Архив   Авторы  

В списках не значатся
Общество и наукаОбразование

На переправе школа — вуз лодка со школярами опрокинулась в очередной раз. Спасайся кто может?





 

Скандала, подобного тому, что разразился недавно, в образовании не было со времен введения великого и ужасного ЕГЭ. Намерение Министерства образования и науки поменять коней на переправе — то есть заменить перечень экзаменов для поступления в вузы — вызвало коллапс в образовательной системе страны. А заявления из ведомства Дмитрия Ливанова о том, что три месяца — это достаточный срок для подготовки к экзамену по любому предмету, продемонстрировало тот факт, что министр образования плохо представляет, что такое ЕГЭ и с чем его едят. Одним словом, на переправе школа — вуз лодка со школярами перевернулась в очередной раз. Спасайся кто может?

Час «Х»

Сначала о хронике скандала. О приказе под названием «Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета», вызвавшем сейчас бурю, слухи появились еще в январе. Однако поверить в то, что он может вступить в силу, было трудно. Ведь должны были сопротивляться все — от директоров школ до ректоров вузов, от школьников до их родителей. Дело в том, что все важные изменения в перечень вступительных экзаменов обычно производятся до начала учебного года. Потому что существует сформированный путем проб и ошибок неидеальный, но логичный алгоритм поступления в высшие учебные заведения. В его основе — четкий список ЕГЭ по профилирующим предметам. От него пляшет каждый ученик, оплачивая курсы, репетиторов, заявляясь на участие в олимпиадах. Форс-мажорное изменение базового условия просто рушит всю систему. Однако приказ был опубликован. Час «Х» для вузов был назначен на 15 февраля — к этому моменту они должны были обнародовать условия поступления на своих сайтах. Как известно, для каждого направления устанавливается один обязательный экзамен (русский язык) и один профильный. Помимо этого есть еще пять-шесть рекомендованных предметов на выбор. Институты, пользуясь этим перечнем, который устанавливает Минобрнауки, обозначают профильные и рекомендованные предметы по каждому из направлений подготовки. В ряде случаев в новый список не попали те учебные дисциплины, которые вузы утвердили в прошлом году. Так, например, в педвузы на факультет биологии будущим студентам теперь предлагается сдавать не биологию, что логично, а обществознание (!). В МГИМО объявили, что для поступления на факультет международных отношений потребуется география вместо иностранного языка. А в НИУ «Высшая школа экономики» изменили список экзаменов по пяти специальностям — журналистике, дизайну, бизнес-информатике, логистике и по программе Международного института экономики и финансов (МИЭФ).

Дети обалдели, родители тоже — у кого-то полгода, а у кого-то и полтора года подготовки, несчетное число этапов олимпиад пошло псу под хвост. Заявление министерства, что ничего сверхъестественного не произошло, вызвало такую волну возмущения, что глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов провел оперативное совещание, где предложил ректорам вузов еще раз подумать над перечнем вступительных экзаменов. И там, где есть возможность, вернуться к прошлогоднему списку. Срок публикации окончательного перечня перенесли на 28 февраля.

Время «Ч»

Почему, собственно, все запаниковали? Может, министр прав, и ребенку за три месяца легко подготовиться к другим предметам? Так случилось, что по авторам этих строк инициатива Минобрнауки, что называется, проехалась вдоль и поперек — у обеих дети оканчивают 11-й класс. Как родители мы точно знаем — в феврале начинать готовиться к ЕГЭ бессмысленно. И дело не только в том, что жалко уже потраченных денег на курсы и репетиторов, а в том, что даже прилежному ученику в очень хорошей школе выучиться так, чтобы сдать ЕГЭ на 85—100 баллов по всем предметам, нельзя. Это понимают и специалисты. Учитель истории и обществознания Елена Шкурина поясняет: «Хорошо подготовить историю за три месяца нельзя, во-первых, потому что этот предмет довольно слабо преподают во многих школах. Это происходит из-за отсутствия единого учебника истории для старших классов, а также единых стандартов преподавания истории. Во-вторых, тот объем информации, который внесен в контрольно-измерительные материалы по истории, просто нереально запомнить и переварить за столь короткий период».

«Современное поколение — это чистый лист в первую очередь в идеологическом плане. И напитать его знаниями быстро невозможно, — добавляет Светлана Дериглазова, тоже учитель истории. — Недавно на диагностической работе было такое задание. Рисунок олимпийского мишки — талисмана Олимпиады-80. Ученику нужно написать фамилию руководителя нашего государства в 1980 году, а также выбрать, кто из предложенных деятелей культуры жил и работал в то время. Вопрос замечательный, но современным деидеологизированным подросткам ответить на него непросто. К тому же задания по истории части С, за которые и даются самые высокие баллы, требуют знаний в таких темах, как налогообложение в России, таможенное дело, особенности развития рыночных отношений, право и юриспруденция. Этого за три месяца не выучишь».

Председатель Ассоциации учителей географии города Москвы Наталья Бургасова соглашается с историками, поскольку в ее предмете все тоже непросто: «География — очень мировоззренческий и комплексный курс. Для итогового тестирования нужны знания начиная с шестого класса. Поднять такой пласт за пару месяцев невозможно, если ты только не занимаешься с утра до ночи одной географией».

Современная система школьного образования, особенно в старших классах, заточена на подготовку к экзаменам. Так было всегда, и в советские времена тоже. Десятиклассники штудировали целый год билеты по всем предметам и оптом их сдавали. Но все мы помним, что подготовка в вуз шла иначе — к вступительным экзаменам готовились дополнительно на курсах, в вечерних и заочных школах при вузах, у репетиторов, на допзанятиях в школах, где решали задания повышенной сложности. То есть добивались более глубокого знания сдаваемого предмета. Сейчас происходит то же самое, только углубление касается ЕГЭ, который стал и выпускным, и вступительным одновременно. Не случайно во многих учебных заведениях в 11-м классе используется так называемая модульная система обучения, при которой ребята в первом полугодии сдают все предметы за курс школьной программы, а во втором полугодии углубленно занимаются только по тем дисциплинам, которые выбрали для сдачи ЕГЭ. Пока у нас нет профильных старших классов, как во всем остальном цивилизованном мире, эта практика будет оставаться единственно приемлемой.

Каждый, кто хочет возразить, должен взять пособия по ЕГЭ и попытаться прорешать хотя бы один вариант по каждому предмету. Все комменты — только после этого. Заявление директора департамента информационной и региональной политики Минобрнауки Анны Усачевой о том, что все ЕГЭ составлены на основе школьной программы, конечно, соответствует действительности. И дети, которые хорошо учились, даже без подготовки наберут баллов эдак по 40. Но кому нужны эти мизерные баллы? Вузы требуют от 70 и выше. Эта вилка — тот самый пресловутый барьер школа — вуз, с которым боролись почти 15 лет. Зачем его решили восстанавливать?

Момент истины

Надежда на то, что Минобрнауки отыграет назад, велика. Тем более что многие ректоры тоже не видят логики в таких вот реформах. «Конечно, мы к требуемой дате вывесили перечень экзаменов, определенных министерским приказом, — комментирует ситуацию ректор Московского педагогического госуниверситета Алексей Семенов. — Но при этом отправили в ведомство письмо с нашими предложениями о перечне экзаменов для педагогических вузов. Я абсолютно убежден, что список экзаменов для поступления в институты в 2014 году должен был быть известен до начала сентября 2013 года».

Остается вопрос: кому и зачем понадобилось ломать пусть не идеальную, но работающую систему? Версий несколько.

Депутат Госдумы, зампред комитета по образованию Олег Смолин уверен, все это не чей-то злой умысел, а результат бюрократических проволочек. «Скорее всего, документ был разработан еще весной или летом, — говорит Олег Смолин. — Потом он пылился в кабинетах, долго согласовывался в Минобрнауки и утверждался в Минюсте. И вот только сейчас вышел в свет. Мы готовим законопроект, по которому все изменения в процедуру ЕГЭ можно будет в дальнейшем вносить только до начала учебного года. Думаю, это позволит избежать острых для учащихся изменений в экзаменах».

Но есть и другая версия. Скандалы прошлого года, связанные со списыванием, заранее известными ответами, подозрительными результатами олимпиад, серьезно осложнили жизнь Минобрнауки. В чем только не обвиняли ведомство: в коррупции, беспомощности, некомпетентности и прочих грехах. Министр Ливанов дал обещание с нечестными результатами ЕГЭ решительно бороться. Меры, о которых уже объявлено: тотальный видеоконтроль, снижение числа приемных экзаменационных пунктов, металлоискатели. Все то, что не позволит детям воспользоваться гаджетами и банально списать. Но мимо административного сита прошли олимпиады — этот механизм все еще остается непрозрачным. А ведь победа в олимпиаде по конкретному предмету засчитывается как 100 баллов экзамена, что очень существенно помогает поступлению, когда этот ЕГЭ профильный. То, что замена перечня профилирующих экзаменов произошла, когда миновала волна городских туров олимпиад, многим показалось неслучайным. Согласно этой логике та часть «олимпийцев», чьи результаты вызвали у чиновников Минобрнауки сомнение, уже не сможет воспользоваться своими дутыми победами в ранее выбранных вузах…

Что будет, если министерство не отыграет назад? Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова не видит причин для паники. «Опыт последних лет показывает, что школьники готовятся сдавать не три ЕГЭ, а больше. Как правило, тот, кто сдает биологию, может сдать химию. Иностранный язык вообще выбирают очень многие. Его появление в списке экзаменов никого не испугает».

Опыт подсказывает нам, родителям одиннадцатиклассников, что мы выкрутимся — наши дети пойдут на другие специальности, выберут другие вузы. Но не другие предметы по ЕГЭ. Потому что, уважаемый министр, за три месяца подготовиться к Единому госэкзамену на 90 баллов невозможно. Если сдавать экзамен честно. Вы ведь честности добиваетесь, не так ли?

Точка зрения

По принуждению

К 15 февраля ряд российских вузов изменил перечень предметов ЕГЭ, по которым необходимо сдавать экзамены для поступления. О том, может ли это отразиться на приемной кампании, если Минобрнауки не отзовет свой нашумевший приказ, говорит ректор РЭУ им. Г. В. Плеханова Виктор Гришин.

— Виктор Иванович, с чего вдруг на переправе коней поменяли? Вас заставили?

— У нас был один обязательный предмет — русский язык. Профильные предметы по каждой специальности определялись министерством, а также была третья группа — это предметы, рекомендованные для отдельных специальностей. Возьмем, например, направление «Менеджмент». Раньше обязательным был русский язык, профильным — математика, а рекомендованными для выбора — обществознание или иностранный язык. Сейчас же есть четыре группы: обязательный предмет — русский язык, профильный — математика, один обязательный на выбор университета — история, обществознание или информатика и ИКТ и на усмотрение вуза — иностранный язык. Таким образом, иностранный язык выпал из группы обязательных предметов. Поскольку мы считаем, что наш университет дает качественное международное образование, студенты часто ездят на практику и на стажировки за границу, то пришлось рекомендованным предметом выбрать обществознание, а четвертым, дополнительным, оставить иностранный язык. В итоге абитуриентам 2014 года пришлось бы предоставлять результаты ЕГЭ по четырем предметам вместо трех.

— Почему же министерство ввело такие изменения и тем более так поздно?

— Предложения по реформированию системы приемных экзаменов на сайте Минобрнауки были предложены для обсуждения уже давно. Думаю, задержка произошла в рамках нашей бюрократической системы при утверждении и подписании документа, поэтому он появился в открытом доступе только в конце января. В министерстве прекрасно понимают последствия своих решений, поэтому предпринимают все необходимые меры, чтобы изменения были по возможности безболезненны.

Сейчас мы ждем официальных разъяснений из Минобрнауки по поводу того, разрешат ли нам в этом году оставить прежний перечень вступительных испытаний. Если такое письмо поступит, то мы, скорее всего, вернемся к прошлогоднему перечню. А вообще в нашем обществе существует некоторое раздвоение. С одной стороны, мы сетуем, что выпускники зациклены на ЕГЭ и забрасывают другие предметы, ведь нам хочется, чтобы молодое поколение было грамотным с точки зрения истории, литературы, обществознания, географии. А с другой стороны, когда государство говорит — давайте будем сдавать географию, оказывается, что школьники к этому не готовы, а родители недовольны.

— Система работает почти десять лет. И вдруг ее решают сломать, причем практически накануне экзаменов. Зачем?

— Вариантов может быть несколько. Во-первых, чтобы все-таки поднять общий уровень знаний выпускников школ по всем предметам. Может быть, чтобы сделать более достоверными результаты предметных олимпиад. Где-то они уже прошли, где-то закончились заочные туры и жюри оценивает их результаты. Если кто-то пытается не совсем честно пробиться в призеры или победители олимпиад, то изменение списка профильных предметов не сослужит ему доброй службы при поступлении в вуз. В обществе существует несколько предложений, как реформировать систему приема в образовательные организации без грандиозных потрясений. Я уже не один год говорю о том, что хорошо было бы добавлять абитуриентам баллы за хороший или отличный аттестат. Это стало бы стимулом для учащегося: стараться быть успешным во всех предметах, а не только в тех, которые ему нужны для поступления в институт. Теперь этот механизм будет применяться в приемной кампании 2015 года. Можно добавить до 10 баллов за так называемое портфолио и активную общественную работу во время учебы или индивидуальные достижения абитуриента. Но ЕГЭ как единый, общий и независимый измеритель  знаний вузовское сообщество очень устраивает.  Два года назад мы проводили для первокурсников тестирование по контрольно-измерительным материалам, которые брали в Рособранадзоре. Почти в 90 процентах результаты ЕГЭ, представленные студентами, подтвердились. В этом году подобного тестирования пока не проводилось. Я уверен, что оно показало бы примерно такие же результаты.

— Может быть, стоит делать разный ЕГЭ — для аттестата попроще, для поступления — сложнее?

— Ни одна система проверки на 100 процентов не способна установить глубину знаний ребенка. Но все же письменный экзамен позволяет лучше оценить знания и избежать субъективности при их оценке. У нас в университете средний балл по трем  предметам в прошлом году  был 264, это выше, чем раньше. Упрощать же само тестирование не имеет смысла, потому что оно строится в основном на базе школьной программы. Жадность должна всегда побеждать лень и быть стимулом к тому, чтобы человек не стремился купить ответы к экзамену или к олимпиаде, а старался сам решить правильно.

Мона Платонова

Справка

Какие изменения в правилах сдачи ЕГЭ ждут выпускников школ в этом году

  1. Сертификаты ЕГЭ будут действительны на протяжении четырех лет, а не двух, как это было ранее. То есть выпускник этого года сможет воспользоваться итогами ЕГЭ до 2018 года включительно.
  2. Экзамены школьники будут сдавать под видеонаблюдением. Камеры установят как в аудиториях, так и в коридорах. Кроме того, проход в зону сдачи экзамена будет только через рамку металлоискателя.
  3. С этого года больше не будут выдавать бумажные сертификаты о сдаче ЕГЭ. В приемную комиссию баллы предоставляются в заявлении на поступление, после чего они будут проверяться в Федеральной базе свидетельств.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера