Архив   Авторы  

В своей тарелке
Общество и наукаExclusive

Почему наши дети с удовольствием едят только то, что вредно?


 

Творожная запеканка, манная каша, тушеные баклажаны, овощной суп, биточки с рисом... Лонг-лист нелюбимых блюд, составленный среднестатистическим российским ребенком, можно при желании продолжить до бесконечности. Проще составить список того, от чего у него трещит за ушами. В тройку фаворитов наверняка войдут пицца, чизбургер и картошка фри. Те самые, которые довели до ожирения 17 процентов американских детей. На минувшей неделе на Всероссийском конгрессе диетологов и нутрициологов было заявлено четко и во всеуслышание: если не объявить войну этому «трехголовому» фастфуду, проблема избыточного веса у наших чад примет размах эпидемии. Влетит это в копеечку. Те же Штаты тратят на борьбу с ожирением 150 миллиардов долларов в год, а ощутимых успехов ожидают лишь к 2030 году. В помощь может прийти движение слоуфуд, которое из модных ресторанов сегодня перекочевывает на обычные кухни.

Береги вкус смолоду

...«Неалкогольная жировая болезнь печени, поликистоз яичников, метаболический синдром, артериальная гипертензия, артроз, повышенный риск развития бронхиальной астмы, псевдоопухоль мозга — практически нет систем в нашем организме, которые бы не затрагивало развитие этой болезни», — рассказывает о последствиях детского ожирения доктор медицинских наук гастроэнтеролог Татьяна Строкова. Медицинская статистика безжалостна: два человека из трех, страдавших от ожирения в детстве, обречены на проблемы с лишним весом и в зрелом возрасте. А еще такие люди меньше живут лет на пять как минимум.

В США и Европе причину ожирения давно определили — фастфуд, который будто одним своим видом парализует и гипнотизирует неокрепшие детские умы. «Дети легко поддаются влиянию, и подсадить их на ту или иную еду с помощью усилителей вкуса очень просто», — сетует психолог-консультант по детской и подростковой психологии Гюзель Ферцер. А усилители вкуса как раз активно используются в фастфуде и воздействуют, как считают некоторые физиологи, прямиком на мозг человека.

Самый радикальный рецепт таков: безапелляционно лишив ребенка гамбургеров и чипсов, формировать у него «фуд-фобии» на определенные виды продуктов. А параллельно кормить чадо правильной пищей, подавая ему в том пример. «Если мама с папой вечером под пиво едят чипсы, то ребенок вряд ли поверит им, что это вредно, — говорит ведущая программы «Едим дома», автор книги «Детское питание от рождения и старше» Юлия Высоцкая. — Культура питания должна начинаться дома. Просто читать нотации или пускаться в пространные объяснения бесполезно. Маленький ребенок это просто не поймет, а тот, что постарше, взбунтуется из чувства противоречия».

Эту неоспоримую мысль взрослые, увы, часто толкуют по-своему, заменяя покупной фастфуд домашним. Макароны с большим количеством сыра, пельмени с майонезом, жареная курица — классические блюда на скорую руку, которые хоть и любимы ребенком, но при постоянном потреблении здоровья не прибавляют. Беда, уверены диетологи, заключается в том, что взрослые сами не знают, как подступиться к этой самой здоровой пище. Тут-то детям и их родителям и может прийти на подмогу слоуфуд. В партизанскую борьбу с бигмачными и прочими кафе быстрого обслуживания рестораторы, мелкие фермеры, хозяева семейных магазинчиков с эксклюзивными продуктами вступили еще в 90-е годы. Их ответом крупным корпорациям с типовым набором продуктов стали блюда с «многослойной» рецептурой, большим количеством ингредиентов — желательно местных, с щадящими способами обработки. Готовить надо с чувством, с толком, с расстановкой. Есть тоже. Получалось вкусно, полезно и, конечно, недешево. Практически та же высокая кухня, просто поданная под другим углом. Однако теперь оказалось, что все эти принципы прекрасно подходят для воспитания вдумчивых едоков.

Готовим дома

Что видит ребенок, когда смотрит на гамбургер? Там все ясно, как в комиксах, — румяная булка, зеленый листик, тоненькая котлетка, красивая упаковка плюс игрушка в подарок... А когда видит какое-нибудь блюдо из полезного меню? «Борщ? Баланда из склизких овощей. Омлет? Неаппетитное месиво с неприятным запахом. Каша? Клейстер с отвратительной молочной пенкой». Такой малосъедобной субстанцией представляется ребенку масса привычных нам блюд, а значит, он даже не станет их пробовать. Советские диетологи предлагали в этом случае маскировать незнакомые или нелюбимые продукты под знакомые — например, делать морковные котлеты или по чуть-чуть добавлять брокколи в картофельное пюре. А можно, как советует движение слоуфуд, поговорить начистоту, не просто выставляя перед отпрыском тарелку с кушаньем, а объясняя, что он, собственно, ест.

Стремление удовлетворить гастрономическое любопытство ребенка — сегодня повсеместная мода. «У нас после занятий дети начинают есть сельдерей», — смеется директор кулинарной школы-студии «ГастрономЪ» Виктория Комарова. Учитывая, что этот продукт наравне со шпинатом и баклажанами входит в черный список у большинства детей, — достижение серьезное. «Наши мастер-классы опираются на принципы движения слоуфуд, — продолжает Виктория Комарова, — никакой спешки в приготовлении и употреблении еды. Главное — увлечь ребенка, превратить урок в игру, тогда сразу будет виден эффект. Большинство мастер-классов пляшет от выпечки. Ее и готовить проще, и ребенок увлекается, получая возможность вылепить что-то из теста». Это тот случай, когда срабатывают принципы, которые пригодятся в дальнейшем гастрономическом просвещении. «Когда ребенок непосредственно участвует в приготовлении пищи, он готов съесть ее, даже если результат оказался не самым удачным», — говорит генеральный директор Петербургской школы метрдотелей и официантов Ксения Кевля. Ксения обращает внимание на еще один занятный факт — обязательным атрибутом финальных пиршеств становится полная сервировка стола со всеми ножами-вилками. В такой атмосфере даже тушеные овощи или дежурный яблочный пирог обретают свою магию.

Вообще же мастер-классы для детей в ассортименте различных кулинарных школ появились не так давно. Спрос, объясняют, создали мамы, которые сами хотели научиться готовить что-то особенное, а заодно приобщить к нормальной еде своих детей. Кулинарное образование ребенка — удовольствие недешевое (за мастер-класс придется выложить от 1000 до 1500 рублей). Однако никто не мешает устроить такое кулинарное реалити-шоу дома. Начать его и вовсе можно с овощного рынка, рассказать, что картошка картошке рознь. А далее весь процесс с подробным объяснением, а в качестве кульминации сам обед из трех блюд с красивой подачей. Конечно, приготовление обеда в этом случае может растянуться на полдня: для загруженных будней ситуация малоосуществимая, а для выходных — не самая худшая альтернатива кино с попкорном или походу в какую-нибудь «бигмачную». Хотя и туда иногда надо ходить, чтобы не создавать эффект «запретного плода», считает Гюзель Ферцер, просто обставлять такой поход как праздник не стоит. А вот в ресторан высокой кухни можно ходить со всеми церемониями — пусть это будет круто или очень круто.

Тогда, возможно, с надвигающейся «жирной» проблемой удалось бы справиться и малыми силами. А следующее поколение не противопоставляло бы понятия «вкусная» и «полезная» и воспринимало слоган «ты просто не умеешь их готовить» как призыв к действию.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера