Архив   Авторы  

Евровезение
Общество и наукаExclusive

Сумеет ли Москва остаться музыкальной столицей и после окончания "Евровидения"?











 

Мы долго ждали победы на "Евровидении". Мы упорно двигались к этой цели аж 15 лет. Мы экспериментировали с жанрами, мы пытались вписаться в евроформат и учились смешивать музыку, шоу и деньги в искристый коктейль национального триумфа. Так что готовиться к приему гостей у себя, в Москве, мы начали еще до победы трио Билан - Плющенко - Мартон. В итоге Россия закатила пир на весь мир, устроила такую цыганочку с выходом, которую поклонники странного конкурса будут вспоминать еще долго. И можно сколько угодно спорить о том, нужно ли России "Евровидение", но отрицать то, что Россия вдохнула жизнь в чахнущее зрелище, уже вряд ли кто посмеет.

Пиар на оба ваши дома

Молва о России как о главном фанате "Евровидения", как оказалось, уже давно идет впереди самой страны. А потому многие иностранцы с нетерпением ждали конкурса в Москве, предвкушая горячий прием. И получили с лихвой. Гости съезжались на церемонию открытия на дорогих лимузинах, шли по ковровой дорожке, которая своей краснотой ничуть не уступала каннской, ловили на себе восхищенные взгляды зевак и делали сheese на каждую вспышку фотокамер. И кто посмеет сказать, что "Евровидение" - местечковое мероприятие, где знаменитости мирового уровня появляются раз в десятилетку? Москва автоматически подняла планку - страны - основатели "Евровидения", давно не получавшие первых призов, привлекли тяжелую артиллерию: Франция выдвинула Патрисию Каас, а британцы привлекли самого сэра Эндрю Ллойда Уэббера, написавшего конкурсную песню для Джейд Юэн.

Менее именитые участники старались по максимуму использовать московскую площадку как место для раскрутки и были готовы сражаться за каждую секунду внимания телевизионщиков. Именно поэтому на церемонию открытия многие конкурсанты уже пришли "в образе". Объемные кринолины цвета бешеной фуксии на певице из Андорры, дуэт из Армении, возвышающийся над толпой необычными головными уборами. Братья-близнецы Филиповски из Македонии, не так давно выступавшие исключительно в гараже, фактически устроили стрельбу по-македонски - давали интервью с пулеметной скоростью, благо желающих пообщаться с обаятельными лохматыми парнями было предостаточно. "Только запомните: Стефан - это я, он - Мартин. Не перепутайте!" - втолковывал тот, что посветлее. Или потемнее...

Борьба за аудиторию продолжалась и за кулисами: персональные почтовые ящики, которыми пользовались аккредитованные журналисты, ломились от промоушн-продукции. Кто-то ограничивался скромным диском, а, например, трио из Голландии презентовало "шарманку" из двух дисков, которая при открывании начинает исполнять их песню с характерным для музыкальных открыток дребезжащим звуком. Страны побогаче устраивали презентации в Евродоме - тусовочном штабе "Евровидения", который был развернут в здании Манежа. Турецкая вечеринка с рахат-лукумом, русская - с "сушами" из вареной картошки и селедки. Англичанка Джейд Юэн, давая телеинтервью, воспроизвела нечто русское народное под "Смуглянку", после чего получила в подарок лапти. Через пару часов такой же лапоть валялся на полу, пинаемый тысячами ног. "Наверное, его англичанка потеряла, как Золушка на балу", - пошутил кто-то из толпы.

"Бейдж, плиз"

Еще на старте подготовительной гонки организаторы говорили о том, что собираются разрушить распространенные стереотипы о России. Мол, это не только край матрешек, водки, медведей. Эти символы, конечно, присутствовали - на сцене. Зато обошлось, слава богу, без знаменитого российского авось. Кажется, хозяева заранее просчитали каждый шаг гостей, чтобы на всякий пожарный подстелить соломку. "Это седьмое по счету "Евровидение", на котором я работаю, - рассказал один из немецких телевизионщиков, - должен сказать, я впечатлен и тем, как поставлено шоу, и тем, как продуманы условия для работы". Взять хотя бы такое проявление заботы: к бейджу каждый гость получал в нагрузку проездной на 60 поездок с жар-птицей на обороте. Альтернатива метро тоже была: между рабочими площадками фестиваля и гостиницами, где разместились делегации, курсировали бесплатные автобусы. В свободное от концертов и репетиций время участникам предлагали побывать на экскурсии в Кремле. Любой возникший вопрос на чистом английском помогали разрешить волонтеры (всего было задействовано около 400 студентов московских вузов), а за охрану одного только "Олимпийского" отвечали 800 сотрудников ЧОП и милиционеров. Ради иностранцев они были подчеркнуто вежливы и, хотя не все из них успели овладеть английским, фразы типа "бейдж, плиз" воспроизвести могли. В каждый бейдж, который полагался даже младенцам, был вмонтирован чип с информацией о владельце. Прикладываешь - у сотрудника охраны на экране высвечиваются все данные. Без этого нельзя было попасть даже из одной части пресс-зоны в другую. Скажем, идешь ты в рабочую зону, где горят мониторы сотен компьютеров, изволь авторизоваться, выходишь - тоже. Так что все перемещения обитателей закулисья можно было при желании отследить. Единственный инцидент произошел в самом начале - были утеряны данные многих аккредитованных журналистов. Человеческий фактор тут ни при чем - просто машина дала сбой, последствия которого удалось быстро ликвидировать.

Россия непременно хотела доказать, что доверять события такого масштаба ей можно. Московские власти усердно готовили город к встрече гостей. Как говорится, все для победы. В результате иностранцы, услышав вопрос об организации конкурса, лишь повторяли слово perfect.

Фанатский сектор

"Евровидение", конечно, не Евролига, которая немыслима без огромной толпы болельщиков, но своя фанатская субкультура здесь тоже имелась. Одна из самых многочисленных диаспор - греческая - ходила с именем своего представителя Сакиса Руваса, написанным на груди, а на майках украинских фанов красовались надписи Loboda и Anti-crisis Girl. Вообще надо сказать, что случайных зрителей в Евродоме практически не было. Настоящие фаны, для которых "Евровидение" - не конкурс самодеятельной песни, не событие политического масштаба, а привычный образ жизни, тусовались в рядах официальных делегатов и журналистов. Зная, что на стойке регистрации в "Олимпийском" их будет ждать заветный бейдж, они не скупились на остальные траты. "Я приготовился паковать чемоданы и заказывать билеты еще в прошлом году, - рассказывает американец Алекс, живущий в Лондоне, - меня несколько лет назад друзья на этот безумный конкурс подсадили, теперь вот гастролирую. Общаюсь тут с журналистами, рассказываю, какая потрясающая наша Джейд, а взамен получаю пропуск на лучшие вечеринки". Финну Лассе, скромному работнику транспортной компании, с аккредитацией помогли друзья-журналисты, а все остальные расходы он взял на себя. "Честно говоря, я думал, что будет хуже, - признается финн, - конечно, в Хельсинки за гостиницу того класса, в какой живу я, можно было заплатить в полтора раза меньше, но я-то боялся, что цена здесь будет выше в несколько раз". Свою фанатскую карьеру он начал в Стокгольме. "Там нас пареной редькой угощали, - жалуется он, - то ли дело у вас. Не зря мы отдали России в прошлом году десять баллов". Он уверяет, что геополитический фактор в этом случае никак не сыграл, просто выступление понравилось.

Кажется, что в общем угаре и фанаты, и представители делегаций о политике, которую привыкли приписывать "Евровидению", думают в последнюю очередь. Хотя и допускают, что процентов тридцать успеха зависит от нее. Впрочем, когда пытаются спрогнозировать расклад голосов, начинают рассуждать о своем географическом положении. "Думаю, что за нас проголосуют Болгария и, естественно, Кипр, - загибает пальцы член греческой группы поддержки. - Не стоит рассчитывать на помощь стран бывшей Югославии, но вот Словения - вполне. Италия?.. Нет, это не наши болельщики". У делегатов из Армении - своя арифметика. "Лично мне нравятся номера Финляндии и Турции. Ну а если говорить о голосовании, то, конечно, срабатывает фактор землячества. Мы наверняка наберем баллы в тех странах, в которых сильная армянская диаспора, - рассуждает армянский гость Артур. - В одной только Москве живет 1,5 миллиона армян, у каждого по два мобильных телефона. Они могут критиковать наше выступление, но голос отдадут. То же самое в Турции. И так далее. Тем не менее обязательно остается место просто для зрительской симпатии. Я раньше наблюдал за ходом голосования: всегда видно, что дружественным странам и соседям дают больше баллов. Но иногда видишь совершенно необъяснимые никакими политическими и географическими связями процессы. То есть когда зрители смотрят только на песню и на шоу".

Угадай мелодию

Вопрос о том, какой козырь сыграет, что повлияет на мнение зрителей, а теперь еще и жюри, каждый раз стоит перед национальными делегациями. Можно выделить несколько основных критериев успеха: бешеный темперамент, голос, клоунада, национальные особенности. Первое - это массовка-подтанцовка, много ударных инструментов, пиротехнические эффекты. Этим в свое время взяла победу украинка Руслана, и за это же оружие взялась в этом году ее соотечественница Светлана Лобода. "Разве что тачанку на сцену не выкатили", - прокомментировал ее выступление один из зрителей. Хотя декорации в виде огромных колес на сцене присутствовали. Голос, необычные вокальные данные, обычно стараются подчеркнуть минималистскими декорациями. Как, например, литовский певец - только рояль и черная шляпа. Но слишком академическая манера тоже может не сработать. Поэтому, как говорили в кулуарах, хотя и красивое меццо-сопрано у шведской участницы, но только на нем к победе не придешь. С клоунадой все понятно - нужно выделиться из среднеевропейского формата чудаковатым внешним видом. Ну и спеть что-нибудь дурашливое. Именно этим взяли недавние победители финны, а в этом году клоунскую карту разыгрывала команда из Сербии. "Национальные особенности" предполагают какую-нибудь броскую народную песню и исполнителя, одетого по последней этномоде. Часто используется в сочетании с "бешеным темпераментом". Что из этого набора подкупит публику, предсказать трудно. Конечно, высший пилотаж - это всего понемногу. Мелодия, которая хорошо "ложится на уши" и становится узнаваемой со второго-третьего раза. Индивидуальность участника. И эффектное шоу, с которым важно не переборщить.

Пока страны-участницы пытаются угадать с программой, сами организаторы конкурса стоят на перепутье. О том, в какую сторону будет двигаться фестиваль, активно обсуждали в Москве. Что это: попсовое зеркало большой политики, коммерческий проект или просто очень дорогая дискотека? От политики и организаторы, и участники всячески открещиваются. Заработать деньги на "Евровидении", похоже, никто и не надеется. Столичное шоу влетело в копеечку: бюджет "Евровидения" рекордный - 42 миллиона долларов, "отбить" которые организаторы изначально не планировали. Например, лишь половина из 19 000 зрителей финала "Евровидения" заплатила за свои билеты (от 5100 до 99 800 рублей). Остальные распределялись между национальными делегациями, спонсорами и т. д. Как выразился один из организаторов, "заработок на билетах - слезы по сравнению с затратами на шоу". Конечно, дело хозяйское, и чужие деньги никто считать не намерен. Но дело в том, что остальным придется соответствовать. "Есть маленькие страны, которые просто не могут позволить себе такие траты, - объясняет директор Eurovision TV Бьорн Эриксен, - взять хотя бы Македонию. С другой стороны, в Великобритании стоимость конкурса сопоставима со стоимостью одного дня вещания Би-би-си". Одним словом, после московского "Евровидения" особенно остро встает вопрос о формате мероприятия. Сейчас организаторы даже подумывают о том, чтобы вернуться к камерности и прекратить гонку пиротехнического вооружения. Хотя трудно себе представить, что после московского шоу "Евровидение" предпочтет скромные посиделки у рояля.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера