Архив   Авторы  
Уже много лет столичные власти борются с ракушками, но победить пока не могут

Автоандеграунд
Общество и наукаExclusive

По мнению столичных чиновников, решить гаражный вопрос можно, только уйдя под землю

 

Гаражный вопрос испортил и Москву, и москвичей. Для многих давно стало привычным делом наматывать во дворе собственного дома круги в поисках свободного места. Пригодной для этой цели безжалостно признается любая пядь земли, не занятая соседской машиной. Старые гаражи по тем или иным причинам сносятся, а обитавшие в них «железные кони» занимают дворы, тротуары и детские площадки.

Недавно Юрий Лужков подтвердил намерение городских властей снести все гаражи-ракушки, заявив, что с их исчезновением дворы обретут «новый эстетический облик». А на недавнем заседании координационного совета по освоению подземного пространства Москвы рассматривались планы строительства на 2009-2011 годы, которые предложат на обсуждение столичного правительства в июне. Основные площади под землей займут гаражные комплексы. Предполагается, что при помощи подземных паркингов к 2025 году спрос москвичей на гаражи будет удовлетворен на 70 процентов.

Попробуем подсчитать: в среднем на парковку одной машины в городе требуется 6,5 квадратного метра. В Москве зарегистрировано 3,5 миллиона транспортных средств, а следовательно, для того, чтобы их разместить с комфортом, необходимо 22 миллиона 750 тысяч квадратных метров, или 2275 гектаров. Для сравнения: средний подмосковный город наподобие, скажем, Чехова занимает территорию около двух тысяч гектаров. Такая арифметика полезна, поскольку с ростом благосостояния граждан количество автомобилей пропорционально увеличивается.

«Болезненная тема», «острая проблема», «сложная задача» - этими понятиями оперируют городские чиновники, когда речь заходит о гаражном вопросе. Здесь есть над чем подумать. На одной третьей части территории мегаполиса уже проведена инвентаризация гаражей-ракушек. И теперь власти точно знают, сколько «плоскостных сооружений», так называют легкие гаражи, будет снесено в первую очередь. Юридические основания? Их, как говорят чиновники, можно найти всегда. Например, вынести предписание, что ракушка установлена над жизненно важными коммуникациями. «Снос ракушек происходит по разным причинам. Он правомерен, если это самострой и нет никаких документов, - считает депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. - Но в большинстве случаев у людей имеются на руках документы. Тем не менее управы в одностороннем порядке расторгают договоры, либо вообще игнорируют документы».

Дабы не упустить контроль над ситуацией, в Мосгордуме сейчас в срочном порядке готовят к рассмотрению законопроект «О защите прав граждан при сносе одноэтажных гаражей в городе Москве». Законодатели предлагают ввести понятие «добросовестный владелец гаража», под которым подразумевается каждый, кто когда-либо по всем правилам оформил документы, наделившие его правами собственника. Законопроект предусматривает несколько способов реализации прав добросовестных пользователей. В частности, в случае сноса одноэтажного гаража им должны предоставить в собственность машино-место в многоэтажном гараже, построенном за счет бюджетных средств. Или же продать машино-место по себестоимости. Социально незащищенным собственникам безвозмездно предоставят гараж в радиусе не более пятисот, а инвалидам - не более двухсот метров от места жительства либо от места расположения сносимого гаража. Или, по желанию, выплатят выкупную цену. Сейчас она составляет 125 тысяч рублей, то есть около 5 тысяч долларов. Для законных собственников гаража предусмотрена также возможность участия в строительстве многоэтажных парковок за счет собственных средств, но с привлечением субсидий из бюджета города.

Вот только поспеет ли законодательная власть в данном случае за исполнительной? Чиновники успокаивают как могут, говорят, что по поводу ликвидации гаражей не стоит убиваться, «процесс имеет системный характер», а направлен он исключительно на то, чтобы придать столице приличный вид. По замыслу градоначальников, на месте сносимых гаражей, уродующих облик города, вырастут сооружения, радующие глаз. К примеру, в ближайшее время пройдет процедуру согласования один из перспективных проектов, который, как говорят в мэрии, «не позволит воровать у людей дворы». Разработчики - Департамент ЖКХ, Московский институт гаражного строительства, Москомархитектура и еще три проектные организации. Речь идет о сооружении в столичных дворах двухуровневых конструкций, внутри которых поместится до 150 автомобилей. Конечно же, подобные строения не заменят добротные гаражи с отоплением и погребами, а личное пространство автомобиля будет очерчено линиями разметки и открыто для соседей по парковке. Тем, кто привык хранить в гараже сезонную резину или картошку, это нововведение, конечно, не понравится. Однако если у каждого автомобиля будет свое законное парковочное место, гаражный вопрос можно будет считать закрытым.

Как стать счастливым обладателем места в гараже нового типа? Ясного ответа пока нет. Предполагается, что в первую очередь рассчитывать на место смогут владельцы снесенных гаражей. Но это в идеале. К тому же никто не собирается раздавать машино-места бесплатно. Цена, правда, пока не оглашается. Но, по прогнозам, она вряд ли составит меньше 10 тысяч долларов. К этому нужно прибавить ежемесячную плату за пользование гаражом. В среднем по Москве она составляет сегодня 2 тысячи рублей.

Проектировщики уже ищут способы, которые помогут снизить себестоимость машино-мест. «Можно строить гаражи и паркинги подземного (обвалованного) типа. Это будет двухэтажная стоянка, в которой нижний этаж - подземный, а часть верхнего выступает над землей, причем кровля может использоваться под открытую стоянку, под детскую или спортивную площадки, - говорит Илья Санин, технический директор одной из компаний по производству гаражных систем. - Кроме того, уже разработаны целые парковочные комплексы, которые собираются из отдельных модулей. Они могут иметь от двух до четырех уровней размещения. Вместимость комплекса при этом составляет от 50 до 150 автомобилей. Такие комплексы можно располагать как на поверхности, так и под землей». Стоимость одного машино-места в таком гараже может составить до 250 тысяч рублей.

В 80-е годы в Москве предполагалось наличие 60 автомобилей на тысячу жителей. Сейчас эта цифра в пять раз больше. Автомобиль из роскоши давно превратился в средство передвижения. А вот отношение к гаражам сильно не изменилось. Они как были роскошью, так пока и остаются.

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Машино-место пусто не бывает

О состоянии гаражного вопроса в Москве «Итогам» рассказал первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константин Королевский.

- Константин Юрьевич, поможет ли текущая гаражная программа решить проблему дефицита парковочных мест в московских дворах?

- Согласно новому Генплану перед нами стоит задача к 2020 году на 70 процентов удовлетворить потребность москвичей в парковочных местах. Сейчас прирост машино-мест в городе составляет 120-130 тысяч единиц в год, а прирост автомобилей за последние пять лет - 90 тысяч в год. Однако никто не знает, что может в дальнейшем повлиять на этот процесс. Например, когда заработала система автокредитования, дефицит машино-мест увеличился сразу в два раза.

- Совсем недавно Юрий Лужков подверг критике программу «Народный гараж». Обретет ли она после замечания градоначальника новое лицо?

- Во многом успешная реализация этой программы завсит от того, насколько верно будет найден компромисс между настроениями и интересами жителей города, не имеющих автомобилей, и теми москвичами, кто заинтересован разместить машину во дворе собственного дома. Тем, у кого машины нет, не важно, по какой программе будет строиться гараж на том месте, где они обычно гуляют с собаками. Получается, что одни инициируют строительство гаражей, а другие против этого протестуют. К тому же возведение паркингов во дворах или на прилегающей к ним территории обладает ярко выраженными признаками точечной застройки. А известно, что этому виду строительства сегодня уделяется самое пристальное внимание.

- И где же выход?

- «Народный гараж» - это еще один бренд, который встанет в один ряд с «народным автомобилем» или «народным рестораном». От программы останется лишь философия: получение жителями города гаража по себестоимости. Мы пытаемся максимально удешевить технологию ввода объекта в строй. Кроме того, планируем ускорить процесс. Возможно, что в недалеком будущем удастся возводить гаражи общей площадью 5 тысяч квадратных метров по согласованию с префектурой, дабы избежать бумажной волокиты.

- Так будут дешевые «народные гаражи» или нет?

- Недавно к нам обратились жители Центрального округа, которые хотят на Большой Переяславской улице построить гараж в удобном для них месте. В этом районе можно сделать только подземный гараж, к тому же придется выносить коммуникации, что значительно увеличит стоимость работ. Цена машино-места в случае реализации проекта составит порядка 40-50 тысяч долларов. У меня язык не повернется назвать такой гараж «народным». Однако жители готовы профинансировать строительство, потому что знают - цена машино-места в соседнем доме колеблется от 80 до 100 тысяч долларов. Так что делайте выводы.

- Вы надеетесь, что очередной виток ликвидации ракушек пройдет для москвичей безболезненно?

- Люди рано или поздно придут к пониманию того, что дворам необходимо придать более эстетичный вид. Новые парковки будут дороже, но зато цивилизованнее и вместительнее.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера