Архив   Авторы  
Участники соглашения по Volvo пока всем довольны. Слева направо: Ли Шуфу, министр промышленных предприятий и энергетики Швеции Мод Улофссон, главный исполнительный директор Volvo Cars Стефан Оделл

Автовладелец
Общество и наукаПрофиль

Как сыну безвестного китайского крестьянина удалось дотянуться до одной из жемчужин в короне мирового автопрома


 

Малоизвестный китаец вот-вот совершит то, что не удалось мощному российскому Сбербанку - отхватить изрядный кус мирового автопрома. Председатель совета директоров китайской компании Zhejiang Geely Automobile 47-летний Ли Шуфу 28 марта в Гетеборге подписал соглашение с Ford Motor о приобретении легкового подразделения концерна Volvo - Volvo Cars. Впрочем, еще не вечер. Сделка должна быть окончательно оформлена только летом - осенью этого года. И от неожиданностей, как и в ситуации с Opel, никто не застрахован. Любопытно другое - как сыну безвестного китайского крестьянина удалось дотянуться до одной из жемчужин в короне мирового автопрома.

Крестьянский сын

Условия, прописанные в контракте по приобретению Volvo Cars, заставили весь мир восхититься талантами китайского миллиардера. В 1999 году Ford купил шведскую компанию за 6,45 миллиарда долларов. Китайский магнат заплатит за нее меньше двух миллиардов! При этом большая часть средств, по словам вице-президента американской компании Льюиса Бута, пойдет на погашение долгов Volvo Cars, оплату пенсионных обязательств и так далее. То есть если сделка будет окончательно закрыта, то Ford, как считают эксперты, практически подарит Ли Шуфу всемирно знаменитый автомобильный бренд. Не чудо ли это? История Ли Шуфу заставит поверить и не в такие чудеса.

Родился Ли в крестьянской семье в окрестностях Ханчжоу, отмеченного на туристических картах как один из красивейших городов КНР. Но карьера гида не прельщала молодого человека, получившего тогда лишь начальное образование. Его юность совпала с началом реформ Дэн Сяопина, чей лозунг "Обогащайтесь!" пришелся по душе Ли Шуфу. Парня всегда интересовали технические новинки.

Сначала он увлекся фотоделом. Купив на родительские деньги подержанный фотоаппарат, Ли организовал в родной деревне кустарную фотостудию. Затем начал ковыряться в старых бытовых приборах, извлекая из них драгметаллы и продавая перекупщикам. Вскоре он понял, что золото прибыльнее впаивать в детали, чем выковыривать, - наш герой замыслил наладить производство холодильников и запчастей к ним. Взяв у отца "кредит" в 2 тысячи юаней (менее 300 долларов) и добавив чуток своих накоплений, Ли организует кустарное производство. Свою компанию он назвал Geely, что в переводе с китайского означает: "Пожелать удачи". Тут-то и сформировался его фирменный бизнес-стиль, которому Ли остается верен до сих пор.

В своем первом бизнесе предприниматель не заморачивался изобретением новых технологий или скупкой патентов. Ли по мере сил копировал холодильники известных производителей и продавал свой товар, прежде всего на экспорт, по демпинговым ценам. Дело процветало. Но в 1989 году, на его беду, китайские власти по требованию ВТО ввели драконовские меры по регулированию рынка холодильного оборудования. Только тщательно отобранным предприятиям было разрешено экспортировать за океан свою продукцию. Понятно, что заводик Ли Шуфу в этот перечень не попал. Пришлось ему расстаться с "индустрией холода". И надо признать, без всякого сожаления.

Неудача нисколько не охладила пыла китайца. В 1992 году Geely начинает ввозить в Поднебесную комплектующие для американских и японских мотоциклов. А в 1994 году компания приступила к сборке собственных двухколесных средств передвижения. Схема производства была все та же - скопировать и произвести. К 1996 году Geely выпустила более 200 тысяч мотоциклов и мотороллеров.

Ли, наверное, и дальше бы заваливал рынок своей нехитрой продукцией, если бы снова не вмешались власти, в борьбе за качество и авторские права добравшиеся и до мототехники. Но на этот раз Ли Шуфу был готов к превратностям судьбы. Не долго думая, он купил в своем родном Ханчжоу компанию по производству мотоциклов, находящуюся на грани банкротства. Главным ее достоинством было то, что она принадлежала государству. И тут двери на Запад перед Geely распахнулись настежь!

Компания Ли начала экспортировать мотоциклы в 22 страны, включая США, Германию и Италию. Вскоре Geely становится четвертой по оборотам частной компанией в КНР. Именно в это время Ли озвучил секрет своего успеха в бизнесе: "Если вы от чего-то легко отказались, то знайте - вы никогда не добьетесь победы".

Для Ли Шуфу настало время перейти к делу всей своей жизни - созданию автомобильной империи...

Китайское чудо

Все началось с того, что Ли вызвал к себе трех инженеров, которые ранее, до прихода в Geely, работали на автомобильных заводах, и предложил им воплотить в жизнь идею Генри Форда - создать для Китая массовую дешевую машину. Разговора не получилось - инженеры принялись убеждать бизнесмена в бесперспективности его затеи. К кому бы Ли ни обращался за помощью - его задумку высмеивали. Ну не было в Китае собственных автомобильных технологий, производственной базы и квалифицированных кадров! Но не зря из всех талантов Ли Шуфу более всего ценит упорство. Как-то в 1997 году один приятель поведал ему, что в уезде Дэян (провинция Сычуань) имеется небольшой автомобильный заводик, производящий малолитражки мизерными партиями. Год спустя Ли приобрел все разработки этого предприятия и наладил производство целой линейки дешевых авто, которые до 2006 года выпускались под маркой Haoging. По существу все они являлись модифицированными копиями японской Daihatsu Charade.

Японцы попытались было пристыдить бизнесмена за бессовестную кражу и даже пригрозили подать в суд, но угрозы так и остались угрозами. На помощь Ли пришли власти КНР. В 2001 году Geely начала работать в рамках правительственной программы "Качественная продукция по умеренной цене".

Что касается качества, то здесь оставались вопросы. По отзывам специалистов, продукция Geely, прозванная в народе "четырехколесным пылесосом", имела немало нареканий и по исполнению, и по безопасности. Но все эти претензии меркли по сравнению с ценой. В Китае автомобили Geely расходятся как баоцзэ (пампушки, приготовленные на пару) по цене не более 40 тысяч юаней (около 5860 долларов). Недаром Китай, несмотря на кризис, вышел по итогам 2009 года на первое место в мире по продажам автомобилей.

Впрочем, ревнители авторских прав не оставляли Ли Шуфу в покое. В 2007 году Geely обвинили в том, что ее первоначальный логотип сильно смахивал на тот, что красуется на чешских автомобилях Skoda. Китайский автопроизводитель объявил конкурс на новую эмблему, которая должна вызывать "ассоциации с престижем, аристократизмом, практичностью", а также воплощать "китайскую национальную гордость". Победителю конкурса руководство Geely обещало выдать премию в размере 3,6 миллиона юаней (около 520 тысяч долларов). В итоге новый логотип у Geely появился. Но победитель конкурса, судя по всему, обещанных денег не получил, поскольку корпорация Toyota подала на Geely в пекинский суд. Японцам показалось, что новая эмблема на сей раз здорово смахивает на их культовый логотип. Но и тут Ли Шуфу отделался легким испугом. Китайский народный суд отверг все претензии японцев. Да и как иначе, если отечественный автопроизводитель открыл для родной страны перспективы, от которых просто дух захватывает.

Большой скачок

"Скоро наши автомобили будут повсюду, как китайские зажигалки", - заявил как-то Ли Шуфу, пообещав к 2015 году выпускать по два миллиона машин в год. И это при том, что в 2007 году его компания произвела около 210 тысяч легковушек, а ее годовой оборот составлял лишь полтора миллиарда долларов, что в четыре раза меньше, чем у "АВТОВАЗа", и в двадцать раз меньше, чем, к примеру, у концерна Mazda. Техническое оснащение предприятий холдинга Ли Шуфу также не назовешь инновационным. Автоматизация практически нулевая - рабочие сами таскают и кладут заготовки под пресс... Кстати, летом 2007 года Ли Шуфу предпринял попытку завоевания российского рынка. На предприятии "АМУР" в Новоуральске было налажено производство модели Otaka разработки компании Geely. Ее продавали за 10 тысяч долларов. Но вскоре деятельность ЗАО "Автомобили и моторы Урала" была приостановлена. Официальная версия - из-за кризиса.

В 2004 году компания Ли Шуфу вышла на IPO. А уже в мае 2005 года прошла листинг на Гонконгской фондовой бирже. Осенью прошлого года американский инвестбанк Goldman Sachs инвестировал в Geely 334 миллиона долларов, что стало своеобразным признанием глобального потенциала компании.

И все же возникает вопрос: откуда у Ли Шуфу взялись деньги на покупку Volvo? Ведь, если верить последним открытым данным, которые предоставила его компания, общая сумма активов Geely составляет 20 миллиардов юаней (около 2,9 миллиарда долларов). Очевидно, что, несмотря на всю амбициозность Ли Шуфу, он не имеет достаточно свободных средств, чтобы поглотить, а в дальнейшем и содержать Volvo Cars без посторонней помощи. И это при том, что ряд куда более известных китайских компаний лезли из кожи вон, чтобы приобрести активы, которые американские автопроизводители выставляли на продажу в период кризиса. А тут вдруг Geely взяла и сорвала банк!

Говорят, что на помощь "китайскому Генри Форду" пришло руководство КНР. Во всяком случае накануне "сделки века" Ли Шуфу принял нынешний китайский кормчий Ху Цзиньтао. Ли поведал лидеру Поднебесной о своих стратегических планах по завоеванию мирового автомобильного рынка. Судачат, что он также пообещал выпускать автомобили Volvo в Китае. После чего глава КНР заявил, что все заинтересованные стороны должны оказать поддержку усилиям Geely выйти на глобальный рынок. О том, что власти Китая выступили гарантами сделки, говорит и тот факт, что на церемонии подписания соглашения в Гетеборге присутствовал вице-председатель КНР Си Цзиньпин, которого многие эксперты называют преемником нынешнего китайского руководителя.

Что касается ответа на вопрос, почему детройтские автокороли пошли китайцам навстречу, то здесь секретов нет. Продажа Volvo объясняется стратегией руководителя Ford Алана Малалли, который отдает приоритет развитию национального бренда. К тому же шведское подразделение стало самым убыточным в империи Ford. Причина проста: шведы выпускают очень качественные и очень надежные, но при этом весьма не дешевые автомобили.

Какой навар собирается получить Ли Шуфу от покупки столь дорогой игрушки? Плюсы обнаружить нетрудно. Cлухи о том, что Ли Шуфу намерен приобрести шведский бренд Volvo Cars, привели к шестикратному росту котировок акций компании Geely на Гонконгской бирже в прошлом году. Сейчас, когда первичное соглашение с Ford подписано, капитализация китайской компании выросла еще больше. Кроме того, не исключено, что Volvo может стать главным автомобилем для китайской номенклатуры. Во всяком случае у китайского Audi A6 появится серьезный конкурент. Но это только в том случае, если в КНР действительно будет построен завод по выпуску шведских авто.

Что касается производителей компонентов для шведских авто, то они без особого энтузиазма восприняли сделку. Их опасения вызывает известная всему миру привычка китайцев клонировать попавшие им в руки технологии. Впрочем, накануне подписания соглашения представитель Ford Europe заявил, что контракт с Geely будет включать положения о защите авторских прав. Но, как сообщали независимые источники, в переговорах между Ford и Geely проблема интеллектуальной собственности до сих пор не решена. Профсоюзы Volvo Cars недовольны также перспективой оказаться под китайской пятой. И шведские власти немало озадачены случившимся.

Чтобы притушить страсти, Ли Шуфу пришлось сделать официальное заявление. В нем сказано, что новый владелец намерен сохранить в неизменном виде производственные и научно-исследовательские подразделения, всю дилерскую сеть Volvo, а также пролонгировать соглашение со шведскими профсоюзами. Кроме того, Ли пообещал не менять специфику бренда: "Мы рассматриваем его как шведский бренд, как часть семьи викингов. Поэтому управлять им будет штаб-квартира в Гетеборге".

Ли Шуфу, которому никогда не был чужд дух здорового авантюризма, верит в успех своего нового начинания. "Производство машин не такое уж загадочное дело, как думают многие, - говорит он. - Машина - это просто четыре колеса, руль и мотор". Правда, сегодня это еще и высокие технологии. Именно на них, судя по всему, и нацелился китайский предприниматель. Готовы ли шведы делиться своими ноу-хау, вот в чем вопрос.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера