Архив   Авторы  
Лакомый кусок земли, который занимает ЦДХ в самом центре столицы, не может не привлекать внимание инвесторов

На букву "Г"
Общество и наукаExclusive

В ближайшем будущем знаменитый Центральный дом художника на Крымском Валу может пойти под снос. На его месте появится нечто Г-образное


 

На прошлой неделе вокруг территории Парка искусств на Крымском Валу вновь закипели страсти, а заодно открылись неизвестные и весьма любопытные подробности. Общественная палата даже устроила специальное обсуждение планов застройки уникальной парковой зоны в центре Москвы. Дискуссия развернулась вокруг предстоящего и, как представляется, уже необратимого разрушения сформировавшейся за десятилетия культурной среды - альянса Государственной Третьяковской галереи и ЦДХ. Эксперты искали рецепт сохранения территории.

Запахло "Апельсином"

Разговоры по поводу сноса ЦДХ ведутся давно. А толчком для обсуждения стал концепт-проект переустройства здания, подготовленный известным британским архитектором Норманом Фостером и представленный главой компании "Интеко" Еленой Батуриной в марте этого года на каннской выставке недвижимости. В обновленном варианте ЦДХ проходил под именем "Апельсин". Обитатели Дома Сукояна (ЦДХ) - Международная конфедерация союзов художников, а также Третьяковская галерея - сразу почувствовали запах жареного. Маячившая в туманном будущем перспектива сноса здания обрела реальные черты. По горячим следам руководство Третьяковки обратилось к российскому правительству с просьбой рассмотреть различные пожелания по развитию территории. Ответ последовал: по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин создал рабочую группу, которая должна заняться этим вопросом. Как работает эта группа, широкой публике неизвестно, но перепланировка территории между тем идет полным ходом. "Мы должны получить от Москомархитектуры поручение на планировку зданий и строений, - сообщил директор ГУП "Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана Москвы" Сергей Ткаченко, - чтобы понять, что должно быть на этой территории - парковая зона, застройка или сохранены какие-то прежние объекты. Проект планировки пройдет публичные слушания".

Поначалу кулуарные обсуждения судьбы знакового объекта быстро выплеснулись наружу. Руководство конфедерации художников и Третьяковской галереи составило для Москомархитектуры и Института Генплана технические задания нового ЦДХ и Парка искусств (о фостеровском "Апельсине" все благополучно забыли). Уже подготовлен один из вариантов планировочного решения и в настоящее время его "рисуют" в НИиПИ Генплана. "Согласно планировочному решению будут построены три отдельных здания - Третьяковской галереи, ЦДХ и инвестиционного комплекса, - рассказал "Итогам" председатель Исполкома Международной конфедерации союзов художников Масут Фаткулин. - Здания планируется расположить в форме буквы "Г". Основная часть объекта протянется вдоль Садового кольца".

В здании обновленного Дома художника наибольший объем займут выставочные площади, галерейные залы и камерные помещения для "отдельных направлений искусства". Меньшая площадь запланирована под багетные и реставрационные мастерские, запасники, офисные помещения для нужд конфедерации, конференц-зал, ресторан и кафе. "Мы создадим такие условия, чтобы люди могли не просто наслаждаться искусством, но и отдыхать, - говорит Масут Фаткулин. - Площадь будущего здания планировали, исходя из сегодняшних потребностей". В технических ­заданиях предложено увеличить существующие квадратные метры более чем на 30 процентов. Если сегодня конфедерация художников занимает 23 тысячи квадратных метров, то новое отдельное здание может "вырасти" на 7 тысяч квадратных метров. Заметим, что об архитектурном облике здания, принципиально важном для объекта такого уровня и места расположения, речь пока вообще не идет. Не исключено, что "Апельсин", по поводу художественных достоинств которого сломано много копий, покажется райской ягодой на фоне нового объекта. Если, конечно, не будет настоящего (а значит, дорогого) архитектурного конкурса.

Склока по-соседски

Сразу после первых штрихов к проекту обновленной культурной территории между будущими новоселами возникли разногласия. В Третьяковке недовольны соседями, у которых за день в среднем бывают около 12 тысяч посетителей, из-за чего музей теряется в тени ЦДХ. Идеальный вариант - отдельно стоящее в пространстве здание. Так считает заместитель директора Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. В то же время руководство международной конфедерации первыми результатами перепланировки довольно. "На мой взгляд, это решение является консолидированным и оптимальным, учитывающим интересы разных сторон, - говорит Масут Фаткулин. - Каждый получит удобное здание, большее по площади. Сегодня с Третьяковской галереей мы, как сиамские близнецы, имеем общую систему жизнеобеспечения, а технический подход в случае с национальной галереей должен быть строже".

Впрочем, есть у участников этой истории и совсем иные опасения. Например, что за благими намерениями увеличения выставочных площадей скрываются вполне реальные инвестиционные проекты по освоению лакомого куска столичной земли. Директор ЦДХ Василий Бычков уверен, что планируемое решение служит для расчистки территории под инвестора, и все это делается под благовидным предлогом - для удобства Третьяковской галереи. "Согласно проекту, который разрабатывается в срочном порядке, новым зданиям ЦДХ и Третьяковской галереи отводится функция забора, который возьмет на себя всю пыль и грохот Садового кольца, а внутри райскими кущами расположится неизвестно что", - поделился он своим мнением с "Итогами".

Впрочем, за выражением "неизвестно что" стоят вполне конкретные планы. Маленькую часть Г-образного комплекса зданий займут творческие коллективы. А вот остальная часть - это та самая "инвестиционная составляющая". Квадратные метры, на которых планируют разместить деловой комплекс и апартаменты, придутся многим по вкусу.

Сносить нельзя реконструировать

Специалисты сетуют, что архитектура XX века сегодня в Москве вырубается топором. При этом к зданию ЦДХ многие ценители архитектуры относятся не как к "уродливой коробке", а как к яркому представителю своего времени, до справедливой оценки которого общество просто "не доросло". Вместе с Домом художника и зеленой зоной столица может потерять крупнейший в Европе современный музейный центр, который в советское время был нашим ответом французскому Центру Помпиду. "Других таких площадок в Москве сегодня нет, - говорит дочь автора проекта ЦДХ Вероника Сукоян. - Центральный манеж не годится на эту роль из-за отсутствия запасников и фондохранилищ".

В принципе реконструкция выглядит самым разумным вариантом. "Оснований для того, чтобы ломать, нет, - считает директор ЦДХ. - Можно реконструировать тонко, с учетом архитектурных особенностей 60-70-х годов, относясь к ним с уважением". Но, похоже, это только мечты: в конце 90-х даже проводился конкурс на реконструкцию ЦДХ, и выбрать было из чего. Но не выбрали, и теперь, кажется, уже без вариантов - снесут. По утверждению источника "Итогов" в Департаменте градостроительства Москвы, существует отработанный механизм принятия подобных решений, позволяющий властям настоять на своей точке зрения. На основании планировочного решения вносятся изменения в Генплан города, который узаконит расположение строений и их функциональное назначение. Следующий этап - обсуждение архитектурных проектов в рамках общественных слушаний, на которых лоббируется тот вариант, в котором заинтересованы власти.

Если это так, то зачем собирались в Общественной палате - спустить "пар"? Нет, конечно, по итогам дискуссии были приняты тезисы некоего решения. Согласно им зона вокруг ЦДХ должна стать важной культурной доминантой Москвы, которой необходимо придать охранный статус, а для этого участники дискуссии предложили рассмотреть изменения законодательства о памятниках архитектуры XX века. Беда лишь в том, что тезисы эти носят всего-навсего рекомендательный характер. А к подобным рекомендациям в Москве, если судить по многолетнему опыту, относятся с внимательным равнодушием. И, как говорят знающие люди, скоро на месте Парка искусств появится памятник нашей беспомощности.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера