Архив   Авторы  

Успеть за десять секунд
Общество и наукаExclusive

Пока идут споры о стандартах школьной физкультуры, такой предмет может вообще исчезнуть из расписания уроков


 

Двенадцатилетняя шестиклассница Маша горько плачет. Занимаясь одновременно в секциях гимнастики и плавания, она умудрилась схлопотать по физкультуре за триместр четверку. Учитель был принципиален и действовал согласно официально утвержденным нормативам. А по ним Маша не смогла пробежать 60-метровку на отлично. Хоть разорвись, но прыгнуть выше головы, то есть пробежать выше своих возможностей, ребенок не в состоянии. И для него, по доброй воле занимающегося спортом в свободное время, это самая настоящая трагедия…

О школьной физкультуре в последнее время говорят слишком много. Все больше ругают. Дошло до того, что президент страны разнес ее в пух и прах. Впрочем, не сам предмет, а то, как его преподают в школах или, вернее, не преподают. А еще примерно раз в полгода на уроках физкультуры происходят трагедии. Так, за последние 5 лет было не менее 12 случаев гибели детей. В начале этого года, после смерти 15-летнего подростка в одной из гимназий Уфы, Госдума даже собиралась на специальное совещание. К сожалению, отмечает член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина, "тревожные сигналы не послужили руководством к действию для профильного министерства", то бишь Минобрнау­ки. Депутаты лишь рекомендовали властям регионов выделять больше денег на обследование школьников. Однако две недели назад от остановки сердца умер, взбираясь по канату, еще один ученик.

Специалисты-практики по-настоящему озабочены и считают, что путь к решению проблемы должен быть совершенно иным. По их мнению, необходимо в корне менять подход к преподаванию физкультуры в школах. Услышат ли этот призыв теоретики?

Будь готов!

Что предлагают практики? Полностью пересмотреть существующие стандарты преподавания физической культуры, которые, по их мнению, совершенно не отвечают современным реалиям.

В советское время все было просто и понятно. Школьники всей страны учились по единой программе физической подготовки, утвержденной Министерством просвещения. Успехи оценивались по нормам Всесоюзного физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне СССР" (ГТО). Постановлением Совета Министров СССР от 17 января 1972 года были утверждены нормы БГТО ("Будь готов к труду и обороне") 1-й ступени - для учащихся 1-3-х (4) классов, БГТО ­2-й ступени - для учащихся 4-х (5) - 8-х (9) классов, ГТО 1-й ступени - для учащихся 9-10-х (11) классов.

Возьмем нашу шестиклассницу Машу. В советское время, чтобы получить пятерку (соответственно золотой значок БГТО), она должна была за 9,6 секунды преодолеть 60-метровку, за 10 минут пробежать 2 километра, 12 раз отжаться от пола, 30 раз за минуту поднять туловище из положения лежа на спине. Были и дополнительные требования в виде плавания на 50 метров за 80 секунд и лыжного кросса на 3 километра за 20 минут. У мальчиков, понятное дело, и нормативы, и требования были повыше. Кто-то одолевал одну планку, но не мог осилить другие. И, по правде говоря, не припомню, чтобы наш физрук по кличке Шкаф или его напарник Борода (уважительно - Петрович) кому-то из класса хоть раз нацепил на грудь значок БГТО не то что золотого, а серебряного образца. Тем не менее по физкультуре почти все мы, за редким исключением, помнится, были круглыми отличниками.

Когда Союз развалился, канули в небытие и нормы ГТО. На смену им пришли нормативы и тесты разных программ, составленных разными авторами. И чем больше отдалялась советская эпоха, тем большие изменения они претерпевали.

В итоге к настоящему времени все российские школы имеют право работать по двум программам. Первая - программа доктора педагогических наук, профессора Анатолия Матвеева. Вторая - программа доктора педагогических наук Владимира Ляха и кандидата педагогических наук Александра Зданевича (по программе Владимира Ляха разработаны нормативы Михаила Виленского). От ГТО остался только норматив бега на 60 метров у Матвеева, правда, на секунду больше - дистанцию нужно пробежать за 10,6 секунды.

Так как должна выложиться шестиклассница Маша, чтобы заслужить отметку "отлично" в современных условиях? В отличие от советской девочки россиянка Маша, претендующая на пятерку по физкультуре, должна: по Матвееву - прыгнуть в длину с места на 162 сантиметра и пробежать 30-метровку за 5,8 секунды, а по Ляху и Зданевичу - прыгнуть на 190 сантиметров и на дистанции 30 метров уложиться в 5 секунд. Во-первых, ощутите разницу. Специалисты разницу ощутили и выяснили весьма интересные вещи, которыми согласились поделиться с "Итогами". Для этого корреспонденту пришлось отправиться в Ярославль.

Сплошные двоечники

Еще в 1994 году по заявке Департамента образования Ярославской области факультет физической культуры Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского начал разрабатывать комплексную программу по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ. Коллективом авторов под руководством профессора Игоря Бутина была составлена программа под названием "Инициатива. Творчество. Поиск". Ряд школ области взял ее на вооружение, как говорится, на свой страх и риск, поскольку официального разрешения Минобрнау­ки России на ее использование выдано не было. Педагоги не пошли бы на этот эксперимент, если бы не возникшая, по их словам, абсурдная ситуация. "Нормативы, прописанные в принятых программах, таковы, что выполнить их способны один-два ученика из всего класса, - говорит декан факультета физической культуры Ярославского педуниверситета профессор Александр Викулов. - А остальным что - ставить двойки? Причем дети стараются, посещают занятия. Ясно, что программы написаны "на воздух".

Преподаватель физкультуры общеобразовательной школы № 81 города Ярославля Ольга Краснова решила сравнить программы по успеваемости шестиклассников и получила весьма показательную картину. К примеру, в метании набивного мяча по программе Матвеева отличников нет вообще, тогда как по программе Бутина их почти 70 процентов класса. В то же время в беге на 60 метров с матвеевскими нормативами школьники справляются лучше, чем с бутинскими. В прыжке с места по нормативам Ляха и Зданевича выходит 82 процента хорошистов, а по требованиям Матвеева их всего около 30 процентов. "Стандарты образования, которые приходят сверху, не адаптированы к нашим детям, - уверена Ольга Краснова. - Что хорошего в том, что почти весь класс с нормативами не справляется? Значит, нормативную базу нужно приводить в порядок".

Простой пример. В 11-м классе девочки должны напрыгать на пятерку через скакалку 280 раз за две минуты, а мальчики всего на 10 раз меньше. "Какой мальчик, если он не занимается боксом, умеет прыгать через скакалку? - рассуждает доцент кафедры теории физической культуры Ярославского педуниверситета Ольга Ткач. - Да и потом - кто выдержит эти две минуты? Недавно специально провела эксперимент в 10-м классе. Мальчишки отпрыгают 50 раз - и все, дыхалки нет. Поэтому, чтобы поставить детям зачет, некоторые учителя разбивают норматив на части: сначала минуту отпрыгал, полминуты отдыха, затем еще минута прыжков".

Педагоги не скрывают, что, придерживаясь официальных стандартов, многие из них работают по иным понравившимся им методикам. Некоторые выводят оценку, основываясь на среднем результате. "Несмотря на нормативы, - говорит Ольга Краснова, - я порой ставлю ребенку оценку выше, если вижу, что он старается, если у него идет явное улучшение результатов".

Нормативы совершенно не учитывают и еще один важный аспект. Дети, как несложно догадаться, отличаются не только по физическому развитию, но и по состоянию здоровья. К примеру, в Ярославской области, по данным статистики, каждый четвертый школьник имеет отклонения в здоровье. В целом по России показатель, вероятно, будет примерно такой же. Здоровые дети занимаются физкультурой в школе, как и положено, два раза в неделю (разговоры о необходимости третьего урока пока зашли в тупик). В год выходит 70 часов. Есть также спецгруппы А и Б, полностью освобожденные от нормативов. Ребята из группы Б, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, занимаются лечебной физкультурой в диспансерах. Дети из группы А занимаются физкультурой в школах, но под присмотром врачей. Правда, чаще всего вместе с остальным классом. С детей группы А, когда они поступают в вузы, требуют зачеты по физической культуре, но по немного ослабленным нормативам. Почему бы не дать эти нормативы школам?

Нужен ли единый стандарт?

Сегодня вовсю говорят о необходимости нового, единого федерального стандарта, который учел бы замечания как практиков, так и теоретиков. По школам ходят слухи, что такой стандарт якобы уже разработан и в январе может быть запущен в образовательный процесс. Это станет большой ошибкой, считают педагоги. "Программы должны четко ориентироваться на тот или иной регион, - высказывает свое мнение кандидат педагогических наук, преподаватель физкультуры общеобразовательной школы № 43 города Ярославля Ольга Трофимова. - Северные и южные люди - совершенно разные, у них разный рацион питания, разный уровень жизни. И даже то, что подходит для Москвы, вовсе не обязательно подойдет для Ярославля".

Безусловно, совсем без стандартов обойтись нельзя. "Наверное, и общий стандарт имеет право на существование, но он не должен быть конкретным до точки, - считает Ольга Ткач. - Нельзя от всех требовать одного и того же в смысле физических возможностей. А вот знания о том, как заниматься зарядкой, как контролировать нагрузку на организм или как следить за весом, могли бы быть общими для всех".

Представить какую-то одну программу как лучшую и указать на нее как на единственный ориентир, значит поставить под сомнение весь образовательный процесс, который до этого выстраивался учителями, причем не один год. Возможно, не стоит спешить с рекомендациями "брать на вооружение" в едином порыве новую программу. Не дать ли сначала возможность учителю спокойно увидеть и оценить новшества - от постановки задач до практической работы?

Никто не говорит о том, что программы, изложенные в учебниках Матвеева, Ляха, Зданевича, однозначно плохи и должны быть отправлены в утиль. Да, большинство нормативов в них кажутся непосильными, но ведь помимо таблиц с секундами, метрами и количеством подтягиваний в методиках этих авторов заложены правильные вещи. В программах Ляха - Зданевича и Матвеева учитель находит для себя главный ориентир: физическое воспитание должно работать на всестороннее развитие и формирование личности школьника. Задачи ставятся самые понятные: укрепление здоровья, обучение навыкам и умениям, воспитание потребности в самостоятельных занятиях, развитие положительных качеств личности. Владимир Лях говорит о решении этих задач именно в целях физического воспитания ребенка, Анатолий Матвеев считает, что средства физической культуры должны прежде всего воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

В то же время Александр Зданевич, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина, не считает, что их совместная с Владимиром Ляхом программа должна существовать в российских (как, впрочем, и белорусских) школах веки вечные. "Конечно, проблемы с нормативами существуют, - поделился он с "Итогами". - Безусловно, их нужно корректировать, однако я не считаю, что нормативы, указанные нами, являются завышенными. Они такие, к которым нужно стремиться. Кому-то из педагогов проще махнуть рукой, бросить детям мяч, чтобы они гоняли до посинения. Не уверен, что это принесет школьникам пользу".

Ура! Физра отменяется!

Впрочем, существует реальная опасность того, что за разговорами о едином стандарте мы не заметим, как вообще лишимся такого предмета - физическая культура. Дмитрий Медведев, когда ругал плохое преподавание предмета в школах, взвалил вину за это на вузы страны, которые в недостаточном количестве готовят специалистов - учителей физкультуры. В итоге вырисовывается следующая картина. Недавно в педагогические вузы страны разослан стандарт специальностей, подготовленный Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. В огромном пухлом томе, который полистал корреспондент "Итогов", содержится четыре блока образовательных дисциплин для будущих бакалавров педагогики. В списке значится специальность "Физическая культура детей дошкольного возраста". Есть и новомодная специальность "Педагогические здоровьесберегающие технологии". Специальность "Физическая культура детей школьного возраста" отсутствует как таковая. Что бы это значило? В Минобрнау­ки ответа на этот простой вопрос "Итогам" дать не смогли. Хотя, наверное, это неудивительно. Ирина Роднина, депутат Госдумы и член президентского Cовета по развитию физической культуры и спорта, в разговоре с "Итогами" предположила, что Министерству образования и науки, вероятно, проще вычеркнуть такую специальность, чем подтянуть наши школы до современного уровня, чтобы преподаватель физкультуры действительно мог себя проявить. Зачем учителя физкультуры, если в некоторых школах такие уроки просто не проводятся?

Бросаться из крайности в крайность - это наша, российская черта. Недавно в одном из провинциальных городов с помпой был открыт школьный физкультурно-оздоровительный комплекс, ФОК. Из спортивного инвентаря в нем имелся… футбольный мяч. И все. Преподавателям при этом запретили проводить уроки на открытом воздухе. Зачем? Ведь у вас теперь есть ФОК! Зима на носу. Учителя уже ломают голову: как провести в зале лыжный кросс?

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера