Архив   Авторы  

Чужие здесь не ходят
Общество и наукаExclusive

Режиссер Юрий Грымов: "Не уверен, что под слухом о запрете "Чужих" есть реальные основания. Сомневаюсь, будто в Штатах успели заметить нашу картину. На мой взгляд, мы несколько переоцениваем собственную значимость. По крайней мере кинематографическую"






 

13 ноября на экраны выходит новая картина режиссера Юрия Грымова "Чужие". События в фильме разворачиваются в некой неназванной восточной стране, где идут боевые действия и стоят российские блокпосты. Туда же приезжает группа американских врачей, чтобы провести вакцинацию мест­ных детей. Это завязка сюжета, и автору "Чужих", кажется, удалось затянуть тугой узелок. По крайней мере, еще до официальной премьеры фильма Госдеп США не рекомендовал "Чужих" к показу на территории Штатов. Впрочем, кое-кто сомневается в достоверности этой информации, усматривая в ней грамотный пиар-ход крупного специалиста по рекламе Грымова.

- Кажется, Юрий, ваши героические американцы попытались сходить в чужой монастырь со своим уставом?

- И затея не привела к хорошему. По обыкновению. Цивилизованный человек не должен никому ничего навязывать. В том числе и собственное мировоззрение.

- Не бог весть какое открытие, извините.

- Согласен. Но люди часто пренебрегают элементарными правилами. Кстати, я и во время съемок в Египте на своей шкуре почувствовал, что необходимо вести себя аккуратнее. В России на людей надо прикрикнуть, чтобы те зашевелились и начали работать, а на Востоке без нужды голос лучше не повышать. Агрессия не останется без реакции, это точно. У нас на съемочной площадке возник конфликт: российский член группы наорал на местных, когда те что-то не сделали в срок. В принципе наш человек был прав. По сути, но не по форме. В итоге россиянина пришлось срочно отправлять на родину: египтяне дали понять, что не будут впредь с ним работать, более того, не гарантируют его безопасность… Шутки шутками, но я никогда столько не целовался с мужчинами, как на тех съемках. На картине кроме меня было еще шесть арабских продюсеров, утро начиналось с того, что мы встречались и лобызались в обе щеки. Ритуал повторялся после обеда и вечером перед прощанием... И так день за днем.

- Может, это любовь, Юрий?

- Это работа. Ритуалы, поначалу казавшиеся бессмысленными и даже диковатыми, со временем дали результат. Чаепития, застольные беседы о жизни, поцелуи при встречах и расставаниях... Постепенно между людьми возникли особые отношения. Вот в России часто как говорят? Мол, будете в наших краях, заходите в гости. При этом не особо ждут, что приглашением воспользуются. А тут Тарик, сопродюсер, меня позвал на выходные в свой особняк в Александрии на берегу моря. Когда я уходил, Тарик показал, где лежит ключ от дома, и сказал: "Бери, когда нужно". В этом не было ни грамма позы.

- Вы ислам часом не приняли?

- Я православный, а Россия ближе всех к Богу. Сто процентов! Этот вопрос даже не обсуждается. Речь об ином. Поездка на Восток, где чтят вековые традиции, а вера - святой долг, утвердила меня в правильности выбора темы для фильма. Почему мыльный пузырь Америки сдувается? Он яркий, красивый, переливающийся цветами радуги, но… совершенно пустой. В общество потребления забыли вложить нравственную составляющую.

- Вам визу в США прежде давали? Больше можете не рассчитывать.

- Ошибаетесь, никто не собирался снимать антиамериканский фильм. Мне многое нравится в Штатах. В 1991 году я работал в Лас-Вегасе и даже думал задержаться там подольше, но получил интересное предложение из России и вернулся, посчитав, что в Америку всегда успею. Так что не торопитесь записывать меня во враги США. На проблему надо смотреть шире, говорить о столкновении разных культур, цивилизаций. Мы чрезвычайно мало знаем друг о друге, часто руководствуемся стереотипами, не стараясь заглянуть дальше фасада. Я сильно подсел сейчас на арабскую живопись. Там есть потрясающие художники, в России о них не имеют представления. Хочу в конце года открыть в Москве галерею и показать картины, которые удалось приобрести. Думаете, на Востоке сильно стремятся продать свои работы? Ничего подобного! Там полно самодостаточных людей, они вовсе не ищут признания где-то на стороне. Им и так хорошо.

- То ли дело Америка, где, надо полагать, обитают жутко закомплексованные типы во главе с Кондолизой Райс, испугавшейся вашего фильма еще до его выхода на экран.

- Не уверен, что под слухом о запрете "Чужих" есть реальные основания. Сначала информация появилась на арабских информационных сайтах, потом дошла до России. Мне тут же стали звонить из разных изданий, прося прокомментировать новость, но что я мог сказать? Сомневаюсь, будто в Штатах успели заметить нашу картину. Америке сейчас не до того - с ее финансовыми проблемами и выборами нового президента. На мой взгляд, мы несколько переоцениваем собственную значимость. По крайней мере кинематографическую. Дела с прокатом российских картин на Западе обстоят весьма плачевно. Да и в родной стране они идут немногим лучше. Новые фильмы задерживаются в кинотеатрах на неделю, потом их вышибает очередная премьера. Голливуд затоварил мир низкопробным ширпотребом, с ним трудно конкурировать, а у нас по-прежнему не введены квоты на показ отечественной кинопродукции, что давно сделано в цивилизованном мире.

- Это рынок, Юрий.

- Не надо прикрываться этим словом. Америка не только фильмы пропихивает, она пытается навязать собственную идеологию. И порой зерна дают всходы. Посмотрите на Москву: она ведь с жиру бесится, сошла с ума по ложным амбициям. В нормальном, здоровом обществе молодые люди не могут мечтать только о материальных благах, дорогие тряпки или красивая машина не должны превращаться в мерило успеха. Печально признаваться, но мы позабыли о духовности. В этом смысле арабский мир дает нам фору. Там по пять раз в день молятся, общаются с Богом и хотя бы на время отрешаются от повседневной суеты. Вера - кислород, помогающий выживать в безвоздушном пространстве. Я и за собой заметил, что после экспедиции на Восток стал чаще ходить в церковь, общаться с духовником отцом Андреем. Для меня это важно.

- Что-то логику не улавливаю, Юрий. Расшифруйте мысль.

- Психический мир человека существует между полюсами "да" и "нет". Людям свойственны сомнение, томление, бесконечный поиск. Мне вот говорят: "Ты занимался рекламой, производством клипов. Почему бросил?" Захотел проверить силы в другом, не останавливаться, а развиваться. Первое время комплексовал, жутко стеснялся, когда называли режиссером. Я начинал с Рербергом, оператором, который снимал с Тарковским "Зеркало". А я только делал первые шаги. Гоша очень бережно ко мне отнесся, передал потом Леше Родионову, работавшему с Климовым на фильме "Иди и смотри". Помню, был эпизод на съемочной площадке: я не знал, как называется штучка для защиты объектива от бликов. Мой ассистент не упустил шанс уколоть: "Вот дремучая молодежь пошла!" А Рер­берг сказал: "Юра, не бери в голову. Туча народу знает, что это бленда, но они никогда не смогут снимать кино, а ты будешь". Для меня очень важны эти слова. Я еще иду к своему кинематографу. Надеюсь, "Чужие" - шаг в верном направлении.

- По крайней мере, конъюнктуру вы просекли четко. Сегодня модно не любить Америку.

- Употребил бы другое слово: актуально. Повторяю, пузырь сдувается. Вы, к примеру, задумывались, какой вклад в мировую кулинарию внесли США за двести лет своей истории? Кетчуп, гамбургеры, попкорн и хот-доги. Все! Для меня это показатель. Как-то попал в Штатах в самый большой "Макдоналдс" в мире. Он был размером с футбольное поле. Представьте: сидит масса народу и жует одинаковый фастфуд. Все-таки в обычных ресторанах люди заказывают разные блюда, а тут все едино. Зрелище, скажу вам, одновременно отвратительное и страшное.

- По-вашему, это повод для ненависти, Юрий?

- Нет, разумеется! Я воспринимаю Америку как своеобразный бизнес-проект. До поры до времени он был успешен, теперь прогорает. Сыгравший в "Чужих" одну из главных ролей Марк Эдам говорил мне: "Я патриот Америки, люблю родину, но категорически не согласен с тем, что с ней сделал президент Буш".

- Поэтому вы решили вставить свои пять копеек, громко сказав стране за океаном: Fuck!

- Да не хотели мы никого провоцировать или дразнить! Я снимал современный фильм, в котором нет плохих или хороших. Есть разные.

- Но американская миссия в "Чужих" почему-то состоит из пары голубых, двух сексуально озабоченных теток и зашуганного мужика, которому жена изменяет с арабом, а он лишь тупо напивается. Хороша компания!

- Я показал то, что есть в жизни, ничего специально не притягивал за уши. Для меня кинематограф - способ найти ответы на вопросы, которые не дают покоя. Понятно, что кино должно понравиться зрителю, но сначала оно обязано заинтересовать меня. Не люблю фильмов по комиксам. Такой современный вид мультипликации: на экране вроде движутся живые люди, но какие-то они ненастоящие. Хорошо, когда от просмотра остается послевкусие. Часто ведь о фильме забываешь, едва выйдя из кинозала. Хочется, чтобы мою работу запомнили. Кажется, мне удается зацепить аудиторию. По крайней мере, до сих пор неплохо продаются диски с "Казусом Кукоцкого", по каналу "Культура" не раз крутили "Му-Му", права на телепоказ "Коллекционера" куплены во многих странах.

- На какой рынок нацеливаетесь с "Чужими"?

- Масса предложений из арабских стран. Рассчитываю на хорошие продажи DVD. Я, например, давно не хожу в кинотеатры. Раздражаюсь, когда кто-то хрустит над ухом попкорном или без конца болтает по мобильному телефону. Предпочитаю смотреть фильмы дома.

Кстати, будущее российского кино, на мой взгляд, за картинами с относительно небольшим бюджетом. Мы должны брать драматизмом, внутренней глубиной, а не спецэффектами. Нельзя догнать и перегнать Голливуд. Даже тягаться глупо. Между тем почти все последние отечественные блокбастеры снимаются в киноэстетике 80-90-х годов. Многие продюсеры воспитывались на американской классике и теперь пытаются перенести то восприятие на родную почву, чтобы здесь реализовать затаенные желания. Получается не слишком удачно, поскольку копия всегда хуже оригинала. Настоящее кино - это режиссер, а не продюсер. У нас же все перевернуто с ног на голову.

- Ничего, кризис сейчас поставит, как надо.

- Да, пока в России экономически невыгодно делать кино. Дорого. На Западе дешевле. Надеюсь, положение изменится, спесь слетит с тех, кто ломит цены за аренду студий, обслуживание техники и оборудования. Встряски иногда полезны. И, разумеется, не только кинематографу, а обществу в целом. Может, на смену наемным менеджерам наконец-то придут настоящие хозяева. Первые стараются извлечь прибыль, в трудный момент снимают маржу и уходят, а вторым идти некуда, им надо добро спасать. И не стоит бояться, будто все остановится. Работа будет. Я вот готовлюсь к съемкам детского фильма по прозе Улицкой. Уже нашел актеров на главные роли, позвал Машу Аронову, Макса Покровского, Сашу Семчева, Женю Добровольскую. Люблю снимать не артистов, а людей. С удовольствием еще поработал бы с Максаковой, Петренко, Цурило, Джигарханяном. С ними интересно. Это личности, профи экстра-класса. В России такие наперечет. В отличие от Америки, где высок средний актерский уровень. У нас же артистов избаловали бесконечные мыльные сериалы, антрепризы с одним стулом на сцене. Люди стали менее разборчивы, снизили требовательность. Редкий американец параллельно работает в двух проектах. А в России почти все поголовно многостаночники. Хотя Юра Цурило ушел из театра, когда снимался в "Казусе Кукоцкого". Если хочешь поднять большой вес, надо отказаться от чего-то…

- И вы готовы к жертвам?

- Я и не разбрасывался, живу только кино. Ничто другое меня не интересует. В моем монастыре устав не менялся.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера