Архив   Авторы  

Дело техники
Общество и наукаExclusive

«Наши студенты и выпускники едут за рубеж на стажировки, но затем, несмотря на предложения о продлении договора, возвращаются домой. Ребята предпочитают жить и работать в России», - говорит ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров

 

В стране бешеное перепроизводство гуманитариев и катастрофически не хватает технарей. Согласно исследованиям, 40 процентов российских компаний испытывают дефицит таких кадров. Казалось бы, откуда взяться проблеме, если технарей сегодня готовит едва ли не каждый третий вуз в стране? Однако ларчик открывается просто - немногие вузы дают качественное образование, которое позволяет вновь испеченным специалистам конкурировать на рынке труда. Какой должна быть система высшего технического образования, чтобы уже в ближайшие годы можно было говорить о лидирующих позициях в высокотехнологичных отраслях? Об этом «Итоги» спросили руководителя «всероссийской кузницы инженеров» ректора МГТУ им. Баумана Игоря Федорова. Дело в том, что недавно Европейская ассамблея бизнеса присудила этому вузу международную награду «Европейское качество» за стремление «достичь высокого качества образовательных услуг в соответствии с международными стандартами».

- Игорь Борисович, в России можно получить хорошее техническое образование?

- В Москве, конечно, можно. Есть и сильные периферийные вузы. Я считаю, что естественно-научное и инженерное образование в России - одно из лучших в мире. Факты свидетельствуют: «продукция» инженерных вузов России - их выпускники - вполне конкурентоспособна на мировом рынке. И этому есть много доказательств: нашим выпускникам и даже студентам предлагаются самые выгодные условия работы за рубежом, европейские и американские вузы присылают к нам на стажировку своих студентов и так далее. Будьте уверены, наши ведущие технические университеты не уступают лучшим технологическим школам планеты. Хотя, конечно, надо признать и тот факт, что качество образования может сильно отличаться от вуза к вузу.

- Ваш вуз получил награду «Европейское качество», значит, вы точно знаете, что такое качество образования и как его добиться. Можете сформулировать критерии?

- Один из важных критериев - готовность и способность выпускника решать практические задачи высокой сложности в различных сферах техники и науки, квалифицированно и быстро переключаться с одной задачи на другую. Все это невозможно без фундаментального образования, хорошего знания теории и приобретенных во время практики профессиональных качеств и компетенций. Но самый главный критерий - если молодые люди по окончании вуза востребованы и за ними охотятся работодатели.

- При той нехватке инженеров, что ощущается у нас, интерес работодателей абсолютно понятен. Другое дело, если ими интересуются иностранные компании. Или иностранцев все-таки не устраивает наше образование?

- И они тоже интересуются. Более того, ведущие технические вузы давно работают с европейскими и американскими, обмениваясь студентами. К примеру, наши студенты проходят полугодовые или годовые стажировки во Франции, Германии, Англии, Америке. Недавно мы наладили контакты с инженерными институтами Китая, которые дают очень высокий уровень знаний. В этом году начали совместный проект с Мюнхенским техническим университетом по подготовке магистров в новейших областях науки и техники. Например, одна из групп будет изучать высокотехнологичные методы сварки, другие - криогенные технологии. Такие специалисты сейчас в мире высоко ценятся. После подобных стажировок выпускники получают сразу два диплома - «бауманки» и иностранного института.

- Много выпускников с двумя дипломами?

- У нас учатся сейчас тысяча аспирантов и 20 тысяч студентов. Из них 900 человек - иностранцы, мы же ежегодно отправляем за рубеж 350-400 молодых людей. Так что считайте...

- Но, получив диплом западного университета, есть смысл уехать за рубеж и работать там. Выходит, вы способствуете утечке мозгов?

- Последние пять лет нет никакой утечки мозгов. Наши студенты и выпускники едут за рубеж на стажировки, на включенное обучение, на работу по кратковременным контрактам. Но, несмотря на самые выгодные предложения о продлении договора, возвращаются домой. Ребята предпочитают жить и работать в России, потому что тут можно получать действительно высокую зарплату, есть перспективы карьерного роста. Сейчас можно выполнять заказы промышленности, IT-индустрии, космической отрасли и зарабатывать больше, чем за рубежом.

- Во сколько оценивается выпускник технического университета на рынке труда?

- Минимальная ставка - 25-30 тысяч рублей. Каждый год мы у себя проводим ярмарку вакансий. Сначала приезжают представители 150-170 государственных предприятий и предлагают ребятам работу, потом еще примерно столько же коммерческих компаний. За некоторых студентов даже конкурируют... Кстати, у нас есть факультет по IT-технологиям для слабослышащих студентов. Один такой студент разработал оригинальную программу устройства «умного дома», когда, находясь далеко от квартиры, можно регулировать в ней работу приборов. Мы приняли идею в наш бизнес-инкубатор. Теперь молодой человек займется изготовлением опытного образца своего устройства. Со временем он продаст разработку и получит хорошие деньги.

- Действительно хорошие? Сколько вообще стоят вузовские научные разработки?

- В прошлом году сумма, вырученная за такие разработки нашим вузом, достигла рекордной цифры - миллиард рублей. Университет сумел так зарекомендовать себя, что не он ищет покупателей на свои исследования, а представители крупных корпораций приходят к нам с просьбой сделать ту или иную работу. Среди заказчиков есть как российские фирмы - РКК «Энергия», Сбербанк, АФК «Система», холдинг «Сухой», «КАМАЗ», «АВТОВАЗ», так и иностранные предприятия - Bosсh, Siemens, Boeing, ВМW, Samsung. В прошлом году мы выполняли крупные заказы по разработке новейших систем связи и радиолокации, созданию приборов для оценки остаточного ресурса сложных технических изделий, тестировали аппаратуру по диагностике и лечению кардиологических заболеваний. Кстати, она активно используется в Первой градской больнице.

- Нет ли у вас опасения, что четко работающий механизм научной школы даст сбой после принятия закона о делении высшего образования на бакалавриат и магистратуру?

- Такое деление существует у нас по всем специальностям с 1992 года. Если заказчику нужен бакалавр, мы готовим бакалавра, если магистр - то магистра. Однако я убежден, что в инженерном деле основной должна остаться непрерывная форма обучения. Как только правительство определит перечень специальностей, по которым разрешена моноподготовка, по ряду дисциплин готовить бакалавров мы перестанем.

- В европейских вузах принята система зачетных единиц, получаемых студентами при прохождении определенных курсов. В связи с делением высшего образования на две ступени в российских вузах она тоже начнет действовать?

- Начнет, только пока не определена шкала начисления единиц. Ими удобно считать трудоемкость каждого пройденного курса. Студент может набрать определенное количество баллов в одном университете и с этой суммой перейти в другое учебное заведение. Как только у него наберется достаточное для степени бакалавра количество баллов, он получит соответствующий документ. Система «бакалавр - магистр» повысит академическую мобильность студента, позволит переходить из одного вуза в другой - российский или зарубежный, выбирая наиболее оптимальную систему обучения по своей специальности. Однако для инженерных специальностей введение этой системы может вызвать определенные трудности. Дело в том, что в подготовке инженеров в ведущих вузах действует принцип «образование на основе науки». Это означает, что студент в процессе обучения должен вести реальную научную работу, как правило, по заказу какой-нибудь фирмы. Как организовать дело таким образом, чтобы в процессе перехода из одного института в другой не потерять тактику экспериментальной установки - непростой вопрос.

- Отбор талантливых студентов - задача трудная. Не осложнится ли она в связи с принятием закона о ЕГЭ?

- Мы долгое время вели острые дискуссии с разработчиками ЕГЭ, потому что они хотели сделать его единственным путем поступления в вуз. Сейчас от первоначальной задумки тотального ЕГЭ решено отказаться. В этом году русский язык и математику мы будем засчитывать по результатам единого тестирования, а знания и остроту ума абитуриентов проверим на собеседовании или экзамене по физике. Мы получили право принимать абитуриентов по результатам предметных и научных олимпиад, одной из которых является наша программа «Шаг в будущее». Таким путем и приходят талантливые студенты. Главное, чтобы способные дети хотели становиться технарями - у высокотехнологичных отраслей сегодня огромные задачи и перспективы.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера