Архив   Авторы  
ВВЦ-(ВДНХ) долгое время являлся витриной народного хозяйства. После развала Союза выставка превратилась в исключительно рыночное предприятие

Цена дружбы
Общество и наукаExclusive

Всероссийский выставочный центр готов предоставить арендаторам площади за символическую плату. Настоящая расплата наступит позже





 

Совсем недавно глава российского правительства Владимир Путин предложил братским народам, а именно странам — членам СНГ, вновь собраться под крышей бывшей Выставки достижений народного хозяйства, а ныне ВВЦ. Правда, премьер-министр объявил неслыханную для нашего времени арендную плату за пользование павильоном — один рубль в год. Надо думать, по дружбе. Чтобы понять, способна ли дружба связать братские народы в рамках отдельно взятой территории, «Итоги» отправились на ВВЦ.

Рублем не отделаешься

Главная выставка страны, ВДНХ долгое время считалась визитной карточкой сверхдержавы. После ее посещения иностранные гости начинали относиться к нам с непреходящим удивлением. Один только павильон «Свиноводство» чего стоил: такие огромные свиньи могли быть только в по-настоящему великой стране. А в павильоне «Космос» можно было руками потрогать то, что выходило на орбиту, и эти экспонаты долгое время оставались одним из самых весомых аргументов в спорах о том, у кого ракеты больше. Но с развалом СССР мериться ракетами перестали, сосредоточившись на земных проблемах. В 1992-м практически все основные павильоны ВДНХ сдали в аренду, и начался полный трамтарарам.

«Будьте осторожны, у нас в павильоне очень много подделок, — предостерегает доверчивых покупателей продавщица палатки с сувенирами. — Продают китайщину под видом чисто русских сувениров. Но у меня все вещи сделаны в России, все настоящее — по бересте китайцы еще не умеют работать». Этот разговор идет не на рынке, а в павильоне «Дом народов России», вход в который украшен вывесками «Распродажа все по 100», «Сотовые телефоны», «Медовуха», «Сумки».

Не лучше выглядят и другие исторические здания, хотя, к слову, почти весь ансамбль ВВЦ находится под охраной государства как памятник истории и культуры. «Здоровье» представляет собой скопление аптечных палаток, в «Радиоэлектронике» — ларьки с цифровой техникой. На павильоне «Украина» и вовсе висит табличка «Временно не работает». В здании «Белоруссии» торгуют товарами самых разных стран, но белорусской продукции тоже немало — тут и одежда, и ткани, и еда местного производства. Приятное исключение составляет разве что «Армения». В центре павильона — уютное кафе, где под тихую музыку можно дегустировать армянские вина и коньяки...

Вообще при таких торговых размахах аренда в рубль кажется фантастикой. Сразу вспоминается, как герой небезызвестной советской комедии надрывался во дворе жилого дома: «Эй, родственник, рупь гони! Мне Афоня рупь должен!» Эта сценка из жизни гармонично вписывалась в условия коммунального единения граждан. Сегодня же, когда на дворе рынок, с дармовой арендой может случиться казус. Понятно, что республики не постоят за ценой, когда речь идет даже о 50 рублях, — согласно задумке павильоны сдадут в долгосрочную аренду на пятьдесят лет. Помимо уже работающих выставочно-коммерческих центров Армении, Киргизии и Белоруссии в ближайшей перспективе планируется открыть павильоны Азербайджана, Казахстана и Туркмении. Только полтинником дело для них не обойдется. Есть в этой дармовщинке подвох.

Начальник управления департамента архитектуры и градостроительного развития ОАО «ГАО ВВЦ» Юлия Богаевская констатирует, что ВВЦ необходима реконструкция: «Поскольку исторические павильоны находятся в федеральной собственности, то по закону деньги на реставрацию должны выделяться из бюджета. На все исторические памятники необходимо 15 миллиардов рублей. Мы обратились в Министерство культуры, но нам ответили, что таких денег у них нет. Только ремонт центрального павильона «Дом народов России» обойдется почти в 1,5 миллиарда».

При таком раскладе реконструкция и реставрация, по всей видимости, лягут на плечи арендаторов. А следить за полученными в аренду памятниками истории и культуры, состояние которых близко к критическому (объекты возведены на ленточных фундаментах), так или иначе придется, закон обязывает. Таким образом, рубль аренды превратится в несколько миллионов рублей, которые арендаторы должны будут потратить на ремонт. Доказательством того, что речь идет не о подарке, стал тот факт, что на следующий день после публичного призыва брать павильоны в аренду российское правительство одобрило проект соглашения о выделении Абхазии помещения площадью около тысячи квадратных метров в павильоне «Химия». По словам одного из сотрудников ВВЦ, республика получит в аренду вместе с павильоном и земельный участок. В качестве ответа на такой «подарок» абхазская сторона обязуется отреставрировать здание. Вопрос — зачем такой подарок нашим соседям? Если получить просто новый торговый павильон — то не слишком ли велика цена? Оправдать такие затраты может только то, что выставка будет наконец реконструирована. План такой переделки зреет уже много лет. Что собираются сделать из ВВЦ, чтобы вернуть ей былую славу ВДНХ?

Осколок от Сколкова

У администрации выставки есть намерение не просто собрать под одной крышей достижения стран СНГ, а сделать из ВВЦ свою «Кремниевую долину». Правда, проскакивает оговорка, что обновленная выставка не станет конкурировать с создающимся инноградом в Сколкове, а лишь дополнит его.

«Концепция сохранения и развития территории ВВЦ сейчас находится в стадии разработки, но уже в следующем году после завершения историко-архитектурных исследований мы собираемся утвердить проект планировки выставочного центра, — рассказывает Юлия Богаевская. — План преобразования рассчитан до 2034 года, но первые результаты можно будет увидеть уже в 2014 году». Администрация ВВЦ не спешит делиться деталями концепции, но в распоряжении «Итогов» оказался один из последних ее вариантов, который будет, видимо, откорректирован, но не принципиально. Идея получила общее название «Парк жизни». Территорию выставки поделят на пять секторов, у каждого будет свое название: Аллея наций, Инновационный кампус, Центр качества жизни, Зона отдыха и Северная территория. Инновационный кампус — то самое второе Сколково. Он, как предполагается, должен стать местом «сосредоточения научной и деловой активности». Во вновь построенном конференц-зале на несколько сотен мест, запланированном под проведение симпозиумов, конференций и семинаров, хотят оборудовать площадку для проведения практических занятий. «Этот плацдарм для научной тусовки сможет объединить не только представителей специализированных направлений или научно-исследовательских институтов, но и перекинет мостик общения от академических научных кругов к студенческим», — рассказал «Итогам» один из авторов проекта. Свое место в этом секторе займут строения, в которых российские и совместные предприятия будут демонстрировать инновационные проекты в области здорового образа жизни. Павильон «Космос» переоборудуют под выставочную площадку, на которой намерены представлять научные ноу-хау стран СНГ. По задумке поблизости расположатся и представительства государств — участников СНГ. В павильоне «Центральный» у фонтана «Дружба народов» согласно проекту разместят постоянно действующую выставку «Российская Федерация сегодня». На 10 тысячах квадратных метров развернут несколько региональных и отраслевых экспозиций. Их суть — показать мощь России.

Пока концепция второго иннограда просматривается сквозь эти планы с трудом. «Конечно, теоретически ВВЦ может стать площадкой для «нового Сколкова», — говорит вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев. — Но нужно ли превращать эту территорию в научный городок? Сейчас ВВЦ по сути представляет собой парк культуры и отдыха, но если превратить его в наукоград, то зону отдыха неминуемо придется сократить». «Тот факт, что администрация ВВЦ активно думает над новой концепцией, очень радует, — добавляет генеральный директор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. — Но делать там второй инноград точно не стоит. Удачная концепция Сколкова и ее активная поддержка властями вовсе не означают, что теперь нам нужно штамповать иннограды». Эксперт, видимо, прав: уставшие от многолетних и постоянно меняющихся планов по реконструкции ВВЦ сотрудники хватаются за соломинку — а ну как удастся сдвинуть дело с места, если закосить под инноград? Что при этом делать с государствами СНГ, приглашенными поучаствовать в судьбе ВВЦ, проектировщики не придумали. Хотя ответ напрашивается сам собой. ВВЦ, он же ВДНХ, исторически является выставкой. И в эту концепцию могут вписаться все имеющиеся компоненты.

Напоказ

По мнению экспертов, если уж и назрела необходимость апгрейда ВВЦ, то логично сделать из этой территории качественно новую выставочную площадку. Ведь современные выставочные технологии способны приносить большие деньги. У ВВЦ есть все шансы выбиться в лидеры этого бизнеса. Во-первых, бренд раскрученный. Во-вторых, никто не отменял фактор удачного местоположения, о котором только во снах могут мечтать выставочники крупных мегаполисов: недалеко от центра, в непосредственной близости от основных автомагистралей, метрополитена и железной дороги. Овчинка стоит выделки.

Известно, что лишь за три первых месяца этого года в Москве прошли несколько десятков выставок разного масштаба. Большая часть площадок для их проведения поделена всего лишь между тремя игроками этого рынка: ВВЦ, «Крокус-Экспо» и «Экспоцентром». По словам экспертов, объем рынка выставочной деятельности в Москве оценивается примерно в 500—700 миллионов долларов. Здесь не только доход от аренды выставочных площадей, монтажа оборудования, рекламы — то есть непосредственно выставочного бизнеса, эта цифра включает в себя и доходы, получаемые за счет инфраструктуры комплекса (гостиницы, рестораны, парковки). При этом доходность увеличивается из года в год вместе с ростом арендных ставок. Сегодня аренда одного квадратного метра выставочного объекта в среднем стоит 8 долларов. Ежегодно цена возрастает на 8—12 процентов. По данным Московской торговой палаты, спрос на качественные экспозиционные площади удовлетворен лишь на 50—60 процентов. Чтобы заполнить пробел, надо создать еще 250—320 тысяч квадратных метров. И тогда на проведении выставок и конгрессов можно будет зарабатывать более миллиарда долларов в год. Способен ли удовлетворить спрос обновленный ВВЦ?

«Исторические павильоны под крупные современные выставки не приспособлены, поэтому фактически они превратятся в музейно-культурные центры, где будут представлены национальные товары, промыслы, рестораны национальной кухни, — говорит Юлия Богаевская, — а для проведения выставок необходимы новые павильоны. На периферийных территориях мы откроем еще 70 тысяч квадратных метров выставочных площадей». Конечно, существуют технологии, позволяющие и из памятника архитектуры сделать современную выставочную площадку, но стоит признать, что ее масштаб будет невелик. Таким образом, фактически речь идет все-таки о создании современного выставочного комплекса, в котором многонациональная компонента, представленная несколькими павильонами, будет лишь служить дополнением к основной концепции. Подтверждением тому служат планы создания новой организационной структуры — «Девелоперской корпорации парка ВВЦ».

Если же на ВВЦ не менять вообще ничего, то примерно через 5—6 лет, по оценкам специалистов, большинство здешних строений придут в негодность. Хотя даже за этот короткий срок здесь можно заработать приличные деньги. Тем, кто сомневается, советуем обратить внимание на итоги проверки ОАО «ГАО ВВЦ» Генпрокуратурой. Проверяющие выяснили, что с 2007 года сумма незаконно полученных ВВЦ арендных платежей без перечислений в федеральный бюджет составила более миллиарда рублей. Этим многое сказано.

Впрочем, есть еще один вариант — сделать из ВВЦ просто парк отдыха, а в павильонах открыть рестораны национальной кухни. Денег на этом тоже можно заработать. Но тогда отпадет необходимость застраивать столь редкий для Москвы прозрачный городской ландшафт, свободный от нагромождения зданий и сохранившийся лишь по счастливой случайности.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера