Архив   Авторы  

Радиоапгрейд
Общество и наукаExclusive

«Если у микрофона сидит ведущий госканала, он обязан отражать официальную точку зрения. А вот приглашенные в студию гости могут говорить что угодно», - уверен Директор дирекции радиовещания ВГТРК Сергей Архипов

 

Эту реформу не называют громким словом «нацпроект», но речь идет ни много ни мало о преобразовании основных государственных радиоканалов. Прежний формат «Маяка», например, решили нацелить на молодую аудиторию, призвав энергичных ведущих и сменив формат на модный talk radio. Для многих, кто десятилетиями слушал эту волну, привычный радиомир просто рухнул... Чего ради и кто все это придумал? Преобразованиями занимается сегодня Директор дирекции радиовещания ВГТРК Сергей Архипов - опытный менеджер, в прошлом создатель успешного музыкального канала. О реформе, которая идет уже полгода, и ее подводных камнях Сергей Архипов рассказал «Итогам».

- Сергей Сергеевич, не жалеете, что согласились на такой пост?

- Это моя работа: я ведь кризисный менеджер, в конце концов. Руководство ВГТРК предупреждало, что на госвещании идут сложные процессы и надо срочно что-то предпринимать. ВГТРК в ее сегодняшнем статусе всего восьмой год пошел, а во вселенских масштабах это почти ничто. Музыкальное вещание организовать - дело сравнительно простое, если уметь это делать. А социально-политическую станцию построить - работа куда более сложная и кропотливая. Все пришлось создавать с нуля.

- Прошло полгода: какие-то выводы можно делать?

- Сейчас понятно, что задача была поставлена верно: разделение аудитории. Две крупнейшие в Европе радиосети, «Маяк» и «Радио России», вместе работали на одну целевую группу. Зачем? А молодые слушатели не были охвачены вовсе - радио «Юность» до сих пор не имеет приличной сети и вынуждено вещать на СВ или УКВ. Вы думаете, оно для пенсионеров? Вот именно этот стереотип мы и начали ломать.

- Знаю, что старушки пишут на «Маяк» раздраженные письма: «Что вы с нами делаете, отнимаете единственную родную станцию!»

- Я совсем забыл, как выглядит письмо, написанное от руки. А когда пришел, передо мной высыпали несколько мешков. Читал все, продолжаю читать и сейчас. Там много эмоций, но на самом деле претензии пожилой аудитории в основном связаны с изменением музыкального формата «Маяка». Претензии такие: где Зыкина, Кобзон, где песни 1940-1950-х?

- И где же?

- По сути, они никуда не делись. Пожилые люди слушают «Маяк» на кнопке. Теперь вместо второй кнопочки надо нажимать первую - все самые востребованные программы «Маяка» перешли на «Радио России». И только. А на «Маяке» звучит Тор 40 - мировые хиты, - ведь мы рассчитываем на аудиторию 25-45 лет. Хотя в принципе формат talk radio дает мало музыки. Ровно столько, чтобы уши у людей отдохнули и мозги пришли в порядок.

К тому же мы трепетно относимся к «литхуду» и тому подобным вещам. Вот аудиокниги сейчас популярны, а кто не в состоянии купить аудиокнигу, может включить один из наших каналов. Правда, бросили пока записывать симфонические концерты. Это дорого, пришлось немного поджаться. Увы, в связи с сокращением рекламы на ТВ поступления в компанию сокращаются.

- Считаете, что лимит на рекламу - это нецелесообразно?

- Смотря какой лимит. Первое сокращение было разумным: рекламой действительно перекормили. Но сейчас явно перестарались. Истина посередине. Надо жить не лозунгами, а расчетами. В России живут в массе своей очень добрые, но наивные люди. Когда реклама на «Радио России» появилась, нас завалили просьбами: «Уберите это безобразие, вы мешаете нам слушать нашего любимого Александра Маршала!» О том, что Маршала не будет, если не будет рекламы, они не догадывались. Вот на ТВ рекламу урезали до девяти минут. Эти меры повлекли повышение цен на рекламные услуги, а большие деньги готовы платить только западники. Потому что у нас бизнес, особенно средний, в зачаточном состоянии. Никаких преференций для него нет. В итоге мы рекламируем «Валио», «Нестле», «Джонсон и Джонсон». Это ударило по отечественному производителю.

- На государственном радио существует эта проблема?

- Да. Поскольку оно хоть и государственное, но львиная доля средств идет на поддержку вещания СВ и УКВ. А на зарплату сотрудникам, поверьте, мы зарабатываем сами.

- Может ли госканал позволить себе разброс мнений? Или его обязанность - отражать официальную точку зрения?

- Тут все просто. Если у микрофона сидит ведущий госканала, он обязан отражать официальную точку зрения. А вот приглашенные в студию гости могут говорить о чем угодно и что угодно. Это разумно. Мы сейчас сделали «Маяк» интерактивным, слушатели звонят 24 часа в сутки, и там чего только не услышишь! Но официальное мнение должно быть, ведь государство - это мы с вами. Сами выбрали президента, никто нас на аркане не тянул. Руководство страны обязано озвучивать свою точку зрения. А мы будем делать выводы: выбрать его снова через четыре года или указать на дверь.

- «Разговорный» формат сегодня становится самым модным. Вот у Алексея Венедиктова это любимая идея. А вы что думаете?

- Я с Лешей в общем согласен. Желательно, чтобы даже на музыкальных станциях люди не только объявляли исполнителя и название песни. Но тут одна проблема. У нас культуры talk radio практически нет. Ведь то, что раньше было на «Маяке», - это другое. Talk radio - это не когда говорят, а когда разговаривают. На государственных станциях никто с народом не общался. Мы пытаемся это делать.

- Как ведущих отбирали? Комолова, Шелест? За прошлые заслуги или...

- Я пригласил тех, кто в данный момент смог принять предложение. Многие ведь заняты в кино, театре, на преподавательской работе. К тому же классные ведущие дорого стоят. У нас надо, например, вставать на утреннее шоу в 3-4 часа, и так каждый день. Многие ломаются. Значит, и оклад должен быть соответствующим. Но если радийщик внешне привлекателен, его сразу забирает ТВ. Это престижно: гаишники не штрафуют, с девушками легко знакомиться. Форменная утечка мозгов. Надо бороться за хорошие кадры, в том числе и финансово. И вот тут проблема. Ведь бюджетное финансирование охватывает только распространение сигнала.

- А спонсоры, в том числе западные? Сейчас обсуждают в Думе, до какой степени иностранный бизнес может быть допущен к медиаактивам. Ваше мнение?

- Здесь не стоит изобретать велосипед. Во всех развитых странах существуют серьезные ограничения для вхождения иностранного бизнеса в медиаактивы. У американцев, например, долевое участие в СМИ. Ограничения где-то гласные, где-то негласные, но они есть.

- Как действуют негласные?

- О, можно придумать сколько угодно способов. Позвонить, например, владельцу компании, который хочет продать свою часть акций иностранным инвесторам, и попросить продать ее другой отечественной компании за ту же сумму. Человек ничего не теряет, а страна приобретает. Я в этом не вижу ничего плохого.

- В последнее время все чаще говорят о переходе на цифровое вещание.

- Оно того стоит. Прежде всего это увеличение в четыре раза числа каналов на одном передатчике. И экономия ощутимая. Европа уже частично перешла на «цифру». В России все делается медленно, в Монголии еще медленнее, нам есть к чему стремиться. Мы до сих пор не утвердили даже формат вещания, хотя можем выбрать из трех: китайский, DAB и DRM. Может быть, еще не все FM-ресурсы освоены, не до этого? Думаю, в России надо работать на двух форматах, в DAB и DRM. Для этого есть экономические предпосылки.

- Плюсы для аудитории есть?

- Качество и устойчивость сигнала, которые обеспечивает цифровая приставка-конвертор. Звук как при прослушивании компакт-диска, только в FM. Сигнал не пропадает, когда вы въезжаете в тоннель или зону неустойчивого приема. А знаете, что будет, когда мы перейдем на «цифру»?

- Боюсь представить.

- Вспыхнет новая борьба брендов, борьба контентов, пиаровские войны. Потому что сейчас в Москве 50 радиостанций, а будет 200. Многие бумажные издания, возможно, изживут себя к этому времени. Но вас могу успокоить: еженедельная аналитика наверняка останется. А вот газеты необязательно. Этот сегмент медиапространства будет перетекать в Сеть, уже сейчас люди более охотно ходят за новостями в Интернет, если имеют возможность.

- Когда все это случится?

- Кто-то из великих сказал, что Россия - страна с непредсказуемым прошлым. Про будущее я уж не говорю. Посмотрим.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера