Архив   Авторы  
С высоты птичьего полета площадь трех вокзалов выглядит как небольшое государство с замками-башнями. Немного, правда, портят картину автомобильные пробки и хаос на парковках.

Что за станция такая...
Общество и наукаExclusive

Руководство железных дорог и московские власти затеяли амбициозный проект обустройство вокзалов. Его цель отмыть ворота столицы от сомнительной репутации






 

Как известно, любой город начинается с вокзала, точно так же, как театр - с вешалки. Потому вокзалы справедливо называют воротами и даже лицом города. У столицы с "лицом" в последние годы большие проблемы: незаконная торговля, бомжи, попрошайки, навязчивый запах, грязь и никакого комфорта для пассажиров... Чтобы понять, какие косметические процедуры ему пора прописать, корреспонденты "Итогов" окунулись на несколько дней в атмосферу площади трех вокзалов.

Казанский вокзал: Казань, Бишкек, Душанбе...

На Казанском вокзале жизнь не останавливается ни на минуту. Непосвященному может показаться, что вокруг него - броунов­ское движение, но стоит остановиться, присмотреться, и постепенно начнешь отличать тех, кто тут проездом, от тех, кто с вокзалом почти сроднился. Только здесь можно встретить единственного москвича, у которого в паспорте на месте прописки стоит штамп: "Комсомольская площадь, дом 2". Это - для тех, кто не знает, - адрес Казанского вокзала. Человек этот, обрусевший афганец, живет на Казанском без малого пять лет. Кадр ценный. Милиция привлекает его как переводчика при проведении операций против наркокурьеров, которые, как правило, по-русски ни бум-бум. За заслуги и прописали афганца в Москве. Нам свидеться с ним не пришлось, да оно и непросто. Те, кто знает его, со значением говорят: "Днем у него бизнес, а бывает он только по ночам, да и то не всегда".

Это лишь один, причем довольно оригинальный персонаж Казанского. Типичные его обитатели - официальные носильщики и неофициальные подносчики, бабушки, торгующие "русскими народными" семечками и дурманящим насваем, столь любимым выходцами из азиатских республик... Казанский вокзал многогранен: для одних он может быть домом, для других - работой, для третьих - развлечением. С наскока тут не разберешься, впрочем, обычному пассажиру в принципе ни к чему знать, как тут все устроено.

…Дверь кабинета начальника Казанского Сергея Добровольского оказалась безнадежно закрытой и открылась лишь после предупреждающего звонка дежурного по вокзалу. "Вообще-то я для всех доступен, - объясняет нам Добровольский, - просто пассажиры в мой коридор часто заходят ну и, как бы сказать помягче, используют его в качестве туалета. Вот и приходится дверь закрывать на замок. Культуры пока явно не хватает". В будущее начальник Казанского вокзала, осведомленный о начинающейся модернизации, смотрит с оптимизмом, но вот только кто бы подсказал, что ему делать с настоящим. А в настоящем - нашествие приезжих из Средней Азии. "Киргизы, таджики, узбеки - все у нас, - рассказывает Сергей Добровольский. - В Москве у них давно сформированы диаспоры. А здесь, на вокзале, у них свои такси, свои службы размещения в городе. Таджики встречают таджиков, узбеки - узбеков. Тут же приезжим землякам сами делают регистрацию и поддельные миграционные карты. Хотите, покажу?"

Из шкафа извлекается пакет с добрым десятком круглых печатей с российским двуглавым орлом, на которых явно читается "Миграционная служба". Такие печати едва ли не каждую неделю сдаются в следственные органы, а нелегалов меньше не становится. В один из последних рейдов миграционная служба задержала не менее сотни человек. Депортировали… пятерых. На большее нет денег. "Куда это годится?! - возмущается хозяин Казанского. - Власти должны жестче действовать в отношении этих людей, вплоть до принудительной пожизненной депортации, если попался с поддельной регистрацией!"

Сейчас вдобавок ко всему Казанский оккупировали как перевалочную базу торговцы с Черкизовского рынка. К их наплыву здесь оказались вовсе не готовы. За порядком на вокзале следят милиция и ЧОП. Смена охранников - всего восемь человек. Входов на вокзале - четыре. Вот и считайте.

Ни милиция, ни частные охранники ничего не могут сделать вот уже несколько лет с наплывом так называемых подносчиков - нелегальных носильщиков. Люди с тележками встречают пассажиров у метро и предлагают подвезти багаж к поезду. Многие соглашаются без раздумий. И лишь у вагона им объявляют цену за услуги - 500 рублей, например. Пассажир в крик, мол, предупреждать надо. До драк не доходит, потому что на помощь подносчику как из-под земли вырастают его коллеги. Впрочем, такой трюк больше рассчитан на простофиль. Обычно же услуги дешевле раза в три, потому и спросом пользуются.

Как бороться с подносчиками, на Казанском еще не придумали. Формально отобрать тележку не за что. Человек говорит, что он идет встречать родственников и просит его не беспокоить по пустякам. Дошло до того, что тележки стали "припарковывать", приковывая к ограждениям на перроне. В таком случае сотрудники вокзала вооружаются мощными ножницами и отправляются перекусывать цепи.

Кстати, что касается перекусить - на Казанском с этим проблем нет. Хотя попытки знаменитых сетей быстрого питания прописаться на вокзале не выдержали конкуренции со стороны узбеков, продающих лепешки и самсу, и старушек, толкающих пирожки-беляши. "Одно время здесь работала известная сеть закусочных, - вспоминает Сергей Добровольский, - но продержалась она недолго. Среднеазиатская публика предпочитает национальную кухню. А наши мужики из глубинки тоже не очень-то шли в кафе. Здесь товар, как я считаю, должен быть дешевый. Ну на всякий случай можно, конечно, открыть пару дорогих магазинов - тут, бывает, и приличные люди ездят на небольшие расстояния: с нынешнего года у нас стали поезда премиум-класса ходить".

Приличным людям, если вдруг придется задержаться на Казанском, нелишним будет узнать, что в здании вокзала, как говорят, пел сам Федор Шаляпин. Ехал на концерт в другой город и решил распеться прямо в крыле под куполом высотой 24 метра - акустика здесь, как в лучшем концертном зале. А в другой стороне вокзала, прямо у входа со стороны метро, любопытное женское изваяние. Его прислали вокзалу в подарок из Казани.

Мы покидали Казанский вокзал с ощущением, что впервые побывали в незнакомом городе. Глаза уже сами выделяли, в казалось бы, однообразной толпе пассажиров, подносчиков, продавцов поддельных миграционных карт (они дежурят на входе, у метро), продавцов сотовых телефонов, владельцы которых вряд ли расстались с ними добровольно. Вокзал живет своей жизнью, которая перемен не жаждет.

Ярославский вокзал: Мытищи, Воркута, Пекин...

Следующая остановка - Ярославский вокзал. Здесь правят бал пригородные поезда. Ими пользуются в основном те, кто ездит на работу в Москву из плотно населенного северо-восточного Подмосковья. Ну и, конечно, дачники, рыбаки, грибники и прочие, бегущие от столичной суеты. Обстановка здесь по сравнению с Казанским более приветливая, что ли. Внутри здание вокзала отделано светлым мрамором, массивные колонны величественно подпирают второй ярус. "В царские времена поезда заходили прямо внутрь, - начальник Ярославского вокзала Михаил Голубков показывает нам на пространство между колоннами, где сейчас снуют пассажиры. - Вокзал находится в приличном состоянии, и это заслуга реставраторов, восстановивших его исторический облик. Однако остаются недоделки: нет вентиляции, необходимо заниматься пожарной безопасностью, нужно обеспечить комфортное передвижение по вокзалу людей в инвалидных колясках. Кроме того, предстоит разделить на зоны территории для пригородных пассажиров и пассажиров дальнего следования. Вокзалы в целом устарели, и в первую очередь технически. Сегодня мы не можем равняться с вокзалами в Европе, так что намеченная модернизация очень кстати и вовремя".

Поднявшись на второй этаж, вдруг наталкиваемся на… рояль "Беккер". "Тапер, к сожалению, ушел на пенсию, - сокрушается начальник вокзала. - Работал у нас инженером по связи Павел Журавлев, ну и играл по совместительству буквально все - от "Мурки" до "Осенней песни" Чайковского и "Лунной сонаты" Бетховена. Сейчас изредка заходит, играет для души. Инструмент в основном простаивает под чехлом, а пассажиры часто спрашивают: "Куда пианист делся?" Многим концерты классической музыки на вокзале запомнились на долгие годы. Пошли навстречу пожеланиям, сейчас ремонтируем и настраиваем рояль и ищем нового тапера. Есть желающие - пусть приходят на прослушивание, трудоустроим".

К вечеру вокзал наполняется желающими уехать в Подмосковье. "По пригородным перевозкам у нас объемы впечатляющие, мы почти как три вокзала работаем, - говорит начальник Ярославского, - отправляем ежесуточно более 150 тысяч пассажиров и столько же принимаем. Пассажиропоток на дальних направлениях зимой составляет в среднем 6,5 тысячи человек в сутки, а летом доходит до 19 тысяч". Наблюдая за пассажирами, обращаем внимание, что едва ли не каждый второй что-то жует: кто - мороженое, кто - пирожки, купленные в вокзальных ларьках. Путем несложных арифметических действий пробуем подсчитать, имея в виду упомянутые 150 тысяч человек… От количества пирожков начинает кружиться голова.

На Ярославском вокзале есть уникальное место - так называемый пикетный столб, нулевой километр Транссиба. Этот символический памятник установили в 2001 году в честь столетия магистрали, начинающейся в Москве и заканчивающейся во Владивостоке. Кстати, такое ощущение, что этот уникальный факт известен далеко не всем - пьющие пиво прямо под нулевой отметкой пассажиры так и не смогли ответить на наш вопрос, что же означает таинственный ноль на указателе. Вообще большинство пассажиров рассматривают вокзал как место, откуда они уезжают и приезжают, а вовсе не как уникальный памятник архитектуры и истории. Отсюда и наплевательское в буквальном смысле отношение к самим вокзальным комплексам. Может, пассажиры изменятся вслед за облагороженными вокзалами? Хочется верить.

Ленинградский вокзал: Санкт-Петербург, Хельсинки, Мурманск

Ленинградский отличается от своих соседей в первую очередь пассажирами. Здесь редко увидишь путешественника, нагруженного авоськами и тюками. В основном респектабельные мужчины с дорогими кожаными портфелями, отправляющиеся в Санкт-Петербург, либо влюбленные парочки, спешащие увидеть разводку мостов или белые ночи. Впрочем, у Ленин­градского есть и другие особенности. "Наш вокзал более интеллигентный, что ли, - рассказывает начальник линейного ОВД на станции Москва-Ленинградская полковник милиции Михаил Буц. - Даже бомжи у нас с учеными степенями. Живет тут уже пять лет один кандидат химических наук. Как он сам объясняет, его научная деятельность оставалась без признания и он ушел на вокзал".

Поездные воры на этом направлении тоже необычные. С каждым годом они все больше совершенствуются и становятся изобретательнее. Одно из последних нововведений - гидрокостюм аквалангиста, в котором воры выходят на дело в темное время суток. Надев черный мягкий костюм, они, когда поезд идет малым ходом, отжимают гофру и проникают в вагон, а уже оттуда по вентиляционным коробам буквально просачиваются в закрытые купе. При этом их сообщники в поезде отвлекают проводников и потенциальную жертву.

Общеизвестный факт: Ленинградский вокзал в Москве и Московский вокзал в Санкт-Петербурге похожи, как братья-близнецы. Но мало кто знает, что даже смотрят они аккурат друг на друга, а их шпили выкрашены одним колером. На Ленинградском вокзале действительно ощущается близость ­сановного Санкт-Петербурга - здесь даже в отличие от двух других вокзалов нами были обнаружены ­пассажиры в ВИП-зале. За 150 рублей в час они утопали в кожаных креслах и, поглядывая на часы, пили кофе. Те, кто предпочитает проводить время в зале ожидания, могут пока еще наблюдать памятник Ленину, который усердно фотографируют туристы. Причина ажиотажа понятна: руководство РЖД подумывает о переименовании Ленинградского вокзала в Николаевский. И говорят, что скоро знаменитый памятник Ленину из вестибюля уберут. Зато появится на вокзале часовня святителя Николая - покровителя путешественников. Ее устроят при входе в вокзал справа, а освятить рассчитывают к декабрю - к дню памяти Николая Чудотворца. Так что перемены коснутся не только светской, но и духовной жизни вокзала.

...Рассказ о трех вокзалах будет далеко не полным, если не упомянуть о так называемой плешке - привокзальной площади. Здесь средоточие всех пороков: в продаже все - от героина до проституток. Наиболее злачное место - "труба", или "карман номер 10". Это торговый пятачок между Ленинградским и Ярославским вокзалами. Там ограбления происходят едва ли не каждый день, хотя "труба" и находится под пристальным наблюдением видеокамер. Ежедневные милицейские облавы толку приносят мало. Дело в том, что территорию Комсомольской площади обслуживают аж пять территориальных субъектов органов внутренних дел. Ее делят между собой линейные управления и отделы внутренних дел Казанского, Ярославского и ­Ленинградского вокзалов, а также отдел милиции по охране метрополитена и сотрудники УВД "Красносельский". Справедливости ради надо отметить, что если раньше милиция пыталась до миллиметра выяснить, на чьей территории было совершено преступление, чтобы избежать пресловутых "висяков", то теперь независимо от территориальной принадлежности регистрируется каждое преступление или правонарушение - милиция перестраивается вместе с вокзалами...

При участии Степана Кривошеева

От первого лица

В Европе хорошо, а у нас будет лучше

Год назад правление ОАО "РЖД" утвердило концепцию модернизации и развития вокзалов России. В этом году была принята соответствующая комплексная программа поэтапной модернизации всех вокзалов страны и приведения их к 2015 году к единым стандартам по обслуживанию пассажиров и предоставлению качественных услуг. Начальник дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД" Сергей Абрамов рассказал "Итогам" о сути грядущих изменений.

- Сергей Борисович, что подразумевается под модернизацией вокзалов?

- Как минимум наведение на них элементарного порядка. Это включает в себя обеспечение технологической надежности, комплексной безопасности, предоставление услуг высокого качества, повышение экономической эффективности всех бизнес-процессов. Программа-максимум - концентрация финансовых и административных усилий для формирования на базе существующих железнодорожных вокзалов транспортно-пересадочных узлов с общественно-деловой функцией.

- Давайте разберем по пунктам. Что такое технологическая надежность?

- Железнодорожный вокзал представляет собой единый технологический комплекс. Его составная часть - это так называемая зона влияния вокзала или привокзальной территории, в которой оказывается пассажир. Он входит в сферу интересов инфраструктуры, и для него должна быть создана комфортная и эстетически приятная среда. В июне президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин и мэр Москвы Юрий Лужков подписали соглашение "О взаимодействии в области обеспечения качественного удовлетворения потребностей пассажиров, их безопасности на железнодорожных вокзалах города Москвы и прилегающих к ним территориях на 2009-2011 годы". Поскольку городские власти также заинтересованы в ликвидации негативных причин, порождающих известные явления на вокзалах, мы договорились о сотрудничестве.

- На вокзалах станет безопаснее?

- Комплексная безопасность складывается из нескольких сегментов. На вокзалах уже устанавливаются современные видеосистемы наблюдения и распознавания образов, технологии "интеллектуального дома", позволяющие предупредить чрезвычайную ситуацию, обезвредить жулика или бандита не только после, но и во время совершения преступления. В вопросах безопасности мы сотрудничаем с нашими зарубежными партнерами - это немецкие, французские, итальянские, испанские, австрийские железные дороги. Во многом их опыт соответствует тем задачам, которые мы перед собой ставим, но есть определенные моменты, присущие только нашему менталитету.

- С нашим менталитетом непривычно слышать, что на вокзалах в скором времени можно будет получить услуги высокого качества. Что имеется в виду?

- Начну с того, что в апреле председателем правительства РФ и президентом ОАО "РЖД" было поручено усилить работу по декриминализации ситуации на вокзалах и прилегающих территориях. За долгие годы отсутствия надлежащего контроля у вокзалов стихийно возникли нелегальные автостанции. Одни перевозчики были официально зарегистрированы, у других отсутствовали даже талоны технического освидетельствования. Нелегальные перевозки представляли собой самый что ни на есть теневой сектор, поскольку осуществлять их от железнодорожных вокзалов никто не имеет права, на привокзальных площадях царил хаос. РЖД, МВД и городские власти за несколько месяцев смогли решить эту проблему.

- Почему начать решили с Москвы?

- Москва должна послужить примером. Думаю, за столицей вся страна последует. И надеюсь, что вскоре выражение "вокзалы - визитная карточка города" будет полностью соответствовать действительности.

- Некоторые граждане переживают, что программа модернизации приведет к сносу исторических зданий вокзалов, на месте которых возведут современные постройки.

- Прежде чем готовить программу модернизации, мы ознакомились с опытом стран, в первую очередь европейских, которые проводили комплексную модернизацию инфраструктур железнодорожных вокзалов в течение последних десятилетий. Конечно же, такие государства, как Франция, Италия, где количество исторических памятников на душу населения никак не меньше, чем в Москве и России, показали нам возможность интеграции всех благородных задач в единую цепь. Думаю, что проект, который нами предусмотрен, не только не убьет исторический колорит, но, наоборот, создаст условия, при которых мы будем восхищаться наследием и лишний раз обращать на него внимание.

К сведению пассажиров

Главное - начать

Курский вокзал выбран флагманом затеянной программы модернизации. Исполняющий обязанности начальника вокзала Константин Кравцов рассказал "Итогам" о происходящих изменениях
 

- Модернизация вокзалов подразумевает их развитие как многофункциональных транспортно-пересадочных узлов. Естественно, создание такой системы невозможно без обеспечения максимального комфорта для пассажиров: от возможности зарядить мобильный телефон до принятия душа. Сегодня на вокзале уже работает своя служба такси, которая вытеснила так называемых бомбил. Установлена четкая такса: доехать от вокзала в любое место города можно за 800 рублей. Кроме того, в здании вокзала теперь работают система регистрации электронных билетов, беспроводной Интернет. Через установленные электронные терминалы транзитные пассажиры могут забронировать билеты в аэропорту или на другом вокзале. Камера хранения полностью автоматизирована. Сдаваемый багаж обязательно просвечивают, как в аэропорту.

Отдельно надо сказать о безопасности - ситуация на вокзале отныне отслеживается в центре мониторинга на трех десятках экранов. Причем система видеонаблюдения не просто фиксирует происходящее, а сама фокусирует изображение на оставленных вещах (они начинают подсвечиваться на мониторе желтым цветом) и на людях, которые вдруг меняют темп перемещения - например, переходят с ходьбы на бег.

Однако есть и проблемы, над которыми мы сейчас работаем. Например, пассажиры жалуются на недостаточное информационное обеспечение - сложно найти сведения о прибытии и отправлении поездов. Мы учли пожелания и в ближайшее время на вокзале появятся дополнительные информационные табло, добавится и количество аудиоинформации. Кроме того, в Интернете создается информационная система "Электронный паспорт железнодорожного вокзала", в которой разместятся данные о его технических, эксплуатационных, функциональных и инвестиционных характеристиках.

Вокзал - это огромная территория, которая может быть использована как крупнейшая торговая площадка. Ежесуточно через Курский вокзал проходят 300 тысяч пассажиров, а торговые площади до модернизации составляли всего 2,5 тысячи квадратных метров. Теперь экономически активная зона увеличена втрое.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера