Архив   Авторы  

Гонка технологий
Общество и наукаExclusive

Ежегодно во Франции проходят необычные автомобильные соревнования. По их результатам можно судить о том, какие виды топлива в перспективе заменят бензин







 

Каждый год неподалеку от уютного французского городка Ногаро на тестовой арене легендарной «Формулы-1» проходят странные гонки. На этих соревнованиях машины не летят на бешеной скорости и не врезаются в отбойники из-за малейшей ошибки пилота. Но участники необычных заездов знают, что здесь успех исчисляется не миллисекундами, а количеством пройденных километров на одном литре топлива. Сегодня, когда упорно растущие цены на топливо заставляют европейцев пересаживаться на велосипеды и даже на лошадей, автомобильные, энергетические и химические концерны вынуждены искать достойную альтернативу черному золоту. Насколько успешно идут эти поиски, попытался оценить корреспондент «Итогов».

Тише едешь - меньше съешь

На экомарафоне в Ногаро скорость - не главное. Пилотам нужно лишь соблюсти установленный регламентом минимальный предел - 25 километров в час. Так, не спеша, двигаются по треку необычной формы болиды-капсулы. Мастера экологического стиля вождения знают, что каждое лишнее нажатие на педаль акселератора увеличивает расход топлива. Именно поэтому водителям приходится овладевать особыми навыками эконом-езды. Схема простая: разгон - накат, и не переусердствовать с педалью газа.

Тем более что в баках машин не обычный бензин, а дорогое (пока еще) альтернативное топливо. От победы или поражения пилота отделяет 100 граммов... смеси! Счет здесь идет на граммы, которые затем арифметическим путем переводят в литры. С каждым годом рекордная отметка взлетает вверх - на первых порах достижения измерялись сотнями километров, затем тысяча, две и недавно французы перевалили отметку в три тысячи километров. По результатам марафона можно судить о том, какие виды топлива в перспективе могут стать полноценной заменой существующим.

В течение всей предшествующей марафону недели гонщики и команды гадали, сбудется ли прогноз погоды, обещавший ливневые дожди с градом. Опасения пилотов вполне понятны: каждая пробуксовка на трассе грозит обернуться потерянными метрами. Экомарафон не предполагает динамичного развития заезда. Старт больше напоминает гонку с преследованиями, машины уходят на трассу друг за другом с интервалом в 2-3 минуты.

Болиды самых разнообразных форм словно сошли со страниц фантастических романов. Вот из «конюшни» итальянской команды техники выкатили автомобиль, похожий на большого черного жука. Первое впечатление, что в кокпите автомобиля можно разместить разве что панель управления. К моему удивлению, за блестящим на солнце пластиком угадываются женские черты. Согласно гоночному регламенту, чтобы стать пилотом, необходимо весить около 50 килограммов. С законами физики тяжело бороться, поэтому большая часть эко-Шумахеров - девушки или субтильные юноши. Инженер на старте вопросительно поднимает вверх большой палец и, получив ответный жест пилота, дает отмашку. Автомобиль плавно трогается с места. От пилотов требуются максимальная концентрация и чувство своего болида. Времени на работу над ошибками практически не остается - во время заезда у команды есть право на три пит-стопа, по десять секунд каждый. Итальянец Антонио не скрывает своего волнения, оказывается, гонщица из его команды не справилась с предстартовым мандражом и все-таки поддала газку. Теперь лишние граммы драгоценного этанола, вылетевшие в выхлопную трубу, могут сыграть роковую роль для итальянской команды.

До полного бака

Соревнования проходят в двух основных классах: прототипы и городские концепт-кары. В первой группе выступают автомобили с двигателем внутреннего сгорания, в которых традиционно применяют бензин. В этом случае на первый план выходят ноу-хау в области создания суперобтекаемого кузова и умение пилота экономить на бензине благодаря стилю вождения. Основной секрет суперкара в его аэродинамических характеристиках. «Обтекаемость болида играет важную роль, - говорит профессор Московского автомобильно-дорожного института Андрей Ременцов, приехавший на марафон обменяться опытом с западными коллегами, - на аэродинамике можно сэкономить до четырех процентов топлива».

Обтекаемость кузова - это не единственное слагаемое успеха. Победа по-настоящему куется в технических боксах- «конюшнях». «Разобранный болид приезжает сюда вместе с командой, - делится своими секретами диспетчер швейцарской команды Герман, - затем техники в течение суток собирают свои машинки». Как правило, суперкар ставят на специальную станину, вокруг которой кипит работа. По теории пятнадцать процентов топлива экономится, если учесть такие факторы, как подкачка шин, настройки двигателя, аэродинамика кузова и его вес. При производстве сверхлегкого кузова инженерная фантазия не знает границ. В дело идут шелковые волокна, пробковое дерево и каучук, позволяющие снизить вес автомобиля и соответственно расход топлива. Обитатели кэмпа, видимо, руководствуются в своей работе афоризмом «Дьявол в деталях!». Не выставил правильный угол зажигания - минус драгоценные граммы этанола или чего-нибудь покрепче.

В классе городских концепт-каров главный упор делается на экзотические топливные смеси. Накануне начала марафона я с трудом представлял себе, как может выглядеть гонка на альтернативных источниках топлива. Воображение рисовало килограммы кукурузы, закидываемой в топливный бак, и гиперактивные бактерии, вращающие поршни биодизеля. В реальности оказалось все куда более прозаичным. Итальянский болид питался топливом на основе растительного масла. Интересно, что знаменитая итальянская пицца стала основным блюдом в выступлении команды. Именно масло из миланских пиццерий легло в основу биотоплива, заправленного в баки. «Это замечательная альтернатива дизельному топливу, - говорит представитель энергетического концерна Олег Чумин, - химическим путем подсолнечные, рапсовые или кокосовые масла превращают в метиловые эфиры, которые обладают свойствами горючего материала. К тому же двигатели, работающие на альтернативном топливе, можно применять даже при передвижении в заповедных зонах. Из-за большого содержания в топливе кислорода происходит чистое сжигание смеси».

Региональная принадлежность команды, безусловно, определяет выбор топлива. Растительное масло не единственное возможное сырье для биодизельной смеси. Японские технари поделились с нами секретами двигателя, работающего на рисовой соломке. Как рассказали специалисты из Страны восходящего солнца, их правительство уже готово выделить на производство биотоплива грант в 11,2 миллиона долларов США. В японском сценарии производства альтернативного топлива используется бутанол, который создают благодаря генетически модифицированным микроорганизмам. Культивирование многочисленных колоний микробов и добавление сахара помогают перерабатывать растительные волокна рисовой соломки. В результате в цилиндры мотора поступает жидкая горючая смесь.

Еще один из альтернативных способов привести в движение экомобиль - заправить его водородом. С помощью так называемых топливных элементов из водорода получают электричество. В электрохимических генераторах к одной пластине - аноду - каждого «элементарного» топливного элемента подается молекулярный водород, а на катод - кислород. Соединяясь, молекулы водорода и кислорода образуют воду, при этом выделяя свободные электроны. Теперь остается эти электроны поймать и по внешней цепи направить к электромотору. Правда, у водородного двигателя есть один крупный недостаток - дороговизна.

Dream Team

В этом году в соревнованиях машин-прототипов был побит прошлогодний рекорд. Команда студентов из французского лицея «Ла Жоливери» проехала на одном литре бензина 3 тысячи 383 километра.

Среди городских автомобилей главный рекорд установила команда нидерландского университета из Гааги, проехав на автомобиле с водородным топливным элементом 848 километров и израсходовав 1 литр топлива. Второе и третье места поделили команды из Норвегии и Турции, также выступавшие на автомобилях на водородном топливе. У приверженцев этанола дела обстояли хуже. На шестом круге диспетчер шведской команды из Технологического университета указал неверный ориентир, и болид ушел в сторону от правильной траектории. Юный швед сумел вернуться на трассу, но надежд на победу уже не было. Однако шведы превзошли прошлогодний рекорд по выбросам СО2, показав приличный результат для двигателя, работающего на этаноле из растительного масла - 6,15 грамма на один километр. Здесь решающую роль сыграла разработанная командой система рециркуляции выхлопных газов, эффективность которой достигла 90 процентов. А вот рисовая соломка, с помощью которой японцы планировали сорвать Гран-при, не помогла, болид вышел из строя, утонув в клубах черного дыма.

Технари говорят: «Не привязывайся к результату и ты получишь то, что хочешь». Философский смысл этой фразы становится понятным, когда в кэмпе наблюдаешь за общением между инженерами различных команд. Кажется, что создание идеальной машины, в которой приставка «эко» отвечает сразу за экологию и за экономию, - это работа не каждой отдельной команды, а общее дело. Ведь за ходом соревнований следят и другие судьи, чей вердикт может повлиять не столько на результат заезда, сколько на дальнейшую судьбу молодых техников. На экомарафон съезжаются представители крупнейших энергетических компаний. Создание альтернативы незаменимому, кажется, бензину тоже в их интересах. И дело даже не в громких заявлениях экологов, которые видят в современных автомобилях мировое зло. В случае с выхлопами работает цепная реакция: правительства многих западных стран вводят налоги на содержание «грязных» автомобилей, в свою очередь покупатель голосует рублем, выбирая машины более экономные и более чистые. Автомобильные компании, чтобы не потерять клиента, ищут выходы, пытаясь поставить на поток выпуск экологичных машин, а энергетики работают на опережение, чтобы быть готовыми предложить альтернативное топливо. Экомарафон для них - ярмарка идей, кузница кадров, которые впоследствии смогут принести миллионы.

Впрочем, за кулисами гонки мне поведали, что будущее альтернативных источников питания не за экзотическими болидами участников, а за автомобилями-гибридами, которые не приехали в Ногаро только из-за своей повышенной опасности. В этом чудо-мобиле совмещены двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель. Поворачиваем ключ зажигания и разгоняемся до двадцати километров в час на аккумуляторе, состоящем из литиево-ионных батарей. В этот самый момент, в экономичном режиме, автоматически включается обычный двигатель, и идет процесс зарядки батарей. Такой алгоритм работы помогает экономить топливо и сократить число вредных выхлопов. По мнению специалистов, литиево-ионные батареи - это самые вероятные кандидаты на использование в автомобильных системах энергосбережения следующего поколения. Однако у этих мобильных электростанций есть свои слабые места: они не очень устойчивы к тепловому и механическому воздействию и весьма чувствительны к избыточной зарядке.

Искушенные в инновационных тенденциях люди поговаривают, что сегодня в мире происходит накопление разного рода идей и изобретений. И, возможно, не за горами то время, когда сегодняшние авто, работающие на бензине, будут выглядеть столь же архаичными, как дровяные печи.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера