Архив   Авторы  
Реклама "Кода да Винчи" в Нью-Йорке

Ищите женщину
Общество и наукаПрофиль

15 сентября выходит в свет пятая книга Дэна Брауна. Никто не сомневается, что новый роман "Утраченный символ" станет бестселлером. Там снова будут шифровки, разоблачения и тайны. Однако главная загадка в этой истории - сам Дэн Браун



 

Странно подумать, что чуть больше десяти лет назад писателя с таким именем вообще не существовало. Первой возникла писательница Даниэла Браун, а сменивший ее Дэн Браун несколько лет прозябал в безвестности. Подлинное рождение этого автора произошло в 2003 году, когда "Код да Винчи" взорвал мировой книжный рынок.

Мировая расшифровка

Никто не сомневается, что новый роман "Утраченный символ" станет бестселлером: первый тираж запланирован сразу в пяти миллионах экземпляров. Говорят, что это число за последнее время дошло до шести с половиной миллионов и, по некоторым данным, даже больше. Однако, возможно, и этого будет мало, поскольку еще не вышедшая книга уже добралась до второго места в топ-10 интернет-магазина Amazon.com. А чего же иного ожидать от романа, рекламная кампания которого началась несколько лет назад, когда в американском и британском переизданиях предыдущего сочинения Брауна "Код да Винчи" на суперобложке появились Капитолий, масонские символы и знаменитая скульптура Джеймса Сэнборна "Криптос", установленная перед входом в штаб-квартиру ЦРУ. Фанаты Брауна тут же приняли разгадывать шифровку и даже выкладывали в Сеть якобы разгаданный сюжет книги, которую автор намеревался назвать "Ключ Соломона". Впрочем, в каком бы секрете ни держались сюжетные линии, утечка все же произошла.

Конечно, о том, что это будут очередные криптологические приключения профессора кислых щей и по совместительству авантюриста-мачо Роберта Лэнгдона, догадаться нетрудно. Он раскроет страшную тайну недолгой американской истории - Джордж Вашингтон, один из отцов-основателей государства, оказывается, был на грани предательства во время Войны за независимость и вел переговоры с Британской империей. Но кроме этого он был масоном, как и все его окружение. Свое признание перед смертью Вашингтон зашифровал масонскими символами. Спустя столетия в его усадьбе был обнаружен сундук с документами - и понеслось. Американская столица оказывается покрыта знаками братства вольных каменщиков, как татуировками. Ну и можно предположить, что по ходу погонь и разоблачений разгадывается та четвертинка надписи на "Криптосе", которая до сих пор оставалась нерасшифрованной. Чтобы узнать подробности этакой ерунды, миллионы людей уже фактически стоят в очереди, переминаясь с ноги на ногу и посматривая на часы.

Однако Брауну теперь и целого мира мало. Он и его издатели так уверены в успехе нового опуса, что пошли на революционный эксперимент. "Утраченный символ" впервые появится сразу в двух версиях - бумажной и электронной. Некоторые аналитики предполагают, что такая параллельная онлайн-публикация может даже ознаменовать закат эры бумажных изданий. Но Дэн Браун не боится соревноваться сам с собой на бумаге и экране компьютера. Для подростков, которые являются основными потребителями такого чтива, разница между 39,9 долларами за книгу в переплете и 9,99 - за электронную версию существенна. К тому же в продвижении книги издатели используют новые маркетинговые технологии. Поклонники Брауна могут искать в Интернете зашифрованные отрывки из текста, головоломки, документы, карты и прочие "сопутствующие товары", которые разбросаны в социальных сетях Facebook и Twitter. Но наверняка многие скупиться не будут: их интересует книга в обложке, с которой они сразу станут в другую очередь - за автографом автора.

Улыбка Леонардо

Конечно, всему виной "Код да Винчи", который в 2003 году взорвал рынок поп-литературы. Мало кому известный бывший учитель младших классов, песенник-неудачник и создатель малотиражных книг в мягких обложках вдруг стал "тем самым Дэном Брауном". "Код" принес на счет автора несколько сотен миллионов долларов (продажи продолжаются), был успешно экранизирован и вытащил в бестселлеры на себе, как паровоз, предыдущие творения Брауна - "Цифровую крепость", "Ангелов и демонов" (тоже поспешно экранизированных) и "Точку обмана". Хотя до массовой истерии по поводу "тайн", раскрытых в "Коде", эти книжки не пользовались читательским успехом и застыли где-то на тираже 10 тысяч экземпляров, но теперь в них обнаружились скрытые ранее достоинства. Недавний нищеброд Браун даже потеснил в списках "Форбс" другую бывшую училку - сказочницу-миллионершу Джоан Ролинг. Что касается популярности в массмедиа, то они поделили сферы: если в Интернете больше любят "маму Гарри Поттера", то в прессе и на ТВ - автора "Кода да Винчи".

Странно, что многие неглупые люди по-прежнему продолжают недоумевать, что же так способствовало успеху этой книги. Ну, скажем, обложка - это уже полдела. А там была изображена Мона Лиза, улыбка которой давно стала разменной монетой и украшает кучу дешевого барахла - майки, сумки, сувениры. Это уже народный лейбл, знак распахнутых всем навстречу тайн культуры, которыми можно овладеть за пятачок. К чему, собственно, и призывали анонсы "Кода". Но важнее другое. В свое время уж слишком сильно качнулся в сторону макулатурных жанров "Маятник Фуко" Умберто Эко, профессора семиотики, успешно согрешившего с масскультом и создавшего рецепт современного криптологического детектива. Криминальный сюжет, основанный на разгадке какой-то тайны, должен включать вымысел, переплетенный с историческими анекдотами, поданными как открытие, фрагменты архивных документов, объявленными судьбоносными шифровками, и для пущей важности нудные кусочки научных диссертаций, превращенные в поучительные монологи. В общем, махровый постмодернизм, и все дела. Кроме того, Эко сделал и другую важную вещь для популяризации жанра - он всегда придавал огромное значение пиару. Последователей у него было немало, пожалуй, по всему миру наберется целая армия. Есть среди них талантливые люди вроде испанского журналиста Артуро Переса-Реверте с его "Клубом Дюма" или Нила Стивенсона с "Криптономиконом", а есть подлинные графоманы. Они-то и превратили эти забавные игры в пляжное чтение, которое оставляют после отпуска в лобби отеля.

Бедный Леонардо да Винчи со своими загадками творчества, шифрованным письмом и кучей изобретений оказался золотой жилой для этих подельщиков. Им воспользовался и Дэн Браун для придания весомости "открытию", что Иисус был женат, а церковь этот факт сокрыла. Еще в свой не слишком толстый роман автор смёл немало всяческого научпопа и, говоря современным языком, нон-фикшн. А действие построил по проверенным лекалам, соединив в одном сюжете Индиану Джонса и Лару Крофт. Отказать Дэну Брауну в том, что он хорошо умеет подцепить публику на крючок, невозможно. Однако, похоже, это не его заслуга.

Дэн или Даниэла?

В принципе биография Брауна тоже годится для расшифровки, как и его романы. И главным кодом в ней будет Блис Браун, в девичестве Ньюлон. Эти двое людей, судя по всему, не просто были созданы друг для друга, но как бы и не существовали, пока не встретились. Отыскивая чрезвычайно скупые и в чем-то фальшивые сведения о жизни обоих, поневоле начинаешь размышлять о каких-то пошлейших "вторых половинках", нашедших друг друга в 1991 году. Дэну тогда было 27 лет, а Блис 39.

Он прожил большую часть своей жизни в маленьком штате Нью-Гэмпшир, в той части Америки, которая называется Новой Англией. Места эти славятся хорошими учебными заведениями. Вот и отец Дэна Брауна, математик с научными работами, преподавал в одной из самых дорогих и престижных частных школ в городке Эксетер. А еще он оказывал услуги национальным спецслужбам по части криптографии, то есть в шифровке информации и создании новых кодов и ключей. Дэн Браун детство провел в замкнутом мире школьного городка. Потом он поступил в Армхерст - тоже частный и тоже престижный колледж, где и получил диплом преподавателя английского и испанского языков. Сейчас он утверждает, что провел год на стажировке в Испании, в университете Севильи. Однако грубейшие ошибки в описании испанского города в "Цифровой крепости" заставляют в этом серьезно сомневаться. Впрочем, и сейчас, когда Браун имеет возможность много и с комфортом путешествовать, в его книгах достаточно ляпов.

Вообще-то в юности он мечтал стать поп-певцом. Ради этого и отправился после колледжа в Калифорнию - чтобы быть поближе к шоу-индустрии. Работая учителем в какой-то захудалой школе, Дэн Браун пошел на курсы при Национальной академии авторов песен. Там он и встретил женщину, готовую сделать из замухрышки с амбициями писателя с мировым именем.

Официальная биография этой женщины не блещет подробностями. Сегодня Блис Ньюлон-Браун представляется историком искусства и художником. На волне успеха мужниных романов у нее даже вышла своя книжка с картинками "Тупые истории" и довольно бодро продается. Но какая альма-матер ее выучила и куда судьба направляла до встречи с Дэном, выяснить не удалось даже дотошным американским журналюгам. Неужели так и работала полжизни в этой странной Академии авторов песен? Не сумев протолкнуть Дэна Брауна в звезды эстрады, Блис предложила взять тайм-аут и сменить пластинку. Они поехали в родной для Дэна Нью-Гэмпшир. Он снова стал учителем, а она придумала ему писательскую карьеру. Начали с мусорной книжульки "187 мужчин, которых следует избегать", подписанной псевдонимом Даниэла Браун. Из чего следует, что писали вместе. Блис под это дело завела отношения с издательствами, изучила спрос, вспомнила о том, что папа Дэна криптограф и может подбросить фактурки. И наладила бизнес как хорошая хозяйка. Первые блины вышли комом, но благодаря им они набили руку.

Поле чудес

Сегодня пара не скрывает, что это Блис выискивает, перемалывая сотни книг и интернет-ресурсов, всякие "вкусные" сведения, из которых можно лепить бодрые сюжеты. Но и без признаний именно это первым делом приходит на ум, когда читаешь унылые, полные общих мест интервью "великого писателя" Дэна Брауна, в которых он, впрочем, неизменно отдает дань жене - музе и агенту-толкачу. В сущности, ей бы и следовало быть соответчицей по всем судебным искам, которые обрушились на Брауна после выхода "Кода да Винчи". Воровала кусками из научно-популярной книжки про Святой Грааль жена, а даже не потрудился переписать эти куски муж. Одна сатана, в общем. Но есть и более крамольные мысли. Не исключено, что писательский проект "Дэн Браун" в гораздо большей степени принадлежит перу Блис Браун, чем Дэну Брауну. Странно же, что писатель, который начал свою карьеру всего 11 лет назад, уже успел пережить несколько творческих кризисов и даже долго лечился у психотерапевта от так называемого писательского запора - неспособности сочинять. Причем способ лечения был избран весьма экстремальный: Браун висел часами вниз головой, как Буратино, из которого лиса Алиса и кот Базилио хотели вытряхнуть деньги. Впрочем, как бы там ни было, но денежки посыпались и принесли на Поле чудес в Стране дураков богатый урожай. Именно это и раздражает больше, чем все глупости и нестыковки в сюжетах. Почему другой, точно такой же масскультовый автор пролетел мимо славы и кассы, а этот попал в яблочко - непорядок. Но у судьбы свои приоритеты. Видимо, она вчитывается не в книжки Дэна Брауна, а в ведомые ей одной скрижали.

С другой стороны, нет ничего странного в том, что вокруг новой книги Дэна Брауна такая шумиха. Людям, замученным унылой предсказуемостью расписанного на годы вперед бытия, очень хочется иногда попасть в другой, полный приключений мир. Не в Страну дураков - а в Страну чудес. Там, где за пять минут тебе прочтут университетский курс истории и раскроют вековые тайны. Да, это не литература, а хорошо просчитанный бизнес-проект. Но на его счету есть по крайней мере один ловкий и провокативный, хотя и очень нелепый по части религиоведения и истории роман. Цифры упрямая вещь - 81 миллион проданных экземпляров книги "Код да Винчи", переведенной на полсотни языков мира, чего-нибудь да стоит. А есть еще и куча книг, не только разоблачающих этот роман, но и паразитирующих на нем. Есть едкие статьи ученых специалистов. Документальные фильмы, "взламывающие "Код да Винчи". Есть несколько безуспешных исков о плагиате, во время разбора которых даже лондонский судья Питер Смит, включившись в игру, ввел в текст своего вердикта зашифрованное послание. А еще снят крайне успешный фильм "Код да Винчи", премьера которого состоялась не где-нибудь, а на Каннском фестивале. Он собрал в мировом прокате 758 миллионов долларов - и это не считая выпуска DVD. Дэн Браун, конечно, не большой писатель, но сегодня он сам по себе франшиза. Так что пора бы на его счет расслабиться и получать удовольствие. Или не обращать на него внимания.

Книжная полка

Топ-десятка

Любимые книги Дэна Брауна и его комментарии к ним:
 

  1. "О мышах и людях" Джона Стейнбека. "Просто, напряженно и горько. Кроме того, первый абзац каждой главы - мастер-класс очень живого описания".

    "Гедель, Эшер, Бах" Дагласа Хофштадтера. "Три процента, которые я понял, просто замечательны".

  2. "Каин и Авель" Джеффри Арчера. "Меня поразило, как мастерски Арчер оперирует долгими временными дистанциями, не теряя нарративного пульса. Вражда между ближайшими родственниками - история на все времена".
  3. "Сливовый остров" Нельсона Демилля. "Он остается мастером содержательности, едкого юмора и объективного стиля".
  4. Серия "Идентификация Борна" Роберта Ладлэма. "Ранние книги Ладлэма сложны, умны, их сюжеты мчатся вперед со скоростью молнии. Этой серии я обязан интересу к жанру крупномасштабных международных триллеров".
  5. "Много шума из ничего" Уильяма Шекспира. "Я не понимал, насколько уморительна эта пьеса, пока не стал преподавать английский язык и рассказывать о ней своим ученикам. Нигде больше нет столь блистательно умных диалогов".
  6. "Игра слов: амбиграммы и отражения искусства амбиграмм" Джона Лэнгдона. "Художник и философ Джон Лэнгдон - один из наших истинных гениев. Его книга поменяла мои представления о симметрии, символах и искусстве".
  7. "Коды, шифры и другие тайные коммуникации" Фреда Риксона. "Феноменальная энциклопедия искусства, науки, истории и философии криптологии".
  8. "Дворец загадок" Джеймса Бэмфорда. "Давно изданная, но и сегодня одна из самых захватывающих книг, показывающая изнутри мир самого главного разведывательного ведомства Америки".
  9. "Элементы стиля" Странка и Уайта. "Кто способен помнить все правила грамматики и пунктуации?"

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера