Архив   Авторы  

Нереальные дети
Общество и наукаExclusive

Поколение "нулевых" это "цифровые Маугли", новый тип людей с иной, чем у их родителей, матрицей в голове. Каково им в нашей реальности?




 

Все дети не такие, как их родители. Дети "нулевых" годов особенные, потому что растут в разгар цифрового бума. И любой мобильник или плеер ребенок освоит быстрее, чем взрослые. Создается впечатление, будто в новом поколении уже заложена некая программа, позволяющая ему легко и просто адаптироваться в цифровой реальности. В психологии даже термин появился особый - "дигитальный тип восприятия". Человек такого типа легче воспринимает мир через цифры, схемы, графики. И получается как в анекдоте, в котором мама твердит сыну: "Сколько можно объяснять, что я тебя родила, а не скачала из Интернета!" Последние исследования в США показали, что дети от 2 до 14 лет половину своего свободного времени тратят на компьютерные игры. А среди пользователей Интернета примерно 10 процентов имеют компьютерную зависимость. В России подробного анализа ситуации не проводилось, но если мы идем в русле мировых тенденций, то очевидно: у нас растет поколение совершенно иных детей, с другой матрицей в голове.

Компьютерный Маугли

Психологи бьют тревогу. И я в их числе. Во-первых, дети благодаря компьютеру создают новый образ мира. Если ребенок много времени проводит в Интернете и за видеоиграми, у него искажается представление о реальной жизни. Можно привести аналогию: если бы мы спали столько же времени, сколько и бодрствовали, как бы мы отличали, где сон, а где - нет?.. Сознание ребенка формируется на основе совершенно ирреальных вещей, почерпнутых из виртуальной реальности. Результат может быть печальным: ребенок становится совершенно неспособным взаимодействовать в социуме, он не имеет адекватного коммуникативного навыка, не способен строить отношения с противоположным полом, что, в свою очередь, приводит к изоляции. В своей практике мне часто приходится сталкиваться с устойчивой тенденцией: в некоторых семьях родители намеренно подсаживают ребенка на компьютерные игры, радуясь тому, что ребенок всегда дома, сидит тихо, по улицам не бродит. Однако это благополучие внешнее. Такая изоляция развивает в ребенке аутизм и неспособность адекватного преодоления трудностей. Ведь его сознание, мотивации, потребности развиваются с учетом правил виртуальной реальности и не имеют ничего общего с реальной жизнью, в которую ему придется войти рано или поздно. К нам, психологам, родители обращаются, когда уже появляются серьезные проблемы.

То есть сначала родителям кажется, что они держат ребенка под контролем, а на самом деле оказывается, что они его уже теряют. Дитя не только не выходит на улицу, оно перестает общаться и с родителями, становится явно асоциальным. Ему становится все равно, как он выглядит, как давно он мылся, что в его комнате скопился мусор. При этом, как показывает практика, такие дети очень хитрые и знают, как обмануть родителей: они упирают на то, что заняты делом, учатся, можно сказать - "работают с документами". Мама и папа, впечатлившись компьютерным сленгом ребенка и его умением лазить по сайтам, беспомощно отступают. Кстати, таким детям обычно удается чуть ли не убедить папу и маму, что они - почти что Билл Гейтс. Скажем, сын одной моей клиентки был уверен, что поступит практически в любой вуз. Провал был воспринят как трагедия. Интересно, что компьютерозависимые дети не поступают в институт или же очень быстро вылетают. Вуз требует системного мышления, знаний, хорошо законченной школы за спиной. А они учиться не умеют: всю ночь проторчал на сайтах, утром не может встать - где уж в таком состоянии выдержать колоссальную нагрузку, которая сваливается на интеллект начинающих студентов. Более того, они считают, что вся информация в быстром и открытом доступе, поэтому и учить не надо.

Кстати, считать, что подросток способен заочно обучаться по компьютеру, - это миф. Тинейджер не может сосредоточиться на учебном процессе - слишком много отвлекающих факторов. Сел за компьютер, а там - Yahoo, Skype и прочие средства коммуникации. Ты в онлайне, к тебе обращаются: с одним перекинулся двумя фразами, с другим, а здесь вот ссылочку надо посмотреть… Личность еще не сформирована, нет волевой регуляции, это под силу только взрослому человеку. Опять же случай из практики: сына "поступили" в институт, однако вскоре стало не до учебы. Парень пропадал в Интернете, отрывался от компьютера с огромным трудом. Дело дошло до галлюцинаций: ему стало мерещиться, что некто проникает в его машину и ворует коды доступа. В общем, отец не выдержал: взял дорогущий ноутбук и выкинул в окно. Лишившись компьютера, сын на какое-то время пришел в себя, но такие радикальные меры не только наносят материальный ущерб, но и эффект могут произвести лишь на короткий период…

Delete ошибку

Психофизиологи полагают, что к 25 годам все морфологические структуры мозга человека созрели, а следовательно, к этому возрасту человек представляет собой законченный "продукт". Считается, что личность тоже созревает к этому возрасту: человек получает большую степень автономии от близких и способен формировать собственное социальное окружение. Но если навык общения не приобретен, то время упущено. В развитии личности существуют этапы, которые нельзя пропустить: например, если ребенок не слышал человеческую речь до 3 лет, то он не заговорит. Если ребенок не имеет навыка совместной игры с другими детьми (а только с компьютером), он не сможет адекватно войти в школьный коллектив. В жизни нельзя, как в компьютере, одной клавишей стереть неправильный поступок. Неумение общаться приведет к проблемам в межличностной сфере в период переходного возраста и обязательно отразится на самооценке.

У геймеров свои заморочки: их сфера межличностного общения очень специфична, обычно она ограничивается рамками субкультуры таких же геймеров, а встречи с друзьями из реальной жизни ограниченны. Игры со сверстниками - это эмоционально­-нравственный тренинг, это испытания себя и своих возможностей, понимания другого, непохожего человека.

Кроме того, проблематичным становится построение отношений с противоположным полом, так как у подростка совершенно нет коммуникативного навыка в реальной жизни. Вы спросите: а как же виртуальное общение, флирт? Но это все та же игра, в которой можно присвоить себе любую роль, и потому посетители сайтов знакомств часто испытывают большие разочарования и неудачи при реальных встречах с партнерами. В результате вырастают своего рода компьютерные Маугли, которые своевременно не прошли все этапы взросления и не умеют элементарно общаться.

Ученые, в частности психолингвисты, отмечают, что в сетевой коммуникации письменная речь преобладает над устной: фактически дети не разговаривают, а переписываются. "Типа, короче, чмоки!" Сетевое сообщество сформировало язык, состоящий из сокращений, неологизмов, лапидарных определений, и общается только на нем. Это приводит к недоразвитию речевой функции. Речь у таких детей замедленная, эмоционально неокрашенная, примитивная - они не только переписываются, но и разговаривают эсэмэсками. Симп­том довольно тревожный: психолингвисты считают, что ослабление речевой функции у ребенка приводит к недоразвитию левого полушария, которое отвечает за логическое мышление и анализ. По большому счету дело идет не только к утрате устной, но и письменной речи: ведь активные пользователи компьютеров практически не пишут ручкой, чаще всего у них плохой почерк. Маленьким детям непременно развивают мелкую моторику, поскольку она напрямую связана с развитием мышления и речи. Если раньше девочек приучали к рукоделию (это стимулирует женское начало), а мальчиков - работать в мастерских (чтобы они росли мужчинами), то сейчас и те и другие делают одно и то же - жмут кнопки. Как это скажется на их развитии, пока вопрос - специалисты только недавно стали наблюдать за этим явлением.

Девять жизней в запасе

Плохую шутку может сыграть и то, что мир современных детей просто перенасыщен информацией и спецэффектами. Разные виды электронных диковин не дают ребенку быть активным, проявлять собственную фантазию - за него уже все придумано. Разработчики постоянно поражают воображение увлекательными и реалистическими новинками. К примеру, одна дама привела своих детей в китайский цирк и была удивлена их спокойной реакцией: ну и что особенного в этих трюках - ведь в видеоиграх они намного круче!

И что особенно тревожит психологов, у некоторых компьютерозависимых детей вырабатывается специфическое отношение к жизни и смерти. Дело в том, что они на бессознательном уровне принимают правила компьютерных игр, в которых без страха рискуют своей жизнью: потерял одну - можно начать игру сначала, купив новую жизнь или взяв ее взаймы. Дети пытаются прожить ситуации подобно виртуальным героям - и им действительно начинает казаться, что у них в запасе девять жизней. При этом в реальной жизни у ребенка снижается чувство самосохранения, ослабевают механизмы психологической защиты. Эти эксперименты порой заканчиваются трагично: так, в мире уже известно немало случаев убийств среди подростков фактически по сценарию видеоигры.

Исследователи отмечают, что после просмотра сцен жестокости от 3 до 15 процентов людей ведут себя более агрессивно. Суициды среди подростков, чересчур увлекшихся компьютерными или видеоиграми, тоже не редкость. Именно поэтому во многих странах их пытаются держать под контролем. Конгресс США даже принял закон об обязательной маркировке видеоигр, чтобы родители знали о степени жестокости и сексуальной направленности их содержания. Игры имеют маркировку и поделены на пять категорий: ЕC - игра предназначена для маленьких детей; Е - игры для всех; Т - для подростков от 13 лет и старше; М - для игроков старше 17 лет; и, наконец, АО - только для взрослых. За время существования этой схемы было промаркировано более 4 тысяч игр. Две трети из них получили категорию Е.

Психологи уверены: видеоигры наносят колоссальный урон дет­ской психике. Не случайно в настоящее время появились новые медицинские термины, такие как "синдром видеоигровой эпилепсии" или "синдром киберзависимости". В качестве шокирующего примера можно привести недавний случай в Екатеринбурге, где 12-летний школьник скончался от обширного инсульта. Это произошло после того, как он 12 часов подряд провел за компьютером в одном из местных игровых клубов. С диагнозом "эпилептический припадок" геймера доставили в больницу. По словам врачей, он потерял ориентацию в пространстве, перестал узнавать родителей, вел себя неадекватно. "Мы были потрясены степенью поражения мозга ребенка, - рассказал заведующий отделением детской больницы Екатеринбурга Алексей Сулимов. - Эмоциональное напряжение все возрастало, и произошла закупорка сосудов. Поразительно: подросток умирал, но продолжал играть".

Реальная любовь

Вообще-­то не хотелось бы говорить о компьютере как об однозначном зле - как бы то ни было, он плотно и успешно вошел в нашу жизнь. Кроме того, тот же компьютер дает родителям массу возможностей контроля за собственным ребенком: время от времени посматривать, какие сайты он посещает, ставить фильтры на порно- и прочие недетские порталы. Общаться с компьютером нужно, соблюдая правила безопасности, - как, например, с электричеством. По мнению профессора кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского государственного технического университета (­УГТУ-УПИ) Владимира Цепелева, ребенок дошкольного и школьного возраста не должен проводить за компьютером более 15 минут в день, чтобы избежать неприятных последствий. Вопрос: как это сделать?

По-хорошему, самый лучший способ не дать ребенку уйти в виртуальное пространство с головой - предложить ему увлекательную жизнь "в реале". Рецепт прост. Нужно чаще собирать дет­ские компании дома, втягивать детей в игры, обучать их живому общению, путешествовать и много с ними разговаривать. В принципе хорошо бы и родителям немного владеть компьютерным сленгом - чтобы получить "код доступа" к ребенку. А также использовать прием, известный в психологии как "присоединие". Например, сесть с ребенком за компьютерную игру, вникнуть в суть процесса, понять правила и поиграть немного вместе, а потом предложить перенести этих героев в реальную жизнь: представить, как они могут выглядеть, нарядиться в костюмы, устроить маскарад, попробовать нарисовать этих героев, сделать комиксы.

В наших силах не потерять своих детей в холодных джунглях компьютерных сетей, где они могут превратиться в одиноких Маугли. Главное, помнить: ребенок всегда готов к новому и интересному, придумывайте сказки, истории, творите совместный миф. Вы удивитесь: вам и самим станет интереснее жить.

ЭВОЛЮЦИЯ

Поколение большого пальца

Форма и подвижность пальцев современных детей сильно изменились - все дело в том, что они с раннего возраста пользуются мобильными телефонами и игровыми консолями. Исследователи установили, что технологии влияют на человека, вызывая физические изменения, которые ранее формировались несколькими поколениями. Появился даже термин "поколение большого пальца" - современные тинейджеры чаще, чем их родители, в повседневной жизни задействуют большие пальцы, пользуясь мобильными и карманными электронными устройствами. От этого пальцы у них более сильные и ловкие. Для сравнения: людям старшего поколения, не так привыкшим к мобильникам, эта "опция" дается с трудом. Доктор Сэди Плант из University of Warwick посвятила исследованию влияния технологий на социум несколько книг, наблюдая за жителями Чикаго, Лондона, Пекина и других мегаполисов. Казалось бы, стоило ли столько времени уделять одному пальцу? Однако в таком деле, как мелкая моторика, мелочей нет. Именно она имеет громадное значение в развитии интеллекта ребенка. Если сравнить скелеты человека разумного с его предшественниками, то не форма черепа, не размеры его, а развитая кисть руки является отличительным признаком. Ведь одним из кардинальных этапов эволюции человека было преобразование кисти - когда большой палец "отделился" от остальных, заняв противоположное положение, и наши далекие предки смогли брать в руки предметы. Тот факт, что между развитием пальцев человека и развитием его мозга существует прямая связь, уже доказан. Как изменения в моторике повлияют на развитие человека? Видимо, это предмет следующего исследования экспертов.

Вита Мач
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера