Архив   Авторы  
В школах будущего ученики отвечают у интерактивных досок, а домашнее задание готовят на ноутбуках

Конец мелового периода
Общество и наукаExclusive

Высокие технологии обещают отправить в утиль учебники и старые классные доски


 

Если верить культовому голливудскому фильму, мы все живем в "матрице". Если верить прогнозам отечественных чиновников, в "матрице" будут учиться наши дети. В ходе одной из своих служебных поездок министр образования и науки Александр Фурсенко заявил, что уже к 2010 году 70 процентов российских школ получат современное оснащение. Ожидается, что их оборудуют по последнему слову техники, а высокие технологии отправят привычные тетради, учебники и зеленые доски с мелом в утиль. Накануне Дня знаний корреспонденты "Итогов" отправились в уже действующие школы будущего, чтобы понять, когда среднее образование уйдет в виртуальную реальность.

Как в кино

Виртуальные шлемы, моделирующие битву при Бородино, микрочипы, с помощью которых учителя могут отслеживать перемещение учеников, вход на территорию школ по отпечаткам пальцев, учебники, тетради и дневники, умещающиеся на одной флэшке... Чтобы нарисовать все эти картинки, нет необходимости напрягать воображение. Все уже придумано. Ну или почти все - насчет шлемов с Бородино и микрочипов мы, честно говоря, приврали. А вот что касается остального...

На территорию московской школы № 2030, которая на сегодня является оплотом информатизации образования, пускают по простому домофону, какой можно встретить у входа в любой столичный офис. У домофона стоят мама с девочкой лет пяти-шести. Женщина представляется Татьяной и уверяет, что в эту школу, куда она намерена через год привести дочь, ее привлекли вовсе не новые технологии: "На этом месте раньше была очень хорошая школа, 101-я, физико-математическая. Я сама ее заканчивала. Мне не важно, сколько теперь там компьютеров, - главное, что образование там точно хорошее давали".

Идея школы будущего, как уверяют в Минобрнауки, и заключается в том, чтобы с помощью современных технологий, всех этих компьютеров, электронных учебников и дневников дать ребенку то самое лучшее образование, которое все ждут от средней школы.

Убедить нас и родителей, с опаской поглядывающих на технологические новинки, в том, что гаджеты действительно могут принести пользу, вызывается преподаватель математики Анна Мехед, в прошлом году получившая звание лучшего учителя года России. Она выступает в роли нашего гида по огромному зданию супершколы, где главное место отведено компьютерным технологиям. "Все наши ученики работают на двухъядерных "макинтошах", совместимых с обычными персональными компьютерами, - гордо рассказывает Анна Мехед. - Мы даже хотели, чтобы ноутбуки находились в распоряжении учеников все время, даже когда они дома. Предложили родителям подписать договор об ответственности, но они отказались из соображений безопасности. У детей мобильники воруют, а тут с дорогущими машинами по улицам ходить".

Хоть в стенах школы будущее уже наступило, но настоящего за ее пределами никто не отменял. Так что сейчас дети получают ноутбуки с утра у классного руководителя и сдают, когда уходят домой. Школа работает по схеме полного дня: утром занятия, потом обед, отдых (благо рекреационных зон в достатке), выполнение уроков, различные кружки, и - по домам.

Пока нам расписывают примерный распорядок дня, успеваем подняться на второй этаж и видим в зоне отдыха сложную конструкцию. Гофрированная труба всасывает пластмассовый мячик, который по ней попадает в резервуар с водой, откуда потом спускается с потоком в небольшой бассейн. Движению воды мешают перегородки, и их нужно двигать так, чтобы мячик в результате доплыл до самого низа.

- Это наглядное пособие сразу по пяти законам физики, - поясняет Анна Мехед, - иногда занятия проходят прямо здесь, чтобы дети могли не просто заучивать законы, но и видеть их в действии.

Чудеса технологии на этом не заканчиваются. В кабинете для лабораторных работ стоят мощные электронные микроскопы, позволяющие разглядеть не только клетки кожицы лука, но и металлические частицы. Данные с микроскопов всегда можно записать на ноутбук, чтобы потом выполнить домашнее задание. В каждом кабинете висит интерактивная доска. Она одновременно работает и как монитор, и как гигантский планшет. Все написанное или нарисованное на ней преподаватель может сохранить на своем ноутбуке. Так что писать неприличные слова на доске и по-быстрому стирать их, пока учитель не видит, не стоит - вдруг умная машина зафиксирует мелкое хулиганство. При желании чудо техники можно использовать и как обычную доску - писать на ней маркерами.

Занятия еще не начались, а поэтому преподаватель технологии Оксана Пшеничная демонстрирует нам плоды достижений за прошлый год - первый год существования новой школы. На ее уроках, которые являются чем-то средним между трудом, изо и черчением, дети в зависимости от возраста рисуют мультфильмы, осваивают искусство фотографии, занимаются дизайном интерьеров. Естественно, все при помощи неизменных спутников - ноутбуков, которые заменяют и учебник, и тетрадь.

- Вы не волнуйтесь, в общей сложности во время занятий дети непосредственно работают на компьютерах около трех часов, - поясняет Оксана Пшеничная. - Если я говорю на уроке: "А теперь закрыли ноутбуки", они закрывают, и дальше занятие продолжается в традиционной форме.

Все учителя акцентируют внимание на том, что главное в их школе - не замена традиционных инструментов обучения техникой, а улучшение образовательного процесса с помощью этой самой техники. Свидетельство тому - стопки новеньких учебников в библиотеке, за которыми к началу года приходят ученики. И все же в первую очередь московский образовательный центр № 2030 - это такой компьютерный Хогвартс, где волшебные палочки учеников заменили макбуками, а магические заклинания - названиями всевозможных программ и сайтов. В ближайших планах внедрение электронных дневников, из которых не вырвешь страниц и не подделаешь подпись. Эта система уже действует в ряде столичных школ. Ученики не сказать чтобы очень рады. А вот родители довольны - успеваемость детей можно проверить хоть с мобильного телефона.

Удачная практика

Нет необходимости опутывать школу проводами и оснащать совсем уж навороченной техникой, чтобы освоить еще одну фишку будущего - электронные учебники и дневники. Здесь достаточно простых компьютеров и Интернета, которые есть практически во всех столичных школах. Цифровые учебные пособия, записанные на диски или выложенные в Интернете, со временем должны заменить бумажные учебники. Никакой самодеятельности - здесь по старинке будут действовать строгие стандарты, а стать "соавтором" учебника у рядового школьника не получится. Для столицы разработкой множества таких ресурсов занимается департамент образования города Москвы, часть ресурсов разрабатывают на федеральном уровне. Впрочем, пока это не основные учебники, а так называемые дополнительные материалы. Например, "Школьный портал" - сайт, запущенный при поддержке Министерства образования, задуман как единый справочно-обучающий комплекс интернет-страниц для школьников. Понадобилась информация по астрономии или истории, которую не нашел в учебнике, - здесь найдутся ссылки на ресурсы, проверенные или созданные министерством или региональными департаментами образования. Эта мера стала скорее реакцией на интернет-активность школьников. Не секрет, что многие из них скачивают информацию для докладов из той же "Википедии", которой не всегда можно доверять. И логика тут проста - раз качают, так пусть лучше из проверенных источников.

Электронные дневники также существуют во Всемирной паутине, причем работают не на государственной основе, а являются своего рода социальной сетью, существующей за счет рекламы или в редких случаях за небольшую плату, которую берут с родителей. Школа заводит свою страничку на сайте, где вывешивается вся информация о расписании уроков, а также заводятся дневники на всех учеников. Учителя получают пароли с полным доступом, позволяющие выставлять оценки, вывешивать расписание занятий и даже задания на дом. Ученики и их родители могут эту информацию только посмотреть. Причем узнать о чужих оценках не получится - такие вещи не для общего доступа. Как рассказали "Итогам" в администрации портала ballov.net, взламывать их сайт никто не пытался - поскольку ресурс неофициальный, он просто дублирует информацию, записанную в обычных бумажных журналах.

Тут впору превратиться в футуролога - мол, скоро дойдет до того, что в ежедневных походах в школу отпадет необходимость, поскольку образование полностью станет виртуальным, дети смогут получать все учебные пособия и задания по Сети, по Интернету же узнавать о своих результатах… Но это пока только фантазии, повсеместное школьное высокотехнологичное будущее наступит еще не скоро.

Таких передовых школ, нашпигованных гаджетами от подвала до чердака, в России пока раз-два и обчелся. Школы будущего, в частности, открылись в Череповце и Дмитрове. В рамках нацпроекта "Образование" интерактивными досками снабдили несколько десятков школ в Ханты-Мансийском автономном округе. Правда, в погоне за формой иногда теряется содержание. А потому неофиты высоких технологий от ошибок и курьезов не застрахованы. В свое время подобное происходило в 90-х с новомодными тогда компьютерами. Так, рассказывают, одной из московских школ повезло с финансированием. Школа хотела стать передовой, а потому на полученные от спонсоров деньги директор закупил несколько компьютеров для уроков информатики. Вот только кроме продвинутого директора никто из учителей - заслуженных деятелей образования - с машинами обращаться не умел, а потому в срочном порядке пришлось искать знающего человека. Такой нашелся - студент, пробующий себя на хакерском поприще, и он с радостью согласился вести уроки. Увы, методика его заключалась в том, что весь урок дети играли в DOS-овских леммингов, а оценки учитель информатики выставлял в зависимости от количества пройденных уровней. Понятно, что скоро такие занятия прикрыли - причем желание обучать детей обращению с компьютером пропало года на два.

Похожая история уже в наши дни происходит в Ханты-Мансийске. "Досок-то мы накупили, - рассказал "Итогам" директор центра информатизации образования Института повышения квалификации и развития регионального образования Ханты-Мансийского автономного округа Александр Алексеев, - теперь пытаемся их эффективно использовать. Провели пару тренингов, но этого недостаточно. Нужна более сильная поддержка, учителей подготовить надо, с программным обеспечением определиться. А пока эти доски используют в лучшем случае как экраны для проекторов". Впрочем, признается Александр Алексеев, это вопрос времени - впереди новые обучающие курсы для учителей. Между тем в тех школах, где педагоги смогли освоить непростой механизм, дети лучше усваивают материал и активнее выполняют домашние задания - им в кайф "побаловаться" с новым гаджетом. "Научить преподавателя обращаться с компьютером - это не самое сложное, - уверен собеседник "Итогов", - побольше тренингов, нормальных курсов, и проблема будет решена. А вот серьезная методика, позволяющая на сто процентов использовать ресурсы компьютера в школе, к сожалению, не может появиться так быстро".

Школа будущего - это не столько навороченный компьютерный центр, сколько новые методики преподавания, считает и директор дмитровской гимназии "Логос" Ирина Петухова. Так, в школе будущего в подмосковном Дмитрове на уроках русского языка специальная программа выводит печатный текст на доску, а ученик, например, разбирает предложение по членам или вставляет пропущенные буквы. Для уроков биологии установлено программное обеспечение, позволяющее изучать скелет человека. Ученики собирают "пазл" из костей, наращивают на него мышцы, чтобы в результате получился человек. Кстати, чтобы урок не превратился в сплошную игру, здесь для закрепления знаний после завершения темы используется система голосования. На доске появляются вопросы, охватывающие пройденную тему, и варианты ответов на них. Каждому ученику дается пульт, на котором он нажимает кнопку, соответствующую выбранному варианту. По окончании тестирования компьютер сразу же выдает результаты в виде таблицы. Напротив фамилии каждого ученика показано, на сколько вопросов он ответил правильно, а в каких ошибся, сколько времени потратил на обдумывание. Глядя на таблицу, можно быстро вычислить, какой материал класс не потянул, а также определить дополнительное задание для каждого ученика, чтобы проработать плохо усвоенную тему.

В московской школе № 2030 ученики восьмого класса и вовсе делали проект, охватывавший сразу несколько предметов. На литературе они изучали "Задонщину", причем из всех иносказаний, метафор и эпитетов пытались вычленить исключительно фактическую информацию. На уроках географии с помощью программы Google Earth и полученных фактов они на современной карте искали древние границы государств. Во время лабораторной работы по химии делали сравнительный анализ образцов оружия далекой эпохи. И наконец, вместе с учителем по истории выясняли, каковы были причины победы русского войска в Куликовской битве. В результате ученики увидели, что вся теория, которую так не хочется зубрить, может быть невероятно увлекательной на практике. Такому, увы, пока не учат ни в одном педагогическом институте. "По сути, мы выполняем двойную работу, - говорит Анна Мехед, - не просто учим детей, но и придумываем новую методику преподавания".

Учителя да и сами школы пока не всегда поспевают за прогрессом и за переменами, которые сегодня уже точно неизбежны. Но если эксперимент удастся, то школы будущего фактически решат одну из основных проблем отечественной системы образования. Ученики станут не просто зубрить теорию и решать задачи по шаблону, а в ходе обучения поймут, как их знания можно удачно применить на практике. Правда, пока ученики "самой знаменитой школы России", как они сами ее называют, в форумах сетуют на излишний контроль со стороны учителей, который те отчасти получили благодаря новым технологиям, и на то, что с появлением техники куда-то ушел дух школьного братства. Впрочем, потом гордо заявляют: "Зато наша школа самая крутая". Есть и еще один положительный эффект: поработав с ноутбуками по-взрослому, подростки перестают интересоваться компьютерными играми. Ведь по сравнению с тем, что они теперь умеют, - это просто детский сад.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера