Архив   Авторы  

Алтай: территория приключений
Общество и наукаExclusive



 

В холле барнаульской гостиницы «Центральная» мне попался на глаза рекламный проспект, посвященный горнолыжным курортам Франции, Швейцарии и Австрии. Глянец манил. Мысленно я представил себе, что и у нас скоро так будет - рояль-бар в уютном альпийском... нет, алтайском шале, радостные лица, раскрасневшиеся от солнца, мороза и глинтвейна. Однако из состояния задумчивости меня вывела шумная перебранка, устроенная гостиничным персоналом. Постояльцы для них помехой не являлись. Нет, все-таки Альпы и Алтай пока еще разделяет огромная пропасть.

Послушай сказку, дружок

Через час я переступил порог территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) по Алтайскому краю. За окном было минус 30, и глава управления Евгений Востриков согревал меня чудесным рассказом. О том, как в ближайшую пятилетку на юге Алтайского края по соседству с селом Манжерок, на берегу речки Катунь, появится город не город, курорт не курорт, а самый настоящий туристический рай. Попасть в который усталые россияне, между прочим, смогут еще при жизни. Но не все. А те, которые ищут приключений. И готовы за это хорошо заплатить. «Согласитесь, наверное, неправильно было бы рассчитывать на слои населения с разным уровнем дохода, - то ли спрашивает моего мнения, то ли доводит до меня суть туристической концепции хозяин кабинета. - Мы намерены сделать ставку на состоятельных искателей приключений». Состоятельными авантюристами сегодня здесь считают тех, кто может выложить за сутки проживания от 100 долларов и выше…

Туристско-рекреационная зона «Бирюзовая Катунь» на юго-востоке Алтайского края задумывается как парк приключений, как территория, на которой человек будет ежедневно открывать для себя что-то новое. Дорога от Барнаула до «Бирюзовой Катуни» - уже небольшое приключение, занимающее четыре часа. Приезжий имеет прекрасную возможность сразу же окунуться в атмосферу отдыха с сибирским колоритом. Начнем с того, что даже в такую холодину в придорожных кафе ушлые мужички вовсю суетятся у уличных мангалов, мастыря шашлыки. А кроме того, проголодавшимся путникам в качестве закуски предлагаются домашнего посола маслята, огурцы и капуста с хрустом. После этого турист, расслабленный, готовый к встрече с прочей экзотикой, въезжает на знаменитый Чуйский тракт. Уже в сумерках добираемся до того самого места, где вскорости должны как грибы после дождя вырасти пятизвездочные отели. Нас размещают на постой в новенькой трехэтажной гостинице - без всяких звезд, но внутри все вполне прилично, уютно, даже как-то по-домашнему. Постояльцев, кроме нас, никого. Аврал был на новогодние праздники. Хотя какой это аврал? Просто группа москвичей выкупила всю базу и отрывалась в свое удовольствие.

Основные впечатления о территории «Бирюзовой Катуни» нам предстояло получить наутро. Охотовед Геннадий Рябоконь берется нас сопровождать, мы прыгаем в уазик, и безотказный русский джип начинает свой крутой маршрут по обширной территории будущего туристического оазиса. Забираемся в гору, водитель включает пониженную передачу, а мы - воображение. С самой высокой точки, одновременно являющейся началом горнолыжного спуска, обозреваем окрестности, чувствуя себя причастными к некоему грандиозному начинанию. Вот она вокруг - нетронутая природа: горы, реки, озера, ущелья. И я уже отчетливо слышу, как взревел экскаватор, как натужно загудели тягачи, зазвенели бензопилы. Вижу, как вдоль реки закраснели крышами ВИП-коттеджи, как по срезам горных склонов прилепились новомодные отели. А охотовед Рябоконь только подначивает и тычет рукой куда-то за горы, маячащие в тумане: «Вот там, где течет речка Тепленькая, построят игорную зону. Поначалу ее собирались разместить в другом районе, в Солоновке, а теперь решили перенести сюда, поближе к туристам». На миг почудилось, как из-за гор мелькнул шпиль хрустального небоскреба, призывно манящий любителей рулетки.

Серьезное преимущество «Бирюзовой Катуни» в том, что она создается не на пустом месте, да и в лишней рекламе не нуждается. Летом при въезде на ее территорию скапливаются длиннющие автомобильные очереди. Народ из соседних регионов, путешествующий по Алтаю, прослышав о вырытом здесь искусственном озере, обязательно завернет, чтобы пару раз нырнуть в прохладную водичку. Что же касается приключений, то на сегодняшний день их ассортимент таков (в летнее время): рафтинг (алтайские реки своенравны, поэтому серьезный экстрим обеспечен), пешие и конные походы по горам, исследование пещер. Вот, пожалуй, и все. Какие виды приключений могут еще появиться? Конечно, можно было бы к ним отнести ретровечеринку в кафе «У Палыча», но, боюсь, не все состоятельные дамы и господа готовы к столь серьезному экстриму. Явно перспективен еще один вид приключений. Когда нас повезли на какой-то «аморальник», мы уж грешным делом подумали... А речь шла всего-навсего о маральнике, где разводят оленей таких - маралов. Они являются поставщиками ценной продукции - пантов, способствующих в том числе повышению потенции. Не использовать такую фишку в оздоровительных процедурах будущего SPA-курорта, наверное, было бы непростительной ошибкой. Так что приключения того или иного рода в «Бирюзовой Катуни» гарантированы.

«И странно, и чудно...»

«Уважаемые дамы! Просьба не вставать на унитаз с ногами. Уважаемые господа! Просьба справлять малую нужду в писсуар». Такие объявления сегодня встречают посетителей туалета в одном из модных кафе Горно-Алтайска. Как вы, стало быть, понимаете, состоятельных дам и господ уже ждут и на другом берегу Катуни - там, где раскинется еще одна турзона федерального значения - «Алтайская долина». В документах она иногда скрывается под аббревиатурой АД. Только не стоит думать, что «Бирюзовая Катунь» - это туристический рай, а «Алтайская долина», соответственно, ад. Эта территория будет не менее, а может быть, даже более престижная - с искусственным озером в пять раз большего размера, по которому закружат яхты с миллионерами на борту.

Утопая по колено в снегу, мы продирались по полю, которому суждено стать дном озера. Пока ничего не предвещает грандиозной стройки. Лишь геологоразведочная машина вдалеке подавала слабые признаки жизни. И тем не менее в Республике Алтай не сомневаются, что план будет выполнен, и туристический объект начнет функционировать в 2013 году. В территориальном управлении РосОЭЗ нам с воодушевлением рассказывали о том, как это важно для экономики региона, который пользуется огромной популярностью у туристов, в том числе и высокопоставленных. За последнее время на Алтае отдыхали Дмитрий Медведев, Сергей Лавров, Сергей Шойгу, Герман Греф. Стоит ли удивляться тому, что здесь решили построить один из семи курортов мирового класса. А еще поистине прав был Николай Рерих, назвавший Алтай центром четырех океанов: «...и странно, и чудно - везде, по всему краю хвалят Алтай. И горы-то прекрасны, и кедры-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны. Большое будущее уготовано этому земному средоточию».

Буркхард Швенкер, глава правления немецкой компании Roland Berger Strategy Consultants, один из тех, кто придумал горно-алтайскую сказку, уверен: «Идея создания лучшего в Сибири семейного спортивно-развлекательного курорта мирового уровня обязательно реализуется, поскольку здесь будут созданы наилучшие условия для восприятия природной среды, насыщенной красотой».

Но самая большая проблема, которая встанет на пути реализации грандиозных планов, - это кадры. Все честно признают, что пока не представляют, где брать квалифицированных поваров, официантов, горничных. Одно дело - вырыть котлованы, построить дороги, подвести коммуникации, возвести здания. Другое дело - найти обслуживающий персонал.

В одном из мини-отелей Горно-Алтайска директор ресторана жаловался нам, что сбился с ног в поисках достойных работников - доходит до того, что ему самому приходится надевать поварской колпак и вставать к плите. В его глазах была тоска. Он кивнул в сторону барной стойки: «Видите девушку? Перевел ее из подсобных рабочих в бармены. Может, что из этого получится?» Судя по всему, получилось не очень. На утро за барной стойкой стояла совсем другая девушка, а директор ресторана озабоченно проводил переучет.

В другом отеле, где мы разместились на ночь, повторилась история с нашим размещением в «Бирюзовой Катуни». Кроме нас, в заведении не было ни души. Даже обидно как-то стало - как будто нас умышленно отселяли от прочих отдыхающих, чтобы те ненароком чего лишнего не наговорили. Но на этот случай всегда есть книга жалоб и предложений (так, кажется, она называется) - незаменимая вещь. Она лежала прямо на стойке администратора, и грех было в нее не заглянуть. Отзывы - прямо противоположные: от восторженных, вызванных в основном природными красотами Алтая, до горьких по поводу того, что персонал безнадежно испортил людям праздник, а одна женщина (мне стало ее особенно по-человечески жаль) иронизировала по поводу себя самой, что дура она, дура - приехала незнамо куда, где даже не выпало случая надеть выходное платье.

В другом отеле нас разместили, предупредив персонал, что мы не абы кто, а «гости Николай Иваныча». Честно говоря, без понятия, кто этот Николай Иванович, но в любом случае ему спасибо.

Не знаю, удалось ли вам получить из всего этого представление о туристическом потенциале Алтая. Мне говорили, что в тех краях обязательно нужно побывать летом, и приглашали приехать еще раз. Лично я пообещал вернуться, но не раньше 2013 года.

Вопросы остаются

За время поездки по Алтаю не раз задавался вопросом: неужели у них все это получится? А потом возвращался к тому, с чего все началось. Механизм создания туристско-рекреационных зон запущен, и обратного хода нет, финансовый ручеек потек, и чему быть - того уже не миновать. И тем не менее...

Проект создания зон по идее призван разрушить довольно распространенное как среди экспертов, так и среди обычных граждан стереотипное представление о дешевом внутреннем туризме, предполагающем плохой сервис за сравнительно небольшие деньги. Что мы видим сейчас? По мере того как растут доходы населения, замедляется рост внутреннего туризма, его начинает вытеснять выездной, заграничный. Поэтому разработчики грандиозного проекта в рамках целой страны намерены сделать ставку именно на высокий уровень сервиса и услуг. Уж строить красиво, богато и даже качественно при хороших финансовых вливаниях у нас могут.

Понятно, что турзоны вряд ли будут пустовать. На Алтае нисколько не сомневаются в будущей востребованности курортов, поскольку уверены, что горнолыжные спуски и SPA-комплексы обязательно найдут своего клиента. И откуда он приедет - из Мюнхена или Ханты-Мансийска - по большому счету все равно. Но есть у них и другие вопросы: как сделать турзоны модным местом? Обязательно ли нужно привозить Ксению Собчак? Надо ли ехать в Куршевель, чтобы перенимать опыт? А вот здесь кроется большая засада. В погоне за богатым клиентом тоже надо не переусердствовать - ведь даже к 2013 году личные яхты будут не у всех россиян.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера