Архив   Авторы  
Знаний, полученных в вузе, не хватит на всю жизнь. Поэтому основная задача учебного заведения - привить студентам навыки самообразования

Специальное предложение
Общество и наукаExclusive

Чтобы удержать свои позиции, ведущим вузам приходится постоянно вводить новые курсы и модернизировать старые

 

Середина лета - горячие деньки. Только для одних это долгожданная пора отпусков, а для армии абитуриентов - «веселые старты» вступительных экзаменов. Едва оправившись от стресса после сдачи ЕГЭ, вчерашние школьники стали нервно подсчитывать, хватит ли заработанных ими баллов, чтобы поступить именно в тот вуз и на ту специальность, к которым лежит душа. Но стоит ли так переживать? Несмотря на то что последние шесть лет в стране число поступающих в вузы превышает число выпускников школ, мест хватает всем. Ведь институтов в России более тысячи, а с учетом филиалов - и все три. Не прошел по конкурсу в престижный университет, отдавай документы в платный, где за деньги тебя примут с распростертыми объятиями. В итоге высшее образование у нас стало практически всеобщим. Правда, о качестве в этой ситуации говорить не приходится. Между тем, согласно последним деловым опросам, лишь 20 процентов молодых людей идут в институт, чтобы получить диплом, а 10 процентов - для того чтобы повысить статус. Большинство же хотят приобрести профессию (44 процента), получить знания (11 процентов), научиться делать что-то новое (9 процентов). Псевдообразование или только отмазка от армии уже мало кого устраивает.

В Министерстве образования и науки уже давно говорят о масштабной модернизации высшей школы. Предполагается увеличить финансирование отрасли, предоставить больше свободы образовательным учреждениям в управлении собственными ресурсами и усилить контроль за результатами деятельности всех участников учебного процесса. Звучит на словах красиво, но как все это осуществить на практике? Как понять, каким вузам стоит оказать дополнительную поддержку, а какие лишить аккредитации? Государство нуждается в объективной и независимой внешней оценке системы высшего образования. Одной из таких попыток представить общественно-профессиональную оценку качества подготовки специалистов стал проект «Деловой рейтинг высшего образования» (ДРеВО), разработанный общественной организацией «Деловая Россия». Его цель - определить, какой из вузов ближе к рынку труда, кто строит учебные программы с прицелом на будущее.

Проект еще очень молодой (рейтинг выходит всего второй год), но явно набирает обороты. Если в прошлом году его информационная база включала около 400 предприятий, то в этом - уже более 1000 компаний, работающих в различных отраслях - от добычи и обработки полезных ископаемых до легкой промышленности. Составителями рейтинга были опрошены молодые специалисты, окончившие вузы в 2003-2005 годах. Основными критериями оценки их успешности стали продвижение по служебной лестнице и рост заработной платы.

Понятно, что при таком подходе за бортом остаются многие учебные заведения - в частности, те, которые готовят гуманитариев. Филологам, социологам, политологам, психологам, журналистам довольно трудно найти себе работу по специальности - рынок не в состоянии переварить их в таком количестве, в котором они поставляются высшей школой. В то же время есть масса востребованных обществом профессий - таких, как медики, педагоги, соцработники, - уровень зарплат которых едва дотягивает до среднего по стране. Поэтому можно долго спорить, достаточно ли критериев, выбранных разработчиками ДРеВО, для полноценной оценки учебного заведения. Но у них есть одно явное достоинство - они абсолютно понятны и прозрачны. Более того, авторы проекта постоянно подчеркивают, что это внешняя оценка и она в первую очередь учитывает интересы работодателя, то есть рынка. Такой рейтинг выполняет двойную функцию: с одной стороны, показывает, какие именно выпускники и каких специальностей нужны нашей экономике, а с другой - выявляет лидеров профессиональной подготовки кадров. Кстати, как отмечают представители Минобрнауки, лидеры делового рейтинга совпадают с наиболее передовыми учебными заведениями по оценке государства - победителями различных официальных конкурсов.

В топ-лист вошли 60 вузов. Составители не стали присваивать каждому из них места на пьедестале, а разделили их на три группы, которые соответствуют «золоту», «серебру» и «бронзе». Среди лидеров оказались вузы, активно взаимодействующие с работодателями. Это, во-первых, крупные университеты, причем чаще технические, чем классические. Во-вторых, специализированные вузы, которые готовят кадры для наиболее прибыльных отраслей (нефтегазовая промышленность, финансы, строительство). И, наконец, региональные образовательные центры, с которыми у компаний налажены традиционные связи.

Все эти учебные заведения объединяет одно - они быстро реагируют на требования стремительно развивающегося рынка. Каждый год в их учебных программах появляются новые специальности, а старые курсы наполняются современным содержанием. Так, например, в Томском политехническом университете только в этом учебном году появилось 25 магистерских программ по запросу работодателей. На очном отделении введены курсы безопасности и нераспространения ядерных материалов, защиты в чрезвычайных ситуациях, землеустройства. В МГТУ им. Н. Э. Баумана открылись специальности «Композитные материалы для авиационно-космической промышленности» и «Информационная безопасность для компьютерных систем». Есть у Бауманки и своя специфика в подготовке юристов. Почти все выпускники этого факультета работают судебными экспертами в технической области - будь то компьютерные программы или оценка рисков в автостраховании. Большим спросом пользуется специальность «Экспертиза и управление недвижимостью» в Московском государственном строительном университете. Примеров много, главное - все эти профессии не только востребованы на рынке, но и популярны у абитуриентов. На них, как правило, самый большой конкурс, даже на платные места.

Оценивая деловой рейтинг, ректор МГУ Виктор Садовничий сказал, что он «работает на будущее и в дальнейшем будет приобретать все большее значение. В целом рейтинг сделан очень бережно и служит общей цели бизнеса и образования». Дело в том, что проект помимо ранжирования вузов во многом отражает ситуацию, сложившуюся в отношениях между бизнесом и высшей школой. Так, опрос кадровых служб ведущих компаний показал, что работодателя в последнюю очередь интересует, где и как учился претендент на рабочее место. Пока, к сожалению, вузы не играют основной роли в подготовке специалиста. Это отмечают и сами выпускники.

Растущий прагматизм молодежи, новые требования, предъявляемые экономикой к профессионалам, и демографическая яма, вырытая в начале 90-х, ставят все учебные заведения страны в довольно жесткие рамки. И для того чтобы удержаться на плаву, недостаточно вводить новые специальности - необходимо изменить сам подход к обучению. Специалисты считают, что сегодня знания устаревают быстро. Того багажа, который человек получил в институте, ему хватит на 5-7 лет. Поэтому возникла потребность в работнике, который может быстро осваивать новые знания, технологии и способен к самообучению. Как показал анализ рынка, главным критерием при приеме на работу сотрудника для многих компаний, как российских, так и зарубежных, является умение ставить и решать задачи. А вот этому у нас точно мало где учат, здесь надо начинать со школьной скамьи.

По ранжиру

Деловой рейтинг высшего образования

Альфа-лига

(здесь и далее по алфавиту)

Воронежский государственный технический университет

Государственный университет - Высшая школа экономики

Иркутский государственный технический университет

Калининградский государственный технический университет

Московский государственный строительный университет

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Московский государственный университет пищевых производств

Нижегородский государственный технический университет

Оренбургский государственный университет

Пермский государственный политехнический университет

Пермский государственный университет им. А. М. Горького

Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева

Санкт-Петербургский государственный университет

Саратовский государственный технический университет

Сибирский федеральный университет

Томский политехнический университет

Тульский государственный университет

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Уральский государственный технический университет

Финансовая академия при Правительстве РФ

Череповецкий государственный университет

Южно-Уральский государственный университет

Ярославский государственный технический университет

Бета-лига

Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова

Волгоградский государственный технический университет

Воронежская государственная технологическая академия

Ивановский государственный энергетический университет

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

Кубанский государственный технологический университет

Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет)

Московский государственный институт стали и сплавов

Московский государственный университет печати

Московский государственный университет прикладной биотехнологии

Московский государственный университет путей сообщения

Московский энергетический институт (технический университет)

Новосибирский государственный технический университет

Российская экономическая академия им. В. Г. Плеханова

Российский государственный социальный университет

Северо-Кавказский государственный технический университет

Тюменский государственный университет

Уральский государственный университет им. А. М. Горького

Уральский государственный университет путей сообщения

Уральский государственный экономический университет

Гамма-лига

Алтайский государственный аграрный университет

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет

Вологодский государственный технический университет

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

Воронежский государственный университет

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Вятский государственный университет

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева

Самарский государственный технический университет

Сибирский государственный университет путей сообщения

Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

Уральская государственная горно-геологическая академия

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера