Архив   Авторы  
Один из лучших "носов" мира Марк Бакстон каждый день тестирует сотни запахов

Композитор ароматов
Общество и наукаExclusive

"Парфюмерия - это невидимое звено между запахом и личностью. Или сработает алхимия, или ничего не произойдет", - говорит Марк Бакстон, один из самых известных создателей ароматов


 

Кому-то работа создателей ароматов может показаться несерьезной: ведь нюхать духи умеют все! Но вы попробуйте проводить по несколько приемов в день, тестируя на каждом от пяти до тридцати запахов, как это делает Марк Бакстон - cоздатель известных ароматов от Givenchy, Versace, Ferre, Burberry. А этой осенью появятся сразу три новых аромата - плод совместного творчества Бакстона с Карлом Лагерфельдом, который как-то назвал парфюм "музыкой для носа". "Итоги" встретились с Марком Бакстоном и расспросили его о тонкостях профессии.

- Господин Бакстон, много ли в мире носов, как у вас?

- Таких специалистов около трехсот. Они специализируются в разных областях: одни - на высокой парфюмерии, как я, другие занимаются персональными средствами по уходу - шампунями и прочим, а некоторые разрабатывают новинки для бытовой химии, например стиральные порошки. Конечно, тонкое обоняние - это дар, который нужно развивать, однако любой человек может тренировать свой нос.

- Накладывает ли профессия какие-либо ограничения на вашу жизнь? Что вы не можете себе позволить?

- Не могу назвать какие-то ограничения в моей жизни. Я курю, употребляю алкоголь, занимаюсь сексом - и не испытываю никаких проблем. (Смеется.)

- А разве курение не притупляет обоняние?

- Поскольку я курю, то, конечно, отвечу: нет. Я предпочитаю верить исследованиям одного профессора, который утверждает, что у курильщиков более развито обоняние, чем у некурящих людей, - поскольку, когда они затягиваются дымом, у них в носу автоматически активизируются рецепторы.

- Когда на экранах появился фильм "Парфюмер", ваша профессия словно вышла из тени. У вас как у профи есть замечания к авторам?

- Вообще-то я предпочитаю книгу Зюскинда, хотя мне понравился и фильм, он хорошо сделан. Но мне кажется, успех обусловлен тем, что никто раньше про парфюмеров не писал и не снимал кино. В книге много правды о нашей работе, но, конечно, мы не убиваем женщин, чтобы заполучить их запах. (Смеется.) А тонкости профессии переданы довольно точно - как хранят традиции, как создают ароматы.

- Можно ли создать запах, который, как и у Зюскинда, будет привлекателен для всех людей?

- В этом и состоит сложность работы парфюмеров: реакция каждого человека на любой запах индивидуальна, что для одного - прекрасно, для другого - невыносимо. Парфюмерия - это невидимое звено между запахом и личностью. Или сработает алхимия - и человек воспримет запах, или ничего не произойдет. Хотя есть ноты, которые все люди воспринимают как сексуально притягательные, - это амбровые, мускусные. Похожими свойствами обладают и вещества, полученные из гормонов свиньи, - на некоторых действует довольно сильно. Знаю парфюмеров, которые реагируют, даже если в духах всего 0,001 процента этих веществ: человек, надушенный ими, только открывает дверь, а парфюмер уже закрывается, как от сильного ветра.

- Что влияет на пристрастие людей к запахам?

- Много факторов. Например, музыка, живопись, драгоценности. Ну и, конечно, климат и привычки в еде. В разных странах у людей вкусы отличаются. Например, жители южных стран обычно выбирают более свежие и легкие запахи, которые создают эффект охлаждения. Их легче носить в жару. А в холодных странах - наоборот. Чем севернее расположено государство, тем более теплые и сладкие запахи выбирают его жители. Они как бы кутаются в такие ароматы, согреваются ими. Исследование российского рынка показало, что вы предпочитаете фруктовые ароматы и цветочные - видимо, оттого, что зима длится долго и все очень ждут весну и радуются любому напоминанию о ней.

- Сейчас говорят о том, что в парфюмерную моду входит винтаж - старые добрые духи...

- Для меня винтажный аромат обязательно должен быть связан с природой, а это в первую очередь шипровые композиции. Шипр - это классика парфюмерии, он был создан много лет назад. Основные компоненты - зеленые: дубовый мох, пачули, гальбанум. Однако современные шипровые запахи, разумеется, это не просто воспроизведение хорошо забытого старого - иначе аромат будет восприниматься как старомодный. Чтобы быть актуальным, запах должен получить новое звучание. Скажем, когда к шипру добавляют розу, получается новое семейство.

- Мир возвращается к старым ароматам. Означает ли это, что у парфюмеров будет меньше работы?

- Наоборот. Помимо осовременивания старых ароматов сейчас приходится работать над разными вариантами - летней версией, зимней версией.

- Какие мировые тенденции в парфюмерии вы бы выделили?

- Первая - это сближение понятий "женский" и "мужской" парфюм. Известные дизайнерские дома - такие, как Dior, - экспериментируют, смешивают разные ароматы. Для мужских ароматов все чаще используются цветочные ноты, а для женских - древесные. Вторая тенденция - мы опять возвращаемся к использованию натуральных компонентов, от чего парфюмерия с развитием химической промышленности в последние годы отошла. И третья - это тяга к однокомпонентным ароматам, то есть таким, в которых превалирует нота одного цветка. Думаю, что дело в потребности современных людей подчеркнуть свою индивидуальность, а при нынешнем разнообразии запахов моноароматы смогут решить эту задачу.

- То, что ароматы унисекс становятся все более популярными, - это запрос потребителей?

- Предпочитаю не делить духи на мужские и женские. Обычно реализуется идея, а потом уже можно решать, что получилось: духи для женщин или для мужчин. И каждый человек определяет это для себя сам. Собственно, если запах вызывает какую-то эмоцию, он - ваш. И еще, конечно, важно проверить, комфортно ли вам этот аромат "носить".

- Но мужчины чаще выбирают древесные запахи, а женщины - цветочные?

- Потому что они так образованы. Но мир поменялся, и парфюмерия тоже. Сейчас люди меньше обращают внимание на условности, они стремятся выделиться из толпы, подчеркнуть свою индивидуальность. Я не разделяю мнения, что цветочный аромат относится только к женским, не понимаю, почему розы или ландыши могут любить только женщины. Они нравятся также и мужчинам. И наоборот, древесные ноты могут нравиться женщинам… Я предпочитаю не верить клише, а больше доверять собственным ощущениям.

- Вы упомянули о том, что парфюмеры возвращаются к использованию натуральных компонентов - то есть в духах будет меньше химических составляющих?

- Не обязательно уменьшается количество химических составляющих, но увеличивается число натуральных. Ведь что обычно требуется от аромата: чтобы был стойкий и насыщенный. А синтетические компоненты не настолько ярки, не настолько передают нужные ноты, как натуральные. Так, до сих пор не удалось создать ингредиенты, которые бы были идентичны натуральной розе, - все равно настоящая роза пахнет лучше.

- Каких открытий для парфюмерного дела вы ждете от ученых?

- У нас есть большой научно-исследовательский центр в Германии, где работают над созданием новых ингредиентов - кэптивс. Это очень важно для нас, примерно раз в месяц я туда езжу. Там анализируются запахи: например, берется цветок, помещается в колбу, его пахучие вещества через коллектор поступают в компьютер, который обрабатывает информацию о них. После этого мы пытаемся реконструировать запах. С помощью технологии можно также проанализировать, как раскрываются запахи на коже.

Мы стараемся получить по крайней мере три новых ингредиента в год. Это постоянный процесс. Сложно найти молекулу, которая будет иметь ценность для нас, создавать приятный запах. Собственно, эти молекулы и есть самая большая ценность в парфюмерной промышленности, именно за них и идет борьба между модными домами. Если изобретается что-то оригинальное, компания может продавать это другим игрокам на рынке, а может оставить себе.

- А что вы думаете о подделках известных духов? Имеют ли они право на существование? Ведь распознать, оригинал это или нет, под силу только профессионалу...

- Серый парфюмерный рынок, конечно, существует. Однако следует различать подделки - нелегальный продукт и копии, которые изготавливаются по договору с производителем. Есть множество маленьких компаний, которые живут тем, что отслеживают успешные ароматы и копируют их. Или же пытаются играть: берут ноту у одного популярного аромата, например от Dior, смешивают с популярной нотой другого, скажем, от Hugo Boss, - получается смесь, которая называется твист. Но, конечно, существует разница в качестве используемых компонентов. В парфюмерной промышленности есть очень ценные молекулы - те самые кэптивс, - которые используются только в оригинальных духах, в копиях их не может быть. Кэптивс могут быть разного назначения - одни дают характерную ноту, другие отвечают за стойкость аромата. Скажем, амбровые ноты используют в нижних слоях, они имеют свойство фиксировать запах.

Кэптивс - ноу-хау каждого модного дома. Например, Пако Рабанн использует вещества, которых нет у других дизайнеров. Получаются оригинальные ноты. Что касается копий, то их можно отличить от оригинала по упаковке: скажем, и на российском рынке можно встретить J'Aime - копию от J'Adore, запах у них похож, но упаковка абсолютно другая.

- Что вы знаете о традициях российской парфюмерии? Слышали про нашу "Красную Москву"?

- Конечно, и считаю, что стоило бы эти духи воссоздать. России не надо забывать о своих традициях и просто следовать в русле тенденций Западной Европы и США. У вас довольно много молодых и творческих дизайнеров, которые вполне способны развивать отечественную промышленность.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера