Архив   Авторы  
В некоторых столичных школах записывать детей в первый класс пришло больше народу, чем школа может принять

Плодитесь и уплотняйтесь
Общество и наукаОбразование

Придется ли московским первоклашкам учиться в четыре смены?

 

День «Х» для родителей будущих первоклашек — 1 апреля — миновал: очереди рассосались, валерьянка выпита, документы чад лежат в заветной школе. Тему поступления в первый класс, казалось бы, можно закрыть до следующего года. Но скандал только начинается. Как выяснили «Итоги», некоторые московские школы оказались забиты первоклассниками не просто под завязку, а, что называется, с горкой. И эту ситуацию бессильны разрулить и все существующие законы, и хваленые СанПиНы, и нормы здравого смысла. «Итоги» попытались разобраться в скандальной ситуации.

…Это была бы обычная столичная школа, если бы она не стояла прямо в центре нового, активно заселяющегося района Куркино. Очередей, ночных дежурств и палаток возле этой школы не было — велась электронная запись, и все, кому положено попасть в эту школу, могли зарегистрироваться в режиме онлайн. К обеду набралось 160 человек. Согласно новым санитарным правилам, ограничивающим количество мест в первом классе 25 детьми, получилось уже шесть с лишним классов. До 1 сентября к этой цифре добавится еще класс, а то и два. План приема, утвержденный управлением образования, — четыре первых класса. Физическая возможность школы — та же сотня первоклашек. Куда деть еще 3—4 класса? Напрашивается простой ответ — всем остальным отказать. «Школы не могут принимать всех желающих, это нарушение СанПиНов, — подтверждает член Общественной палаты России, директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский, — ведь на каждого ребенка должно быть отведено определенное пространство — не меньше 13,8 квадратного метра. Кроме того, школа не должна увеличивать контингент, ухудшая условия для детей, которые здесь уже учатся».

Действительно, директор имеет право принимать документы, если есть места и позволяют технические возможности школы. СанПиНы очень жесткие, они предусматривают массу параметров, чтобы ребенок мог нормально учиться и оставаться здоровым. И здесь начинается самое интересное. Директор школы, о которой идет речь, отказать детям из своего района не сможет и откроет семь, а если понадобится, и восемь первых классов. В трех соседних школах ситуация аналогичная. Заглянем теперь на несколько лет вперед: в этой школе полезных площадей восемь тысяч квадратных метров. В ближайшее время тренд наполняемости вряд ли изменится: в Москве прогноз демографической ситуации оптимистический. Если все останется по-прежнему, то в какой-то момент все параллели с первого по одиннадцатый будут состоять из восьми классов по 25 человек. Это 88 классов, или 2200 человек. В результате на одного ребенка придется по 3,6 квадратного метра. Даже если учить в две смены, нарушение санитарных норм вопиющее! Важно здесь вот что: законы и подзаконные акты не сработают, ибо Конституцией всем гарантировано равное право на образование. «Возникает коллизия законов: Конституция — высший закон государства, и мы обязаны выполнить его. И в случае острой необходимости посадим в класс не 25 человек, как написано в других актах, а больше», — комментирует и. о. начальника управления образования СЗАО Москвы Алексей Анисин.

Можно ли предположить, что если нет альтернативы, то дети отправятся в имеющиеся школы, будут учиться даже в третью смену, будут сидеть по 40 человек в классе? Вполне. Можно ли дать в таких условиях качественное образование? Педагоги не скрывают, лингафонные кабинеты, к примеру, будут превращены в обычные классы в первую очередь. Если кто-то думает, что это проблема только отдельно взятой школы, то он заблуждается. В любой точке страны законы у нас одинаковые.

Такую историю Москва переживала уже не раз. Тот же Ефим Рачевский вспоминает: «В 1985—1987 годах в строящийся район Орехово-Борисово заселялась молодежь, рожали все. А школ мало. Наша, рассчитанная на 900 детей, учила 2300. Мы, нарушая все нормативы, набрали 13 первых классов и учились в три смены. Продленку поместили в отвоеванных квартирах на первых этажах соседних домов. Потом захватили котлован, который был вырыт неподалеку для другого объекта. Построили начальную школу». В девяностых годах то же самое было в Митине — все школы работали в две-три смены. Потом в Бутове и далее по всем новостройкам…

Строго говоря, проблема возникает только там, где сконцентрировано много молодых семей. В других московских районах полно школ, где не набирают и двух первых классов. Александр Гаврилов, пресс-секретарь департамента образования, уверяет, что дефицита мест нет: «В 2010 году за парты сели 80 тысяч первоклашек, в этом ожидается 82, а подготовлено 87 тысяч мест». Но плотность заселения в городе неоднородна. В центре Москвы много школ, а вот молодых семей мало — этот район многим не по карману. А в спальных районах — наоборот. Особенно если дело усугубляется какой-нибудь из социальных программ вроде «Молодой семье — доступное жилье». Количество же учебных заведений и детсадов рассчитывается для всех одинаково: 140 школьных и 52 детсадовских места на тысячу населения. К периферийным новостройкам эта «средняя температура по больнице» не имеет никакого отношения. В новых районах, будь то Куркино, Молжаниново, Новокуркино и пр., перевес в сторону семей с детьми огромный. Точной статистики нет, но, по наблюдениям, дети там водятся в 90 процентах квартир. Однако строительство не может идти вразрез с утвержденными нормами плотности учебных заведений. Да и учесть реальное количество жителей невозможно, так как многие просто не прописываются в новостройках. И потому примерно на 30 тысяч населения Куркина (для наглядности продолжим считать на примере этого района) введено 3408 школьных мест и 1400 детсадовских (это, кстати, с запасом). Теперь о реалиях: уже учатся в районе 4152 школьника и насчитывается 1701 детсадовец. А ведь еще не все дома заселены. «Ситуацию обостряет соседний подмосковный район Новокуркино, — отмечает Алексей Анисин, — где много квартир куплено москвичами по столичной программе поддержки молодой семьи. У них на 25 тысяч жителей — два сада и одна школа, потому они идут к соседям».

Что делать в такой ситуации? У директора не остается другого выхода, кроме как составлять многосменное расписание и перестраивать здание. Современные школы — это вполне просторные помещения, которые проектируются с учетом особенностей физиологии и поведения детей. Так вот эти самые просторы перегораживаются, чтобы обустроить дополнительные классы. Обычно это временные меры. От них отказываются при первой же возможности. Однако понятно, что школа становится менее комфортной для детей. В конечном итоге директор, нарушив все и вся, останется один на один с разъяренными родителями. А каковы, кстати, их права, если они видят, что ребенок учится в ненормальных условиях? Допустим, родительское собрание или совет школы ратуют за утвержденные ранее нормы приема: «Брать только четыре класса, остальных — вон!» И пусть управление образования разбирается с оставшимися за дверью. «Общественность, конечно, может многое, — комментирует Алексей Анисин, — но закрыть двери школ не может. У школы есть учредитель — государство, оно и решает по закону, кто может учиться в этом заведении». То есть родители с точки зрения закона сделать ничего не смогут. Определенные инструменты по смягчению ситуации есть у чиновников — они могут инициировать строительство новых учебных заведений. Это единственное системное решение проблемы. Кстати, заявки на строительство шести детсадов и двух школ в том же Куркине уже поданы. По словам директора одной из строительных компаний, если начать уже завтра, то можно сдать новую школу к 1 сентября. На практике уйдут месяцы на разработку и согласование документации. Для быстрого решения нужно вмешательство государства.

Однако заметим, что государство сейчас старается возложить как можно больше ответственности за школьные дела на родителей и директоров. Хотя проблему, описанную выше, они решить точно не смогут. Но возникнет другая. Появился новый принцип финансирования образования — «деньги следуют за учеником», его цель стимулировать школу к приему большего числа детей. Новая система оплаты труда тоже зависит от количества обучающихся. Захотят ли директора даже при избытке школ в районе отказываться от тех, кто хочет учиться именно у них? Вопрос не праздный, ведь мы видим, что даже санитарные нормы отступают перед реализацией права на образование. Может начаться охота за школьными душами, а единичные истории с переполненными школами станут массовыми. Останется ли в этой погоне место для самого образования? Большой вопрос...

Статистика

Наперечет

1 сентября 2010 года первый звонок прозвучал для 1 миллиона 431 тысячи 646 российских первоклассников. По сравнению с 2009 годом их число возросло на 50 тысяч. С 1 сентября 2011 года все первоклассники должны обучаться по новому стандарту, в настоящее время во всех регионах проводятся необходимые финансово-организационные мероприятия. Образовательный стандарт начальной школы предусматривает помимо требований к предметным результатам обучения требования к результатам воспитания и межпредметным знаниям, которые школьники должны получить, а также предъявляет серьезные требования к условиям обучения: наличие компьютеров в классах, применение электронных образовательных ресурсов, наличие современных спортзалов, утепленных туалетов и др.

Всего в российских школах учится 12,8 миллиона ребят, что на 150 тысяч меньше, чем в прошлом учебном году. Отрицательная динамика количества школьников наблюдается с 1998/99 учебного года, когда в школах обучались 22 миллиона человек. В целом по России сегодня работает 51,5 тысячи образовательных учреждений (включая филиалы и отделения с правами юридического лица), реализующих основные программы общего образования.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера