Архив   Авторы  
Дорожная сеть Москвы для нормального функционирования должна быть увеличена минимум вдвое

Аки посуху
Общество и наукаExclusive

Как за четыре года решить проблему московских пробок

 

«Спорим, что новый мэр столицы в ближайшие годы не сможет одолеть проблему пробок?» — такое пари в последние несколько месяцев заключается чаще других. В самом деле, как не поспорить, если причинами автомобильных пробок специалисты называют слабое развитие дорожной сети и критическую нехватку парковочных мест, которые на раз-два не построишь. Судите сами. Сегодня проезжая часть столичных дорог, по самым оптимистичным подсчетам, занимает 11,2 процента от всей территории города, а должна достигать как минимум 26 процентов. И если бы было где эти недостающие километры проложить — проложили бы...

Но застройка в городе столь плотная, что для разрешения ситуации нужно придумать некое оригинальное решение — хотя бы для самых перегруженных улиц и магистралей. Его нашел академик Российской академии транспорта (РАТ), доктор технических наук Аслан Закураев, представивший свой проект в конце декабря в столичной мэрии. Он предлагает возводить двухуровневые магистрали над железнодорожными путями, которые пронизывают всю Москву.

В принципе сама идея использовать пространство над рельсами не нова. Но все прежние предложения упирались в технологические сложности. Ведь сегодня строить громоздкие эстакады над путями категорически запрещено из-за нагрузок на грунт железнодорожного полотна. Один километр эстакады имеет массу 600—700 тысяч тонн. При таком весе по существующим строительным нормам нужно отливать массивный фундамент, что в случае с железными дорогами невозможно. Кроме того, территория под обычными навесными дорогами должна быть свободной, так как автомобили при движении создают сильную вибрацию. Академик РАТ Закураев предлагает поступить иначе и строить скоростные двухуровневые магистрали из облегченных модульно-металлических конструкций в сочетании с композитными материалами. Модули на место строительства можно доставлять уже в готовом виде и устанавливать на унифицированные фундаменты, просто соединяя фрагменты, как гигантский конструктор.

«Эстакады, — рассказал проектировщик «Итогам», — будут представлять собой вантовую конструкцию с арками в форме дуг. Между железными опорами помимо балок нужно дополнительно натянуть тросы из композитных материалов, которые поддержат и дорожное полотно. По моим расчетам, благодаря конструктивным особенностям и применению новых материалов один километр эстакады будет весить всего 6,5 тысячи тонн». Нижняя часть конструкции возвысится над железной дорогой на 8,5 метра, а общая высота составит 36 метров. Над эстакадой возведут крышу из прозрачного шумоизоляционного композитного материала, который защитит трассу от осадков и ветра. На проезжей части такой магистрали предусмотрено по две полосы для движения в каждую сторону. Плюс третья, крайняя правая полоса будет служить исключительно для парковки машин.

В проекте продумана и общая схема организации движения в городе. Современные шестиполосные дороги будут расходиться в сторону области от всех девяти вокзалов, расположенных преимущественно в районе Садового кольца. Таким образом, Москва сразу же обретет девять (по количеству железнодорожных направлений) дополнительных радиальных магистралей с бессветофорным и непересекаемым движением, которые закончатся как минимум у Московской кольцевой автодороги, а в будущем могут быть выведены и за ее пределы в область».

Чтобы не загружать центр, первые съезды с эстакад предлагается оборудовать не ближе, чем 2,5 километра от вокзалов. Далее предусмотрена распределительная система движения за пределами Третьего и Четвертого транспортных колец. Пандусные съезды на улицы города по мере необходимости могут быть устроены примерно через каждые 500—800 метров. А ближе к спальным районам города планируется оборудовать U-образные ответвления-развязки. По проекту они могут обустраиваться и над уже существующими городскими улицами.

По расчетам Закураева, за три-четыре года в Москве можно ввести дополнительно 840 километров скоростных дорог, доведя плотность магистральной сети до приемлемых 26 процентов. Количество стояночных мест при этом, по предварительным расчетам, вырастет на миллион, что если не полностью, то существенно поможет разрешить проблему нехватки парковок.

Расчетная стоимость эстакады составит 9,5 миллиона долларов за километр, что даже ниже цены обычной дороги — около 12,8 миллиона. В итоге если город компенсирует недостачу дорог, пойдя путем, предложенным Асланом Закураевым, то сможет сэкономить на их строительстве около 2,8 миллиарда долларов.

Но это лишь часть альтернативного дорожного плана. Параллельно ученый предлагает строить модульные понтонные дороги на основных водных артериях города. Так, вдоль берегов Москва-реки предлагается установить специальные понтоны из композитных материалов. На таких конструкциях тоже можно разместить двухъярусные магистрали — по первому уровню будут ездить легковые автомобили и общественный транспорт (причем на каждом берегу — в одну сторону), а на втором уровне предлагается обустроить пешеходную зону и велосипедные дорожки. Таким образом, жители смогут по-прежнему гулять по набережным, наслаждаясь видами, а автомобилисты из-за отсутствия светофоров будут намного быстрее пересекать Москву, скажем, с севера на юго-восток. Так, из аэропорта Шереметьево, мимо которого проходит канал имени Москвы, по расчетам, до центра станет возможным добраться на машине за 35 минут.

Движению кораблей модульно-понтонные дороги не помешают, потому что будут не шире установленных сегодня на реке дебаркадеров с гостиницами и ресторанами. Соединить с улицами города такие дороги можно при помощи мостов и пандусных съездов. Цена вопроса тоже известна: километр понтонной дороги обойдется даже дешевле, чем эстакады, — в 4,5 миллиона долларов.

Аслан Закураев, разработав единую концепцию по изменению дорожной обстановки в Москве, отмечает, что его технология в принципе может подойти для каждого города, который испытывает проблемы с пробками и парковочными местами, — будь то Сочи, Тюмень или Санкт-Петербург. Идея заманчивая, особенно с учетом того, что альтернативного варианта довести протяженность дорожной сети в той же Москве до необходимого уровня пока нет.

Однако в этом варианте есть и существенный недостаток — полное отсутствие практического мирового опыта. Коллеги Закураева пока осторожно относятся к этому проекту, отмечая как достоинства, так и его узкие места. К примеру, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Мосты и транспортные сооружения» Саратовского государственного технического университета Игорь Овчинников считает, что «еще многое, касающееся применения композитных материалов в транспортном строительстве, не исследовано. Безусловно, конструкции из композитов будут легче, но они же и менее жесткие, тем более что вес действующей на них полезной нагрузки не уменьшится. К примеру, припаркованные автомобили могут создать опасную несимметричную нагрузку подвешенных пролетных строений». А генеральный директор ОАО «Мосгипротранс» Владимир Скорняков, в целом положительно отнесшийся к необычному проекту, справедливо замечает, что «Москва не везде одинакова, и в некоторых местах, чтобы разрешить проблему пробок, все равно придется уводить транспортный поток в подземные туннели или пускать по земле».

Власти, впрочем, как и железнодорожники с речниками, предложенный альтернативный проект пока никак не комментируют. Наверное, не могут прийти в себя от удивления.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера