Архив   Авторы  

Особо ценные кадры
Общество и наукаОбразование

«Нашим детям в будущем предстоит конкурировать с детьми из развивающихся стран, прошедшими школу дистанционного образования», — говорит руководитель аппарата Общественной палаты РФ Алина Радченко


 

Социологи и демографы говорят в один голос: примерно к 2030 году обострится борьба между странами за так называемый человеческий ресурс. При этом уже сегодня прирост населения Земли, как утверждает российский профессор Сергей Капица, осуществляется в основном за счет развивающихся стран. Европейское население стремительно стареет. Замедлить этот процесс могут только разумная демографическая и миграционная политика стран. А в особенности, как считает руководитель аппарата Общественной палаты РФ Алина Радченко, разумная государственная политика в области детства. Курируемый ею фонд «Мое поколение» разработал общественную программу «Детство».

— Алина Федоровна, если заглянуть в сводки новостей, у наших детей огромное количество проблем: сиротство, домашнее насилие, болезни. Детей надо спасать, а вы, если не ошибаюсь, говорите в основном о благополучных детях.

— Сиротство, домашнее насилие и болезни — это отдельная, серьезная и большая тема. И слава богу, в стране много общественных организаций, которые этим делом занимаются. Я же хотела бы обратить внимание на проблему развития детей, пришло время подумать об этом серьезно. Если в советские времена существовал хотя бы комплекс ГТО («Готов к труду и обороне»), разработанный где-то в недрах Министерства обороны, то в наше время ребенок оказался ненужным государственным институтам, которые сами переживают определенную трансформацию. Да и институт семьи претерпевает серьезный кризис. По статистике 30 процентов детей сегодня рождаются вне брака. Примерно столько же — в неполных семьях.

— Каков же выход?

— Надо шаг за шагом осуществлять последовательную и глубоко продуманную политику в области детства. Если задуматься, никто толком не проводил серьезных исследований на тему того, что будет с нашими детьми завтра. Они сегодня живут в условиях четырех сенсоров — телефон, Интернет, телевизор, гаджеты. Это мир потока информации, куда порой не проникает взрослый взгляд. А мы по старинке думаем, что школа является для ребенка единственным источником знаний.

— Не хотите ли вы сказать, что школа скоро нам и вовсе не понадобится?

— Насчет школы я не готова давать какие-то основательные прогнозы, но вкладывать в головы содержимое пожелтевших от времени листочков будет все труднее. Наблюдения позволяют сделать вывод, что нашим детям в будущем предстоит конкурировать с детьми из развивающихся стран, прошедшими школу дистанционного образования или школу под открытым небом. Садятся дети вокруг учителя на лужайке, открывают нетбуки и изучают мир. Это дети компьютерного века, хорошо умеющие работать с информацией и не знавшие никогда толком, что такое упорядоченная средняя школа. Любопытно, выдержим мы конкуренцию или нет?

— Но наша школа всегда славилась своей фундаментальностью. Именно это помогало и помогает многим отечественным специалистам находить работу за рубежом.

— Наша школа — естественно-математическая. Да и то это слава прошлых лет. Сегодня поддерживать имидж все труднее. Стареют золотые кадры. А за рубежом в обучении повсеместно используются различные симуляторы, тренажеры, биоробототехника, другое опытное оборудование. Надо всерьез думать о создании вокруг ребенка умной и познавательной образовательной среды — вот тогда и интерес к учению не пропадет, и фундаментальная наука будет подпитываться молодыми кадрами.

— А какой должна быть роль родителей в этом образовательном процессе?

— Роль взрослого изменится. Ему надо будет научиться видеть в ребенке личность.

— Но как? Вы предлагаете всем поголовно отправиться на курсы родительства, чтобы потом получить соответствующую лицензию. Вряд ли эта идея будет всеми поддержана.

— Едва ли мы мыслим распространить эту затею на всех. Это одна из просветительских моделей, предлагаемая нами регионам для обсуждения. Сегодня, как говорят социологи, в наших молодых семьях утерян так называемый опыт детодержания. Ушли в прошлое многопоколенческие семьи с их семейным укладом. Зато появилось колоссальное количество информации по уходу за ребенком, с которой порой трудно разобраться даже специалисту. Раньше было общество «Знание», выполнявшее просветительскую функцию. Считайте, мы предлагаем нечто такое же, только связанное с семьей и в новом качестве. В рамках нашей программы «Детство», например, уже второй год действует пилотный курс, обучающий родителей общению с ребенком. Нам было интересно, окажется ли такой курс востребованным родителями. Представьте себе, интерес есть. Родителям читают лекции преподаватели из самых разных сфер — от медицины и психологии до социологии и педагогики.

О лицензировании речь тоже шла, когда предлагалось создать новую профессию — родительство. Что мы имели в виду? Есть люди, которые считают родительство такой же профессией, как и остальные. Почему не помочь им получать за это госзарплату? Ребенку государство оплачивает детский сад. Почему не оплатить родительство ребенку, который не может или не хочет ходить в детский сад? Особенно это касается многодетных родителей.

— Тогда все сядут дома с детьми! И детские сады будут не нужны.

— А вот не факт! Не обольщайтесь. Мы и не предлагали аннулировать детские сады. А вот создавать альтернативные службы нянь, гувернанток, курируемые государством, предлагали. Дело в том, что детские сады, куда мы отдаем детей развиваться, по сути своей являются «камерами хранения». Пусть в них и строят бассейны, но нянечки и воспитатели в детских садах Москвы, например, сплошь мигранты, плохо говорящие по-русски. Или наши нетребовательные граждане, идущие туда работать, потому что больше уже никуда не берут. Зарплаты там смешные. Социолог Иван Забаев проводил исследование в детских садах России и Европы и выяснил, что самым высоким уровнем агрессии обладают именно воспитатели. А теперь представьте полностью открытое сознание ребенка, которое сталкивается с этой агрессией. Оно подвергается деформации, ребенок начинает воспринимать внешний мир как угрозу. И это при видимой безопасности — мол, ребенок находится под присмотром педагогов и ничего с ним приключиться не может.

— Где же тогда ребенку получать опыт общения с другими детьми? Где ему, так сказать, социализироваться?

— Во-первых, детсады уже сегодня с успехом заменяют на центры дошкольного образования, куда приводят детей не на целый день, а на несколько часов. Во-вторых, кто вам сказал, что дети одного возраста, да еще и собранные по признаку схожего социального уровня, социализируются исключительно таким образом? Где вы видели во взрослом мире сообщества, собранные по возрастному уровню и по одному достатку?

— Призывная армия, например.

— Точно. Только там собраны еще представители одного пола. С такими сообществами мы бы давно уже вымерли. Все-таки давайте не будем сравнивать армию и детей. Я не спорю, общение нужно, но воспитательные среды должны быть другими. Например, до трех лет у детей на сто процентов открыта способность к изучению языков. Если мы этот момент упускаем, то потом в десять лет изучение языков идет гораздо труднее. Моей дочери три года, и она уже говорит на четырех языках, включая родной. Она не знала, что изучает языки. Просто находится в такой среде, где присутствуют носители языка — взрослые и дети. Мы дружим с англичанами, арабами, китайцами…

— Не у всех такие друзья. А попробуйте рассказать про «образовательные среды» матерям из захолустного городишка, которые вынуждены оставлять детей в садах, лишь бы заработать на кусок хлеба.

— Как раз в захолустных городишках, как вы говорите, проще решать проблемы, о которых мы с вами рассуждаем. Наверное, для вас это будет неожиданностью, но наши идеи зачастую находят поддержку именно в провинции. Там сегодня у людей горят глаза в ожидании перемен к лучшему. Нужна только воля глав регионов и продуманная социальная политика. Не следует забывать, что мы ведем речь о стратегическом ресурсе страны. Материальные средства на зарплаты «профессиональным» родителям найти можно. Стоит лишь провести ревизию в социальных службах. Сегодня, по приблизительным подсчетам, у нас в стране на разных уровнях действует более 50 тысяч органов, занимающихся вопросами детства. Все они живут за счет бюджета, а их функции часто дублируются. Государство может и способно реформировать эти службы и наделить их иными функциями, чтобы они работали не в карательном режиме, а в созидательном.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера