Архив   Авторы  
За свою историю "провианты" успели побывать складами, гаражом, а теперь им предстоит превратиться в музейный комплекс

История под стеклом
Общество и наукаExclusive

Новый вид исторического комплекса Провиантских складов в центре Москвы вызвал жаркие споры между консерваторами и модернизаторами








 

В Москве разворачивается новое сражение за историческую правду. Когда Провиантские склады-магазины военного ведомства - здание начала XIX века, расположенное на Зубовском бульваре, - скрылись под рекламной сеткой, ценители архитектуры взроптали: "Провианты" убивают". По их мнению, творение мастера ампира Василия Стасова может быть только отреставрировано, а не перестроено. Архитекторы, напротив, выступают за новый вид ансамбля.

Склад, гараж, музей...

По заданию Военного министерства в 20‑х годах XIX века в Москве должны были быть построены армейские магазины для казенного провианта. В основу лег "образцовый" проект петербуржского архитектора Стасова. Дальше согласно присланным чертежам другой архитектор - Соколов "сообразно сих … сочинил планы и фасады со сметами". В 1828 году было выбрано место для постройки - на углу Остоженки и Зубовского бульвара, но только в 1830‑м под руководством архитектора Федора Шестакова началось строительство комплекса зданий, включавшего три магазина и кордегардию (контору и одновременно гауптвахту). Возведение трех корпусов по линии бульвара завершилось лишь в 1835 году. Стены побелили, а кованую ограду, решетки и ставни выкрасили черной краской на вареном масле. Крыши, желоба и сточные трубы обрели красный оттенок.

Вплоть до 1960 года здания выполняли свою первоначальную, складскую функцию. Но затем оборонное ведомство решило, что ровные ряды аркад с просторными помещениями идеально подходят для хранения генеральских "волжанок".

"Я в течение пятнадцати лет боролся, чтобы освободить памятник от гаражей!" - сокрушался на общественном градостроительном совете Юрий Лужков. Наконец два года назад военные перевезли автотранспорт в новые помещения на Рублевском шоссе, а в Провиантские склады въехал музей Москвы. И именно музейщикам предстоит теперь занять освободившиеся площади.

Проект реконструкции, реновации и реставрации памятника разработал творческий коллектив под руководством академика архитектуры Юрия Платонова. Согласно этому проекту будут восстановлены все утраченные фрагменты зданий, им вернут первоначальные цвета: красная кровля, черный металл ограждений и, конечно же, белые стены. "Известно, что кровля была выкрашена красным суриком, и мы рекомендовали сделать то же самое, хотя сегодня существуют более качественные технологии, которые могли бы повторить фактуру", говорит профессор Международной академии архитектуры Инна Дианова-Клокова. "Мы стремимся воссоздать здания с максимальной степенью исторической достоверности как в части сильно искаженных внутренних пространств, так и в относительно хорошо сохранившихся фасадах зданий. Этот памятник безусловная ценность, и мы постараемся не нарушить те замечательные находки и решения, которые были сделаны в процессе его проектирования и строительства в XIX веке", уверяет архитектор Международной академии архитектуры Дмитрий Метаньев.

Как известно, впоследствии в зданиях Провиантских складов должен разместиться музей Москвы. Правда, пока существуют лишь технические задания. Концепция найдет свое практическое воплощение только по завершении проектировочных работ. После этого специалисты по музейному делу решат, где разместятся экспозиции о Москве средневековой, Москве современной и Москве будущей.

В трех старых корпусах после реставрации расположат особо ценные экспонаты. "Основной принцип формирования экспозиционных пространств - неприкосновенность всех элементов памятника архитектуры, - говорит заместитель генерального директора музейного объединения "Музей истории Москвы" Людмила Гусарова. - Перегородки, антресольные этажи, стендовые элементы будут сформированы на основе модульных конструкций, устанавливаемых независимо от стен и перекрытий уникального здания".

Возведение музейного комплекса автоматически подразумевает увеличение нагрузки на прилежащие к зданиям транспортные магистрали. Чтобы не усугубить и без того сложную ситуацию на Зубовском бульваре, проектировщики разработали три варианта въезда в подземное пространство музея и предусмотрели стоянку для экскурсионных автобусов под эстакадой Садового кольца.

Очевидно, что "нью-провиантские" склады влетят в копеечку. При реставрации подобного рода объектов один квадратный метр обходится в 45 тысяч долларов. А площадь помещений собственно памятника составляет около 22 тысяч квадратных метров. Однако основной спор разгорелся не из-за денег, а по поводу будущего облика исторического объекта.

Под куполом

Как выяснилось, к историческим объектам скорее всего добавится пристройка, в которой найдут пристанище подразделения реставрации, издательства, лекционные аудитории, конференц-залы и научные лаборатории. Построить корпус вроде бы удобнее всего со стороны Кропоткинского переулка. И архитекторы уже придумали для здания необычное решение, которое, как они считают, поможет ему вписаться в сложившийся ансамбль. Стены нового корпуса будут выполнены из зеркальных материалов, чтобы в них отражались исторические корпуса. Это, по мнению творческого коллектива, станет проявлением так называемого архитектурного цитирования. "Такой способ позволяет создать общий образный ряд всех фасадов комплекса, поддерживать единство пропорционального строя памятника", уверяет Дмитрий Метаньев. Зато так не считает член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. По его словам, "новый корпус нанесет непоправимый ущерб памятнику архитектуры, он будет просто испорчен". И если бы дело только в новом корпусе.

Планируется, что Провиантские склады станут частью московского проекта "Стеклянные улицы" и войдут в пешеходный маршрут, который протянется от Ленинского проспекта до Сити. А значит, объект должен оказаться под стеклом. Вариант предложен такой: сделать над "Провиантами" перекрытия из прозрачных материалов в форме двух плит. По замыслу архитекторов металлостеклянная конструкция создаст эффект парения над пространством двора и атриума. Но по поводу стеклянного колпака немедленно разгорелись новые дебаты.

Одни говорят, что перекрывать дворовое пространство необходимо: во-первых, подобное решение привлечет больше посетителей, особенно во время городских праздников, потому что погода в Москве не всегда радует теплом, а во-вторых, создание больших крытых пространств является "современной архитектурной тенденцией". Вдобавок Людмила Гусарова ратует за интерактивность: "Мы хотим сделать реставрационные мастерские со стеклянными стенами, через которые посетители могли бы наблюдать за процессом. Не секрет, что люди интересуются тайнами хранения, обработки и реставрации исторического материала".

В стане противников проекта, среди которых ревнители старины, господствует мнение, что нельзя затрагивать старую часть памятника, потому что это неминуемо исказит его восприятие. "Возведение стеклянной крыши нарушит исторический облик района. Существуют также опасения, что прозрачный колпак над зданиями испортит уникальный архитектурный ансамбль", - утверждает председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия Марина Хрусталева.

Строения на Зубовском стоят в первом ряду памятников классического ампира, и отношение к ним особенно трепетное. И ситуация накаляется по мере приближения срока принятия решений. "Музейщики" обеими руками голосуют за закрытый двор и утверждают, что "все памятники Москвы неоднократно переделывались под современность, и ничего в этом страшного нет. Нельзя войти в одну и ту же реку дважды". Авторы проекта вдобавок убеждают, что испытывают стопроцентное уважение к памятнику и потому намерены вернуть его людям в "новой функциональной картине". Противники проекта из общества охраны архитектурного наследия считают, что это ошибочный путь. "Провиантские склады находятся в неплохом состоянии, и их нужно не реконструировать, а реставрировать, приводя в условно первоначальный вид, считает Марина Хрусталева.  Благо специалисты-реставраторы высокого уровня в стране есть".

Даже в стане тех, кто вроде бы находится над схваткой, нет единодушного мнения о том, по какому пути нужно развиваться историческому комплексу. К примеру, председатель комиссии Общественной палаты по региональному развитию профессор Московского архитектурного института Вячеслав Глазычев не видит драмы в перекрытии внутренних дворов: "Это нормальная вещь. По этому пути пошли в Лувре, и ничего страшного не произошло, по этому пути реконструировали Британский музей. Весь вопрос заключается в том, как это сделать". Безусловно, весь вопрос в исполнении, и тем не менее даже Норману Фостеру, реконструировавшему Британский музей, пришлось наслушаться всякого от любителей лондонской старины. Ценитель старины московской, известный голландский архитектор Киис Кристиаанс уверен: "Реставрационные (в кавычках) проекты быстро прогрессируют в Москве. Уже практически не осталось нетронутого памятника. Гостиный Двор, Манеж, Военторг - следующим новоделом станут Провиантские склады". Ожидается, что очередной экспертно-консультационный общественный совет, на котором будет обсуждаться вопрос о реконструкции Провиантских складов, состоится в октябре. Что-то будет?

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера