руками. Такое активное познание мира соответствует психологии детей, развивает их фантазию и творческие способности. В Центре «Эврика» в Финляндии, например, посетители свободно настраивают телескопы, определяют температуру звезд, гуляют по «поверхности Луны» в скафандрах. Здесь же можно попробовать самостоятельно добыть энергию или создать собственными руками бумагу. В голландском Corpus можно отправиться в путешествие по человеческому организму. Само здание представляет собой огромную сидящую фигуру человека, а залы — это разные органы. Музей науки в Лондоне дает возможность на собственном опыте почувствовать изменение климата, путешествуя по различным эпохам и географическим зонам, а также раскрыть секреты льда и сталагмитов. В Миланском национальном музее науки и технологии Леонардо да Винчи представлены приборы и машины, созданные по проектам мастера эпохи Возрождения, причем часть из этих моделей — действующие. Подобные музейные центры есть почти во всех европейских столицах и крупных городах. Стали они появляться и в российских городах — в Санкт-Петербурге, Иркутске, Хабаровске, Новосибирске и других.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера