Архив   Авторы  
Новый военторг больше старого по площади почти в пять раз. В здании три атриума (один - копия исторического и два новых) и пять подземных этажей.

Нью-Военторг
Общество и наукаExclusive

Знаменитый Военторг "воскрес", и защитники исторической Москвы сразу же обрушили на новодел шквал критики. Но таким ли неожиданным оказался облик нового здания?








 

С нового здания Военторга на Воздвиженке сняли леса. Эффект был вполне прогнозируемым: защитники облика города разругали "нью-Военторг" в пух и прах, кто-то даже заявил, что "приличные люди больше не будут ходить по этой улице". Удивляет вот что: здание старого Военторга снесено еще в 2003 году, проект нового с тех самых пор обсуждался бесчисленное количество раз и прошел кучу согласований в десятках организаций. Странно, что после всего этого вид нового Военторга оказался для кого-то неожиданным. Попробуем отстраненно, без эмоций, посмотреть, что же за здание получила Москва, и заодно расскажем о том, что предстоит увидеть внутри. Чтобы потом не удивлялись.

Как это делается

Участок, на котором стоял прежний Военторг (он же ЦВУМ) - здание архитектора Сергея Залесского в стиле позднего модерна, - находится в зоне охраны памятников истории и культуры центра Москвы. Рядом памятник архитектуры - Дом Разумовского - Шереметева. Все это по закону накладывает на работы на данной территории серьезные ограничения. И само здание старого Военторга тоже фигурировало как вновь выявленный памятник архитектуры. То ли процедура закрепления за объектом охранного статуса как-то затянулась, то ли что-то еще - теперь правды не найти, но было принято решение о его сносе. В одном из первых постановлений правительства Москвы - в июне 2003 года - черным по белому было написано, что все строения, принадлежащие ТД "ЦВУМ" (а это и само здание Военторга, и несколько технических построек), должны быть снесены. И только самые ценные элементы фасада и часть интерьеров заказчик и проектировщики обязаны воссоздать в новом проекте.

Решение о сносе было принято на основании заключения специализированных организаций, признавших состояние конструкций неудовлетворительным, а фундаментов - аварийным. Состояние фундаментов объяснялось в первую очередь разрушением инженерных коммуникаций (теплотрассы), проходивших под зданием. Как водится, трубы протекали, грунты мокли, основа здания разрушалась.

На архитектурном совете в сентябре того же 2003 года проектировщику - мастерской № 7 "Моспроекта-2" - было рекомендовано разработать варианты объемно-планировочного и фасадного решения нового здания, которые бы повторяли старое. Из этой формулировки можно понять, что речь шла о частичном воссоздании объекта. Такие варианты довольно быстро сделали, но на широкое обсуждение они не попали. Это были неплохие предложения, но, как оказалось, имелось в виду что-то другое. "Нам жаль, что было принято решение о сносе прежнего здания, хотя оно, конечно, находилось в аварийном состоянии и за десяток лет, что стояло пустым, просто пришло в негодность. Но реставрация - слишком дорогое мероприятие, к тому же, по мнению владельцев здания , нельзя было решить вопросы с парковками. Кроме того, в старом объеме объект мог оказаться нерентабельным", - говорит руководитель мастерской № 7 Владимир Колосницин.

В результате архсовету было представлено несколько других предпроектных разработок. Они не вызвали особого отторжения: габариты были приближены к историческим, стилистическая направленность фасадов близка к стилистике старого Военторга. И работа над проектом началась. Его демонстрация на архсовете через год (в июне 2004 года) завершилась протоколом с рядом рекомендаций: члены совета потребовали дополнительной работы над объемами здания и увязки их с высотными характеристиками окружающей застройки, рекомендовали отказаться от золоченого купола на углу Большого Кисловского переулка и Воздвиженки (он композиционно спорил с куполом на соседнем историческом здании) и просили проработать иной ритм членения фасадов , сделав его более близким к историческому.

Было и особое мнение ЭКОСа (Экспертно-консультативный совет при главном архитекторе): мол, лучше бы восстановить прежние уличные фасады с сохранением высот. Но это мнение так и осталось на бумаге. Впрочем, даже ЭКОС не считал криминалом увеличение объекта на один этаж, поскольку это было возможно без выхода за верхние точки старого здания. "Получив заказ на проектирование нового объекта, мы предложили порядка тридцати вариантов решения фасадов, - вспоминает Владимир Колосницин. - Среди них были и те, которые во многом повторяли прежнее здание. Вариант, воплощенный сегодня, прошел через несколько архитектурных и общественных советов. Получился достойный дом, который вписался в панораму города. Нам за него не стыдно".

То есть после некоторых доработок и множества разнообразных советов проект был принят и согласован. Отметим, что при этом здание очень заметно выросло в объемах - если старый Военторг имел "всего" 16 тысяч "квадратов" площади, то новый - более 70 тысяч. Увеличение объема застройки, как сказано в Градостроительном заключении, могло производиться только в глубь квартала, и конечный проект подвергли визуально-ландшафтному анализу. Он выявил, что при заявленных высотах (максимум 36 метров против прежних 32) градостроительное влияние нового объема распространяется на визуальные трассы Воздвиженки, Нового Арбата, Большого Кисловского и Крестовоздвиженского переулков, на некоторые участки Ивановской площади Кремля, Крымской и Берсеневской набережных. Эксперты сочли это допустимым. А в письме заказчику строительства от Москомнаследия написано, что, поскольку ЦВУМ выведен из числа объектов культурного наследия и здание снесено, согласований нового объекта не требуется (!).

Снаружи

В давнем описании облика здания Залесского есть такая фраза: "композиционный центр симметричного здания универмага совпадает с его геометрическим центром и монументально оформлен, заглубленный на два этажа портал занимает всю ширину так называемого центрального прясла, которое над уровнем кровли выявлено декоративными башенками". Если кто не понял, можно взять старый снимок универмага, посмотреть на входную группу и потом поднять глаза к крыше. Это важно, поскольку именно эту часть следовало сохранить, что и было сделано. Не точно, а в принципе. А вот угловая башенка получила новую форму и шпиль. Кстати, на пересечение Воздвиженки и Большого Кисловского выходил во времена Залесского отнюдь не магазин, а доходный дом - именно его угол был скошенным (повторено в новом проекте) и завершался над уровнем кровли башенным объемом. Дом примыкал к магазину и был объединен с ним только в советское время.

Историческое здание, напомним, было оштукатурено цементом с мраморной крошкой, первый этаж в первоначальном исполнении облицован финляндским серым гранитом, а цоколь - полированным темно-зеленым гранитом. Сегодня здание в граните целиком. Почему? "То, что здание отделано камнем - натуральным гранитом, то, что элементы декора повторены в другом материале, по нашему мнению, не вводит никого в заблуждение - понятно, что это новодел. А повторенные в вечном материале - камне и бронзе - элементы декора Военторга можно воспринимать как память того, что было", - считает Колосницин.

Теперь во внешнем облике здания появилось много классических элементов (любовь к ним, как известно, питают столичные градоначальники и, видимо, заказчик). Теперь модерном здесь почти не пахнет, лишь читается намек в ритме членения фасада и трехчастных окнах.

Пару слов надо сказать об украшениях... "Элементы декора со старого здания были сняты, некоторые из них, сделанные из гипса и покрашенные, к сожалению, просто развалились. Вместо них по обмерочным чертежам и фото сделаны копии в бронзе. Замечу, что многие элементы не имели отношения к первоначальному зданию и добавлены в советский период", - говорит Владимир Колосницин. Новые бойцы из бронзы получились другого цвета - одна надежда, что бронза потемнеет со временем.

Что касается "постановки" объема и практической привязки его к улицам, то есть один плюс. "Пешеходные проходы по Воздвиженке и Большому Кисловскому переулку стали шире - мы отступили в глубь здания на пять метров, "навесив" над проходом верхние этажи, - говорит один из авторов проекта Александр Стариков, - офисные сотрудники и прохожие не должны испытывать затруднений при движении по улицам". Теперь о святом - подземной парковке. Общая площадь нового здания - 72 500 квадратных метров, из них под землей - 35 500 "квадратов" (это пять этажей). Четыре из них - это парковка на 540 мест, которая должна обеспечивать потребности самого здания, а ночью может использоваться как паркинг для жителей района. Проектировщики утверждают, что им удалось создать систему въезда-выезда, исключающую заторы на Воздвиженке и в Большом Кисловском: на пандусе в ожидании движения одновременно может находиться пять машин, при необходимости "очередь" можно увеличить за счет внутренних проездов.

По функциям здание осталось тем же, чем и было, - торгово-офисным центром, только в отличие от советского Военторга, где большую часть занимала торговля, в новом здании доминируют офисы. Кстати, торговля в первоначальном здании Залесского тоже была не на всех этажах: только с первого по третий; четвертый использовался для конторы, столовой и кухни, а пятый - под мастерские (здесь шили погоны и форму, стояли газовые утюжные машины). Шестой - чердак - использовался под склады.

Внутри

В условиях проектирования было отмечено, что при решении внутреннего пространства следует воспроизвести атриумную структуру центральной лестничной композиции исторического здания. Что и сделано. Только вот атриумов стало три, причем исторический находится как бы внутри нового, большого атриума. Если посмотреть на первоначальный проект Залесского, где атриум был прозрачным, и на глухой атриум советского периода (над ним возвели чердак в 1935 году), то новый вариант куда больше похож на оригинальный. Интерьер исторического атриума тоже сохраняется согласно архивным документам и по проекту воссоздания, разве ограждения этажей меняют привычный облик - они не деревянные со звездами, а полупрозрачные, то есть ближе к варианту, существовавшему до 1935 года. Кстати, когда Экономическое общество офицеров заказывало Залесскому магазин, подразумевалось, что он должен быть высочайшего уровня. Отделка интерьеров получилась соответствующей, а лестница центрального зала была облицована итальянским мрамором, ограждения ее сделали металлическими с медными поручнями (в 1935 году заменили на более дешевые).

Мрамор и прочие дорогие материалы в центральный зал вернут, как и все вазы и прочие элементы декора. Обещают много дневного света и безопасность для сотрудников и посетителей. "Сегодня перекрытия атриумов - светопрозрачные. Это стеклопакеты со степенью огнестойкости 1, - говорит главный инженер проектов Александр Тюрин. - Атриум, который повторяет исторический, объединяет и торговую, и офисную зоны. Поэтому три верхних офисных этажа отделены также противопожарным стеклом". Что касается оформления двух новых атриумов, то здесь заказчик настоял на классике, хотя изначальное предложение архитекторов - ультрасовременный дизайн в новой части здания - казался более уместным.

Итак, Москва получила "нью-Военторг": он блестит роскошным гранитом (хотя отделка цокольной части, которая ближе всех к людям, удивляет - качество работы, мягко говоря, оставляет желать лучшего) и кудрявится завершением колоннад. Любить его или нет - личное дело каждого. Всем, кто принимал участие в его создании, он нравится. Наверное, понравится и многим москвичам, и гостям города. В его внешней роскоши есть честность - он не притворяется Военторгом. Войти в него и посмотреть на воссозданный исторический атриум раньше следующего года вряд ли получится. А критиковать новое здание уже бесполезно, это имело смысл до сноса Военторга Залесского. Махать кулаками стоит до драки: в Москве еще остались памятники истории и культуры.

БЫЛОЕ

От усадьбы к офисам

То, что мы привыкли считать Центральным военным универмагом, изначально представляло собой комплекс из двух строений. Архитектор Сергей Залесский в 1912-1913 годах выстроил для Экономического общества офицеров шестиэтажный магазин и доходный дом (здания стояли встык). Магазин был уникальным для Москвы - это образец позднего модерна, где железобетонные конструкции являются самостоятельным средством художественного выражения. Моделью для него послужил магазин Тица в Дюссельдорфе, спроектированный архитектором Ольбрихом. Основой объемно-пространственного решения торгового зала стал центральный холл с четырьмя парами пилонов на высоту пяти этажей, несущих цилиндрический световой фонарь. Торговые залы были расположены по трем сторонам холла в виде галерей. Северная стена представляла собой огромное витражное окно на уровне 3-го-5-го этажей. При реконструкции в 1935 году парадная лестница была разобрана, северная стена отодвинута на несколько метров в глубь двора, а световое окно подросло со 2-го по 5-й этажи. Пилоны центрального зала были расширены, а светопрозрачный фонарь закрыт наглухо.

За Военторгом находилось несколько зданий, которые были снесены. Все они появились в начале позапрошлого века, кроме одного кирпичного строения, уцелевшего после пожара 1812 года. В XVII веке на участке, сегодня полностью занятом новым зданием Военторга, кроме каменных двухэтажных палат, было множество деревянных строений: конюшни, флигели, сараи и сад, а также хозяйские деревянные хоромы. В первой половине XVIII века усадьба принадлежала семейству Матюшкиных, потом Дмитрию Голицыну, затем тут хозяйничала вдова тайного советника Катерина Маслова. В 1815-м сильно пострадавший от огня участок купил подполковник Иван Терский, потом генерал Федор Масалов, при нем у сохранившегося каменного особняка появился третий этаж. Позже домом владел граф Александр Толстой. Практически все хозяева использовали дом как доходный и не жили в нем сами. Позднее на участке появились и другие каменные строения: например, по Большому Кисловскому переулку с XIX века стояло Г-образное здание, которое выполняло торгово-жилую функцию - там были лавки и доходные квартиры. В1906 году в квартале обосновалось общество офицеров.

ОХРАННАЯ ЗОНА

Высоко ли, низко ли?

Согласно градостроительному зонированию Москвы участок, где построен новый торгово-офисный центр, расположен на так называемой заповедной территории № 1, в границах объединенной охранной зоны объектов культурного наследия. Эта зона является территорией с особо строгим режимом использования земель, запрещающим строительную и хозяйственную деятельность, которая может привести к нарушению физической сохранности объекта культурного наследия, а также искажению условий его восприятия и традиционных высотных параметров ценного градостроительного окружения. Для участков, вошедших в состав охранных зон и утративших историческую планировочную структуру, законом определен режим реновации - обновления с учетом традиционных типологических характеристик окружающей застройки, в том числе сомасштабного нового строительства. На данном участке, как гласят документы, морфотип "традиционно разноэтажный", характерный для XIX - начала XX века. Средняя этажность - 3-4 этажа , но допускается и 7 этажей при "условии 30-50-процентной застроенности с полузамкнутой внутри­квартальной планировкой и фронтальной ориентации главных фасадов".

Новое здание имеет две основные высотные отметки: 29,7 метра - высота основного объема и повышение центральной части (купол) - 36 метров.

Заметим, что высотные характеристики старого Военторга - 32, 47 метра - крыша над входом, 29,3 метра - угловая башня, 20,7 метра - карниз (новый карниз проходит на той же высоте, но увеличена мансарда).

Формально высота нового здания соответствует требованию о максимально допустимых семи этажах. Хотя, конечно, полузамкнутой квартальной планировки тут не наблюдается.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера