Архив   Авторы  

Чем дальше в лес
Общество и наукаExclusive

«Итоги» провели свои общественные слушания по вопросу строительства платной автодороги Москва — Санкт-Петербург














 

Обсуждение проекта строительства трассы Москва — Санкт-Петербург, инициированное президентом Дмитрием Медведевым, началось с парадокса. Правительство Московской области и партия «Единая Россия» в считаные дни провели общественные слушания и бодро отрапортовали о том, что глас народа подан в пользу строительства дороги через Химкинский лес. В подтверждение было предоставлено порядка 15 тысяч подписей химчан, одобривших проект. Защитники Химкинского леса считают эти слушания профанацией.

«Итоги» решили провести свою общественную дискуссию, задав нашим ньюсмейкерам три вопроса:

  1. Является ли проект платной дороги Москва — Санкт-Петербург социально значимым?
  2. Стоит ли в ходе его реализации беречь лес — ресурс в принципе возобновляемый?
  3. Повлияет ли повторное общественное слушание проекта на его конечную судьбу?


Игорь Левитин, министр транспорта

  1. Социальное значение проекта вполне сопоставимо с экономическим. Федеральная дорога М10 «Россия» является одной из наиболее загруженных в стране, ее максимальная загрузка сегодня превышает нормативную в 1,5—1,7 раза. В сутки по Ленинградке проходит 130 тысяч автомобилей, средняя скорость движения на подъезде к Москве составляет 10 км/ч. А это значит, что для жителей Химок, Зеленограда, Солнечногорска любая поездка становится огромной проблемой. Большинство из них работают в Москве и проводят долгие часы в пробках. На забитой транспортом дороге простаивают «скорые», фактически парализована работа общественного транспорта. От перегруженности трассы, проходящей по территории города (через населенные пункты проходит 30 процентов этой дороги), страдает экология региона. Вдумайтесь: автомобили на Ленинградском шоссе выбрасывают в воздух 247 килограммов вредных веществ на один километр в час. С появлением новой трассы значительная часть транспорта, особенно грузового, перейдет на новую скоростную дорогу.
  2. К сожалению, на восстановление леса требуются десятилетия, а логика экономического развития диктует необходимость все более масштабных инфраструктурных строек. Я думаю, выход в том, чтобы каждый такой проект реализовывался при строгом соблюдении экологических норм. Если говорить о новой дороге Моск­ва — Питер, то здесь разработаны мероприятия по защите окружающей среды и минимизации негативного воздействия на Химкинский лес. Кроме того, Минприроды предложило нам создать комплекс лесных насаждений в масштабах, значительно превышающих объем вырубки и способных полностью обеспечить компенсационные мероприятия.
  3. Уверен, что не повлияет. Ведь, собственно, против необходимости строительства дороги никто не возражает, все дискуссии сосредоточены вокруг маршрута прохождения трассы.

Алексей Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры, руководитель Общественного совета при президиуме генсовета «Единой России»

  1. Проект не только значимый, но и необходимый. Об этом знают все, кто пользуется Ленинградкой. А после того как вокруг выбранного маршрута начались общественные бои, временами переходящие в противозаконные столкновения, его социальная значимость еще больше возросла. Хорошо, что часть граждан неравнодушна к своему будущему. Плохо то, что не было более широкого обсуждения этой проблемы с жителями города Химки. Общественное мнение оказалось дезориентировано: участники дискуссий сосредоточилось на проблеме спасения леса, а не на поиске наиболее приемлемого варианта прокладки трассы.
  2. К сожалению, существуют две крайние точки зрения. Одни — так называемые сторонники прогресса — считают, что этой проблемой можно пренебречь. Другие, наоборот, за природой не видят интересов людей. Нужно найти компромисс. А в будущем при реализации таких проектов нужно учитывать, что люди должны быть хорошо информированы.
  3. На общественное мнение в самих Химках, безусловно, повлияет. А вот как в итоге решат сами граждане и как решит президент, зависит от качества аргументов, которые будут представлены на этих слушаниях специалистами по дорожному строительству, экологическими организациями и заинтересованными общественниками.

Андрей Макаров, зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам

  1. Безусловно.
  2. Я думаю, что на этот вопрос можно ответить только после очень серьезных исследований. И их должны проводить специалисты. Но для меня совершенно очевидно, что любые подобные изыскания должны проходить в понятном и прозрачном режиме. Если эти исследования становятся понятны людям — проект не вызывает таких проблем, как со строительством этой трассы.
  3. Проблема сейчас вышла далеко за рамки только строительства трассы через Химкинский лес. С моей точки зрения, убедить общественность, что предложенный вариант является наиболее эффективным, экономичным и разумным, — безусловная обязанность власти. Власти любой: федеральной, региональной, местной. А мы, к сожалению, столкнулись с тем, что чиновники просто не пожелали говорить с людьми. Я бы хотел напомнить о судьбе журналиста Бекетова, который писал об этой проблеме. Я не знаю, кто его избивал. Но до сих пор виновные не найдены. И вместо того чтобы обсуждать вопрос по существу, мы теперь дискутируем — могут ли люди защищать лес. А на самом деле люди хотели выяснить правду. И поручение президента приостановить строительство и провести общественные слушания я рассматриваю как неудовлетворительную оценку работы тех, кто вел этот проект. Не думаю, что это поможет Химкинскому лесу. Но надеюсь, что подобная оценка скажется на будущих проектах.

Павел Астахов, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка

  1. Эта дорога — коммерческое предприятие. А я не считаю платные услуги социально значимыми. В моем понимании одна из функций государства заключается в том, чтобы как можно больше бесплатно помогать гражданам.
  2. Это нам кажется, что все возобновляется, а может и не возобновиться. Вот сейчас пожары прошли — попробуйте, вырастите лес! А если его еще топорами рубить… Вообще-то эта проблема меня касается лично — у меня в тех местах дача. Жители создали инициативную группу, стали собирать подписи: потому что трасса должна пройти чуть ли не через наш поселок. Дело даже не в материальной составляющей (хотя цена участков, естественно, упала). Но если будет трасса, то о спокойствии можно забыть. А ведь у нас там настоящий заповедник — соловьи поют, зайцы бегают, лисы…
  3. Думаю, повлияет. Проект может быть изменен, а может быть и отменен. Мы же только учимся жить в гражданском обществе. А оно характеризуется тем, что разные люди по социально важным вопросам высказываются одинаково — в логике здравого смысла. Поэтому я надеюсь, что в этой дискуссии будет найдено разумное решение.

Дмитрий Быков, писатель

  1. То что любая новая дорога из Москвы в Петербург является значимым федеральным проектом — это понятно. А уж платная ли она, бесплатная, социально ли значимая или нет — это как Бог даст.
  2. Речь сейчас идет о гораздо более существенном ресурсе, нежели лес. А именно — о таком символическом капитале, как доверие к власти. А власть реализует оптимальный для нее сценарий. Она следует правилу «отдай в малом». Ведь список претензий к ней чрезвычайно велик. Из них из всех удовлетворена самая малая и наименее значимая часть. Эта ситуация напоминает анекдот про молодого человека, у которого нет денег, но он ведет гулять девушку. И спрашивает ее: «На такси прокатиться хочешь? Не хочешь? Как хочешь!..» Наконец звучит: «Газировки хочешь?» Она успевает ответить: «Хочу». Он: «На!» Это и есть тот редкий случай, когда купили газировки.
  3. Конечно, общественные слушания повлияют. Другое дело, что на этих общественных слушаниях будет принято ровно то решение, которое нужно. Возможно, оно будет чуть более соломоновым. Но в том, что радикального пересмотра этого плана не будет, я практически убежден.

Олег Басилашвили, актер

  1. В России нет вообще ни одной нормальной дороги. Чтобы в целости и сохранности добраться из одного города в другой, надо быть очень отважным человеком. Великий президент США Франклин Рузвельт оживил Америку призывом строить дороги, национальные парки и электростанции. И сегодня США стали великой страной во многом благодаря его заветам. Мы же как имели непролазные тракты времен Петра I, так на них и застряли.
  2. Если мы начнем вырубать деревья, то все закончится тем, что начиналось при Брежневе, когда развернулась великая мелиоративная кампания. Болота осушали, радостно Леониду Ильичу докладывали, рапортовали о победах. А сегодня огромный подмосковный пожар грянул — чуть столицу не спалили. Вырубая лес, мы причиняем вред экосистеме, и чем это аукнется — наперед не просчитаешь. Ясно одно — дышать становится все хуже. Но мы имеем дело со жлобами — всякими там бизнесменами и главами концернов. Жлобы хотят заработать больше, вложив как можно меньше. А тут-то всего и надо, вложив больше денег, проложить обводной маршрут.
  3. Я так понимаю, что властям предержащим плевать на соображения общественности. Ну и что, что Дмитрий Медведев назначил слушания? Все эти обсуждения у нас по традиции заканчиваются плачевно.

Александр Проханов, писатель

  1. Платная дорога — дело, безусловно, социально значимое. Потому что бесплатные дороги — это русская трагедия, вытянутое вдоль них кладбище с венками у столбов.
  2. Любой феерический проект связан с подавлением природы, ничего не поделаешь. Гигантская разрастающаяся столица сжирает леса. Москва будет обрастать аэродромами, дорогами, местами отдыха, но дороги к ней пройдут по лугам и лесам. Техносфера неизбежно конфликтует с биосферой.
  3. Слушания ни на что не повлияют — мы имеем дело с еще одним маскарадом. У леса появились защитники, с помощью прессы они раскачали ситуацию — и проблема из экологической быстро превратилась в политическую. Медведев эту тенденцию прекратил, создав иллюзию, что проблема не будет решена авторитарно.

Евгения Чирикова, лидер Движения защитников Химкинского леса

  1. В России проект любой дороги — это вещь социально значимая. А если говорить, платная дорога или бесплатная, то лично я считаю: лучше ее сделать платной, чем вообще не делать. Я сама стою в этих пробках и готова платить, если трасса будет комфортной.
  2. После экологической катастрофы, которую мы пережили этим летом, изменилось значение лесозащитного пояса. Это не просто вопрос эстетики или экологии, а вопрос выживаемости нации. Если существуют альтернативные варианты прокладки трассы, то надо ими воспользоваться.
  3. Я очень надеюсь, что общественные слушания повлияют на окончательное решение, хотя идет работа по дискредитации решения президента и его саботированию. Мы это видим на примере городского округа Химки. Надеемся, что слушания не станут профанацией. Например, было предложение провести их при президентском Совете по правам человека. Мы уже говорили, что нельзя оставлять этот вопрос на усмотрение администрации Химок, которая выбрала из трех проектов самый губительный для леса.

Олег Митволь, префект Северного административного округа Москвы

  1. Дорога нужна. Та трасса, которая сегодня существует, не соответствует ни времени, ни потокам транспорта. Тем более Санкт-Петербург стал второй столицей, из северного порта в Москву идут грузы, поэтому сделать крупную дорожную артерию, связывающую два города, просто необходимо.
  2. Там, где проживают 15 миллионов человек, лес беречь надо всегда. Если бы речь шла о тайге, где плотность населения мизерная, то это была бы совсем другая история.
  3. Я знаю, что проект утвержден и согласован, но не очень понимаю, как будет развиваться ситуация. На мой взгляд, компромисс — это проведение трассы по Молжаниновскому району. И дешевле, и лучше, поэтому я не понимаю, почему его не используют.

Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы «Гринпис России»

  1. Дорога, безусловно, нужна. Проблема не в том, что она строится, а в наихудшем для экологии выборе маршрута. Даже если говорить о трех официально рассматриваемых вариантах, то два неутвержденных можно назвать более или менее адекватными. Чиновники выбрали самый простой вариант, поскольку так дорога пойдет по государственным, а значит, «ничейным» землям. При другом маршруте права собственников земли, тем более что среди них есть высокопоставленные владельцы дач, проигнорировать трудно.
  2. Вокруг Москвы осталось мало лесного массива, и он быстро деградирует. Химкинский лес — один из крупнейших лесопарков вблизи Москвы. Дорога разобьет его на три части, которые окажутся нежизнеспособными в силу «краевых» эффектов: воздействия ветра, загрязнения и многих других факторов.
  3. В том виде, в котором общественные слушания запланированы — при участии «Единой России» и администрации города Химки, — ничего не изменится. Скорее всего, это станет имитацией общественного участия. Но на этом история с лесом не закончится.

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства

  1. Любые дороги имеют социальное значение. Сегодня проект реализуется на кредит в госбанке под гарантии правительства страны, поэтому это, по сути, госстройка. В России на одну тысячу жителей приходится 240 автомобилей. И строить дорог надо в десятки раз больше, чем это делается сегодня.
  2. Лозунги «Руки прочь от леса!» абсолютно неправильные. Любая дорога проходит либо по пахотным землям, либо по водно-болотным угодьям, либо по лесам. И чтобы прокладывать дороги, надо научиться правильно и честно считать. Например, посчитать, сколько стоит отселить одну тысячу жителей, а также реальную стоимость охранных земель, являющихся не просто объектом недвижимости, а частью экологии и, по сути, нашими легкими. Если вместо 144 вырубленных гектаров леса высадят такой же объем в окрестностях Дмитрова, то мне как москвичу от этого ни жарко ни холодно. А с другой стороны, мобильность — это такое же право человека, как право дышать свежим воздухом.
  3. Я уверен, что общественные слушания не повлияют на судьбу проекта. Очень похоже, что это всего лишь выпуск пара. У этой истории, правда, есть одна интересная деталь: широченная трасса, которая должна быть построена, упрется в развязку МКАДа, потому что прямого въезда в город не предусмотрено. Это означает новые многочасовые пробки и нулевой транспортный смысл.

Геннадий Зюганов, лидер КПРФ

  1. Строительство и развитие дорог — одна из ключевых задач любого государства, без этого просто невозможно серьезно говорить о цивилизованном будущем. Я только что был в Китае. Там за последние годы построили 30 тысяч километров дорог высшего класса, лучше немецких хайвеев. У нас же дорожное строительство сократилось втрое.
  2. Надо было найти приемлемые объездные пути, чтобы и дорогу построить, и лес сохранить. С самого начала КПРФ возражала против вырубки Химкинского леса. Лесопереработка в СССР была второй по доходу после нефти и газа, давала почти 80 миллиардов долларов. Угробили все, что только можно и нельзя.
  3. Видимо, президент Медведев увидел на своем блоге отзывы людей, возмущенных тем, что губят лучшие реликтовые леса, и принял известное решение. Но надо смотреть, чем это закончится. Нынешняя власть просто не в состоянии прислушиваться к гражданам по самым острым вопросам.

Вадим Дымов, предприниматель

  1. Платные дороги нам нужны не только и не столько потому, что в России достаточно людей, способных их оплачивать, а потому, что дороги находятся в ужасающем состоянии. Мы должны построить хотя бы одну нормальную дорогу.
  2. Я не слишком хорошо знаю ситуацию с Химкинским лесом. Но если есть такое количество возмущенных людей, значит, здравый смысл где-то дал сбой. Строительство дорог и нефтепроводов в принципе подразумевает вырубку леса, но в соответствии с установленными стандартами.
  3. Чем больше людей будет вовлечено в обсуждение подобных проектов, тем качественнее станут последующие действия. Я хочу, чтобы меня спрашивали, вовлекали в процесс принятия решений по вопросам, касающимся жизни страны, в которой я живу. Каждый гражданин имеет на это право!

Евгений Шварц, директор по природоохранной политике WWF России

  1. Любая дорога — социально значимый проект, особенно учитывая перегруженность Ленинградки. Но расширение действующей неплатной дороги — это не менее социально значимый проект. Сохранение Химкинского леса — тоже значимый социальный проект. Что касается якобы массовой поддержки трассы через лес самими жителями Химок — то это во многом фальсификация. Мне рассказывали, что сотрудников бюджетных организаций свозили на митинги на подогнанных автобусах и раздавали заранее заготовленные плакаты.
  2. При реализации любых крупных инфраструктурных проектов необходимо учитывать мнение заинтересованных сторон. В данном случае жителей Химок и Москвы. Они защищают лес как пространственный ресурс, который ограничен. Кстати, любая сотка, украденная из леса, стоит в этом районе более 10 тысяч долларов. Ведь почему бенефициарам проекта невыгодно расширять старую дорогу или прокладывать иные маршруты? Им тогда придется выкупать землю у реальных собственников по рыночной цене. А земли Химкинского леса они получают по кадастровой стоимости.
  3. Мы всегда должны действовать, чтобы защитить общенациональную собственность — лесные земли — от коррумпированных чиновников и зависимых от них неконкурентоспособных компаний. Мы благодарны президенту за его решение провести слушания и надеемся, что удастся не только защитить лес, но и добиться восстановления в законодательстве прозрачных, соответствующих международным стандартам процедур участия сторон при принятии экологически значимых решений.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера