Архив   Авторы  
Гигантское стадо высоко породных лодок напоминает особую страну - со своими законами, нравами, привычками и стилем

Миллиард с хвостиком
Общество и наукаExclusive

"Безоглядный авантюризм плюс здоровое невежество  вот компоненты успеха миллионеров",  уверен Роберт Фрэнк, автор нашумевшей книги "Ричистан"



 

По данным журнала "Форбс", на планете проживает 1125 миллиардеров. Средний их возраст - 61 год. Суммарное состояние - 4,4 триллиона долларов. Самое большое количество богачей - в США, Россия по этому показателю находится на втором месте. Один из немногих людей, кому удалось изучить изнутри устройство мира роскоши и богатства, - журналист Роберт Фрэнк, автор нашумевшей книги "Ричистан". Вышедшая в нью-йоркском издательстве Three Rivers Press в конце прошлого года, она сразу же стала бестселлером. Это первое скрупулезное исследование самого состоятельного слоя американского общества в новейшее время. Собственно, фактический материал для книги автор собирал, не отвлекаясь от службы в газете The Wall Street Journal. Будучи "старшим специальным обозревателем", Фрэнк давно ведет в газете еженедельную колонку "Отчет о богатстве" и ежедневный блог на ту же тему. Работает он в главной финансовой газете мира уже 14 лет, в разные годы был ее корреспондентом в Атланте, Лондоне, Сингапуре и Нью-Йорке. Корреспонденту "Итогов" Роберт Фрэнк назначил встречу под часами у входа в головной офис Wall Street Journal во Всемирном финансовом центре в Нижнем Манхэттене.

- Роберт, у вашей книги такое классное название. Кому обязаны честью? Сами придумали?

- Когда я изобрел слово Richistan, на всякий случай проверил первородство, набрав его на "Гугле". Ни одного отклика. Зеро! Но концепцию "страны богатых" мне подарил один из участников шоу яхт во Флориде. Мы с ним глазели на гигантское стадо высокопородных лодок, огромных, нашпигованных всевозможными удобствами и гаджетами. И он изрек: вот, смотри, это же другая, особая страна - со своими законами, нравами, привычками и стилем. И тогда меня осенило - Richistan! Как и среднеазиатские страны с тем же суффиксом "стан", она разделена на племена и кланы. Полна загадок и тайн, мало изучена, хотя все понимают, какое влияние она оказывает на остальной мир. Есть еще одна аналогия: как и бывшие советские "станы", расставшиеся с метрополией, страна богачей фактически откололась от Соединенных Штатов и плывет, как мистическая мегаяхта, в совершенно автономном режиме.

- В вашем подходе ощущается жесткая системность. Все раскладываете по полочкам, выделяя три исторических периода, когда американские богачи стремительно приумножали свои накопления. Первый - Позолоченный век, начавшийся после гражданской войны между Севером и Югом, второй - Ревущие двадцатые, эпоха после Первой мировой войны, и, наконец, Третья волна, нынешняя, результат компьютерно-технологической революции. Чем отличается сегодняшняя стадия от предшествующих?

- В первую очередь феноменальной скоростью обогащения. Если вы придумали интернетовскую компанию с оригинальным концептом или основали хеджевый фонд, в благоприятных обстоятельствах можете стать миллиардером меньше чем за год. Прежде большие состояния аккумулировались десятилетиями. Джону Рокфеллеру-старшему было уже немало лет, когда он накопил первый миллион. Сегодня мы видим 20-30-летних миллиардеров, которые обязаны своим преуспеянием лишь одной осенившей их идее, вовремя крикнутой "эврике". Во-вторых, абсолютными размерами состояний. Рокфеллер-старший сегодня вошел бы, наверное, в верхнюю двадцатку самых богатых людей мира, но не стал бы лидером, как в свою эпоху. В-третьих, невиданным ранее количеством богачей. В настоящее время в Америке 9 миллионов семей с состоянием не менее одного миллиона долларов. Это вдвое больше, чем десять лет назад.

- Как подсчитывается эта цифра - миллион, из чего складывается?

- Это совокупность денежных накоплений и стоимости собственности, в том числе недвижимости, за вычетом долговых обязательств. Сегодня в Америке миллионом никого не удивишь. Что знаменательно: количество людей с состоянием 10, 25, 50, 100 миллионов долларов тоже удвоилось за последние десять лет. Одних миллиардеров в США, по данным журнала "Форбс", не менее 400.

- Вы много по долгу службы общаетесь с супербогатыми людьми. Какие качества, по вашим наблюдениям, отличают их от простых смертных?

- Главное - нежелание следовать общепринятым правилам. Многие из них сколотили состояния, занявшись сферой бизнеса, которой до них просто не было, либо они кардинально изменяли параметры и принципы уже существовавшего направления деловой активности. Один из самых удачливых предпринимателей как-то мне сказал: "Если бы я понимал до конца, во что влезаю, я бы испугался и в результате ничего не добился". Безоглядный авантюризм плюс здоровое невежество - вот компоненты успеха миллионеров. А еще страстная, вопреки здравому смыслу и опыту предшественников, вера в правильность выбора. Парень решил изготавливать керамические игрушечные домики в стиле рождественских сказок. Его отговаривали: безумец, никто тебе не будет платить по сто долларов за такую дребедень. Теперь это стомиллионный процветающий бизнес.

- Ну, это редкий штучный прорыв. Наверное, большинство миллионеров все-таки зарабатывают деньги менее экзотическим способом?

- Конечно. Получи образование в университете "лиги плюща" (ассоциация восьми престижнейших учебных заведений США. - "Итоги"), иди работать на Уолл-стрит или организуй хеджевый фонд. А вообще путей к преуспеванию немало. Но они ведут на разные этажи Ричистана. На нижних - состояние от 1 до 25 миллионов долларов - мы видим тех, кого в Америке называют "профессионалами": администраторов компаний, адвокатов, врачей. На средние и верхние этажи добираются только креативные предприниматели типа Уоррена Баффета, Ларри Эллисона, Билла Гейтса и, конечно, некоторые звезды шоу-бизнеса и спорта. Когда разговариваешь с элитным экземпляром Ричистана, он беспрестанно отвлекается, то на SMS, то на звонок мобильного. Такие люди никогда не фокусируют внимание на чем-то одном, они жонглируют десятью делами сразу. Парадокс: в школе нас учат концентрировать внимание, а в бизнесе помогает прямо противоположное - умение разбрасываться, хватать на лету новые идеи, новые концепты, новые сферы инвестирования.

- В нью-йоркской толпе миллионера порой не отличишь от простого работяги - те же хлопковые слаксы или шорты, футболка, шлепанцы или кроссовки. С другой стороны, богачи увлеченно соревнуются размерами и отделкой домов и вилл, навороченностью яхт и автомобилей, грандиозностью вечеринок. Какие-то они все разные, ваши подопечные.

- В этой парадоксальной двойственности - суть проблемы. Ричистан переживает затяжной кризис идентичности. Эти люди просто не знают, кто они есть. Большинство из них - выходцы из среднего класса, в свое время насмехавшиеся над толстосумами и вдруг в одночасье ставшие ими. Они очень не хотят, чтобы остальные видели в них надменных зазнаек, заточивших себя в башни из слоновой кости. С другой стороны, их распирает гордость за собственные достижения, и они увлеченно участвуют в ярмарке тщеславия. Я описываю в книжке миллиардера, не вылезающего из джинсов и тишортки, который каждое утро завтракает в демократичном кафетерии-"старбаксе", в то время как дома у него численность обслуги составляет более ста человек, включая нескольких высококлассных шеф-поваров. Типичное раздвоение личности. Другой парень купил личный реактивный лайнер, затем застеснялся и продал его, затем снова купил и снова продал. И хочется, и колется - приятно летать в комфорте, но как-то стыдно. Третий купил огромный дворец в сто комнат, но спит не в мастер-спальне, а в клетушке для уборщицы. Там его кошмары по ночам не мучают.

- Любопытно. В России все как-то проще и понятнее. Богат - значит, все у тебя должно быть в шоколаде и версаче, все круто и статусно, без вопросов.

- Понимаете, капитализм в разных странах - разного возраста. В Западной Европе он старомодный, а потому скрытный и неназойливый. "Старые деньги" Великобритании, Германии, Франции, Италии, Швейцарии живут за высокими воротами старинных усадеб и всячески чураются публичности. Американские богачи постепенно дрейфуют в сторону консервативных европейских стандартов, но "молодые деньги" пока у нас правят бал, и потому экстравагантных взбрыков хоть отбавляй. Можно сказать, что в этом плане Америка как бы посередине между Европой и Россией. В Америке обеспеченные люди все больше задумываются над тем, как правильнее и гуманнее распорядиться богатством.

- Не кажется ли вам, что напускная скромность американской супербуржуазии - своего рода превентивная мера против потенциальных социальных потрясений?

- Только отчасти. Для поддер­жания социальной стабильности принципиально важна массовая убежденность, что любой может реализовать американскую мечту. Опросы общественного мнения за последние двадцать лет зафиксировали удивительную стабильность в отношении масс к богачам. Среднего американца вовсе не возмущает чье-то богатство. Его главное желание - влиться в ряды этих счастливчиков, тоже сказочно разбогатеть. Правда, в последнее время заметнее растущий скепсис - лихой скачок в элитный класс сделать все труднее и труднее. Меня поражает, что пока никто из кандидатов в президенты, ни Обама, ни Маккейн, не сфокусировали внимание на проблеме экономической справедливости. А она сегодня важнейшая для американского общества. Может, ближе к выборам один из них, скорее Обама, вытащит этот козырной аргумент из рукава.

- А каковы партийные симпатии Ричистана?

- Низшие его этажи, с состоянием от 1 до 10 миллионов долларов, преимущественно симпатизируют республиканцам. Чем выше мы поднимаемся, тем больше мультибогачи поддерживают демократов. Самые богатые отнюдь не лишены прозорливости. Интуиция подсказывает им, что лучшей защитой от революций типа русской 1917 года является сохранение социальной стабильности в обществе, а для этого надо делиться своими миллионами с самыми обделенными слоями. Богатые американцы не хотят, чтобы их внуки унаследовали страну, раздираемую экономическими и финансовыми проблемами.

- Бытописатель дореволюционной Москвы Владимир Гиляровский рассказывал в своей книге о несчастном купце, который не умел тратить деньги. Он приходил в ресторан, напивался вусмерть, присматривал самое дорогое зеркало, бил его бутылкой от шампанского и спрашивал: "Скольки?" И так повторялось много раз. А насколько изобретательно тратят свои миллионы американские супербогачи?

- Продолжателем традиций вашего забавного купца я считаю мультимиллионера, который отделал туалетное сиденье в своем личном самолете крокодиловой кожей. Полнейший идиотизм! Когда Ларри Эллисон построил суперъяхту длиной 454 фута, он столкнулся с тем, что эта махина не может пришвартоваться ни к одному причалу для прогулочных судов. Ему приходится теперь бросать якорь рядом с облезлыми и вонючими нефтяными танкерами. Но за исключением таких казусов тенденция все-таки иная. Богатые всерьез задумываются над тем, чтобы осмысленно инвестировать свои миллионы. В Америке действует негласный социальный договор: мы, средний класс и малоимущие, позволим вам, богачам, спокойно жить, если вы не будете наглеть, зарываться, вывозить капиталы за границу, а станете вкладывать их в национальную экономику и жертвовать не скупясь на благотворительные цели. Правда, сегодня многие в США считают, что богатые нарушили договор: вывозят деньги, впадают в потребительский раж, скупая все самое-самое. Но вот пять домов, две яхты и четыре автомобиля есть, а счастья все нет.

- Вывоз денег за рубеж и нежелание реинвестировать их в национальную экономику - одна из главных, если не главная, претензия руководства России к своим предпринимателям. На ваш взгляд, претензии обоснованны?

- Российские бизнесмены вывозят деньги из России, потому что им так спокойнее, как говорится, целее будут. Американцы вывозят из США свои капиталы по другой причине, сугубо прагматичной: они вкладывают средства в иные, более динамичные, растущие экономики - Индию, Китай, Бразилию, Россию, надеясь получить большую прибыль, чем дома. Когда русские богачи покупают недвижимость в Лондоне или Цюрихе, они преследуют цель влиться в европейскую элиту, обзавестись не только престижной собственностью, но и соответствующим статусом. В последние десять лет заметна русская покупательная экспансия и в Америке. Кроме того, менеджеры хеджевых фондов обижены: русские их обскакали как самые активные покупатели произведений искусства на престижных аукционах "Сот­би" и "Кристи".

- В последние год-два заметны попытки ряда крупных компаний из России инвестировать в производственный и энергетический секторы, интегрироваться в американскую экономику. Есть ли у них шансы?

- Мой личный прогноз: лет через пять Ричистан станет интернациональной общностью, и американцам придется с этим смириться. Русские, как и другие "пришельцы", станут его составной частью. Это неизбежное следствие глобализации мировых рынков. Американцы пока не осознают, что многие русские мультимиллионеры - грамотные, толковые менеджеры. Увы, пока в ходу устаревший стереотип: мол, все их деньги украдены, все у них заражено коррупцией. Крупнейших русских предпринимателей по-прежнему называют олигархами, хотя, на мой взгляд, это слово пора списать в архив. Могу засвидетельствовать: в американскую и мировую экономику входит новое поколение российских бизнесменов - совершенно легитимных, цивилизованных, деловитых.

- Мир сверхбогачей закрыт для посторонних. Особенно они чураются нашего брата журналиста. Как вам удается проникать внутрь Ричистана, да еще развязывать языки?

- Во-первых, срабатывает высокая репутация газеты Wall Street Journal. Во-вторых, они видят, что я не держу камня за пазухой, не собираюсь их ни атаковать, ни идолизировать, а хочу честно рассказать про них читателям. В-третьих, меня им рекомендуют другие богатые, которые мне доверяют.

- Ваш прогноз в отношении Ричистана?

- Сегодня темпы роста числа миллионеров в США несколько снизились - из-за неблагоприятного экономического климата, проблем с ипотекой и ценами на нефть. Но через два-три года динамика восстановится. Президентские выборы, кто бы ни победил, Обама или Маккейн, не нарушат статус-кво. Пропасть между богатыми и бедными будет продолжать углубляться, как и дистанция между богатыми и сверхбогатыми.

- Оптимистичным для сбалансирования общества ваш прогноз не назовешь.

- Да, я скорее пессимист. Единственное, что меня окрыляет, - это улыбки моих двух детей. Когда я смотрю на них, чувствую себя самым богатым человеком на Земле.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Американский Ричистан

1 процент американцев зарабатывают не менее 6 миллионов долларов каждый, в общей сложности 1,35 триллиона долларов в год - это больше, чем национальный доход Франции, Италии и Канады (данные 2004 года). Полпроцента самых богатых американцев потребляют товаров и услуг на 650 миллиардов долларов в год - примерно столько же тратят в год все жители Италии. Только 3 процента мультимиллионеров - звезды и знаменитости. Менее 10 процентов мультимиллионеров получили состояния по наследству.

Разница в зарплате между главами корпораций и и рядовыми работниками: в 70-е годы - в 40 раз, в настоящее время - в 170 раз. 4700 менеджеров корпораций получили денежные компенсации и акции на сумму не менее 2 миллионов долларов (данные за 2006 год).

Число миллиардеров: 13 - в 1985 году, более 400 - в 2006 году.

Самый большой страх: микробы.

Главные приоритеты: здоровье, домашние животные, арт-коллекции.

Главные события года: Международный благотворительный бал Красного Креста в Палм-­Бич, Международное шоу яхт в Форт­-Лодердейле (оба во Флориде).

Любимые места жительства и курорты: Гринвич (Коннектикут), Атертон (Калифорния), Палм-­Бич (Флорида), Аспен (Колорадо), о. Нантакет (Массачусетс).

На что тратят?

Яхты. Чтобы заказать яхту длиной 200 футов, нужно ждать в очереди не менее двух лет. Содержание популярной яхты длиной 140 футов обходится в 2 миллиона долларов в год. Ларри Эллисону, основателю Oracle Corp., яхта LE120 длиной 454 фута обошлась в 200 миллионов долларов.

Дома. Самый большой частный дом в США - имение Билтмор в стиле французского Ренессанса возле Эшвилла (Северная Каролина), площадь 175 тыс. кв. футов, 255 комнат. В 2005 году число вновь построенных домов площадью более 5 тыс. кв. футов превысило 30 тысяч, что в пять раз больше, чем в 1995 году.

Самолеты. Компании Gulfstream, Bombardier и Dassault продали в 2005 году в США 750 частных самолетов, что вдвое больше, чем в 1995 году. Стоимость Gulfstream - от 13 до 47 миллионов долларов. Очередь на них - не менее двух лет.

Автомобили. Самые престижные модели - Mercedes-Benz Maybach и Rolls-Royce Phantom. Если в 80-е годы за рулем "роллс-­ройсов" были шоферы, то сегодня 95 процентов владельцев предпочитают сами вести машину.

Часы. Лидер - Franck Muller (Швейцария). Стоимость - от 4800 до 600 тысяч долларов. Хронограф с вечным календарем the Aeternitas стоит 736 тысяч долларов. В год в США продается примерно 4500 штук часов Franck Muller. Другие топ-­бренды: Rolex, Cartier, Piaget, Patek Philippe.

Благотворительность. В 2005 году объем пожертвований составил более 260 миллиардов долларов. Основные получатели - фонды помощи бедным и голодающим, фонды борьбы с болезнями, университеты, школы, музеи. Самый крупный филантроп Билл Гейтс основал фонд своего имени в 31 миллиард долларов. В 2006 году Уоррен Баффет внес в него ту же сумму - 31 миллиард долларов.

Из книги Роберта Фрэнка Richistan. Издательство Three Rivers Press, Нью-Йорк.

С любезного разрешения автора

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера