Архив   Авторы  
Для современных молодых людей карьера - источник всего сущего. О стремлении как можно выше забраться по служебной лестнице заявила почти половина участников опроса фонда "Общественное мнение"

Люди "Игрек"
Общество и наукаExclusive

Поколению нулевых предстоит строить новый мир. Получится ли из этого что-нибудь путное?

 

Пугать их проклятием "ты у меня еще вспомнишь советскую власть" бессмысленно - даже если захотят, если очень постараются, вспомнят с трудом. Они, может, и успели родиться в СССР, но вот росли больше в безыдейных 90-х, а взрослели и вовсе в "стабильных" 2000-х. Новое поколение молодых людей, родившихся после 1982 года, пришло на смену брежневским "иксам" - нынешним 30-40-летним - и получило от социологов свою "порядковую" букву - Y. На это племя возлагают большие надежды, от них ждут невероятных свершений. Специалисты фонда "Общественное мнение" (ФОМ), опросив молодых людей со всей России, впервые нарисовали портрет Generation Y отечественного производства. Может, кому-то образ поколения нулевых покажется скучным или чересчур буржуазным. Но что выросло, то выросло, другого не дано.

Who is ...?

Пожалуй, самый простой способ узнать о жизненных приоритетах человека - спросить у него самого. О своих чаяниях, устремлениях и желаниях социологам ФОМ рассказали молодые люди из 203 населенных пунктов 63 субъектов страны. Так что по географическому признаку получилось объективно, без крена в сторону мегаполисов, которые живут и развиваются по особым правилам. Общероссийская ментальность показала, что свой след в сердце оставляет даже звездочка октябренка. Те, кто не успел прикрепить ее на школьный пиджак или на праздничный белый фартук, выросли людьми с совершенно иным сознанием, нежели те, кому удалось примерить пионерский галстук со всеми вытекающими. Социологам было с чем сравнивать - на руках имелись результаты аналогичного исследования, которое проводилось в 2002 году. Поколение "иксов", отвечавшее тогда на похожие вопросы, потеряв идеологию, но получив свободу действий, как в анекдоте, тупо хотело денег. В 2002 году каждый третий молодой россиянин называл главной задачей в жизни достижение материального благополучия. То есть счета в банке или солидной кубышки наличных, машины, квартиры, дачи, а лучше загородного коттеджа. Причем, судя по результатам все того же исследования, с перспективой карьерного и профессионального роста свой достаток тогдашняя молодежь не связывала. Карьера и образование шли уже следом, а создание семьи, продолжение рода и вовсе попали на четвертое место в списке жизненных приоритетов.

У поколения Y другая логика. Самой первой материальной ценностью у поколения X была дефицитная жевательная резинка. "Игреки" росли вне идеологии, а вот бабл-гама и прочих сникерсов у них было выше крыши. Поколение Y в большинстве своем росло в достатке и на комфорт подсело. Чтобы его не потерять, молодые люди, взрослевшие уже в путинскую эпоху, по аналогии с вертикалью власти выстраивают вертикаль собственной жизни и карабкаются по ней вверх. У "игреков" карьера - источник всего сущего, начиная от дохода и статуса и заканчивая семьей. О стремлении как можно выше забраться по служебной лестнице заявила почти половина участников опроса. На втором месте оказалась семья (треть опрошенных указала ее в качестве главной цели жизни), образование разместилось на третьей позиции, а еще вчера безраздельно царившие материальные блага - лишь на четвертой.

- За очень короткое время у молодежи произошла принципиальная смена приоритетов, - прокомментировала "Итогам" директор фомовского проекта "Новое поколение" доктор социологических наук Лариса Паутова. - Грубо говоря, "игреки" осознали, что "бабло" не самоценно, как пытались их уверить старшие товарищи. Конечно, успех в жизни стоит для них на первом месте, но большинство молодых из поколения нулевых не готовы ради профессионального статуса пожертвовать личным счастьем: возможностью создать семью, родить и воспитать детей.

Семья дополняет идиллическую картину настоящего буржуа и логично вписывается в цепочку "работа - машина - квартира - дача". И кажется, больше новому поколению ничего и не надо.

Время - вперед!

Строить карьеру тоже можно по-разному. Те же "иксы" в большинстве своем, поступая в институт, не знали, будут ли работать по специальности, а во многих случаях уже точно знали, что не будут. "Игреки" время берегут - они на манер прагматичных европейцев выбирают профессию, а потом и карьеру с прицелом на будущее. Они прекрасно понимают, что всего сразу не получат, и готовы начинать жизнь с нуля. Но только чтобы потом этот ноль превратился в круглую цифирь. Это подтверждают и результаты исследования ФОМ. Пятьдесят вопросов об образовательных стратегиях, нацеленности на карьеру и предпочтительных формах занятости выделили пять психологически профессиональных типов молодежи, которые в недалеком будущем превратятся в самостоятельные слои общества. Социологи условно обозначили их понятиями: "госрезерв", "яппи" (предприниматели), "офисные служащие", "бюджетники" и "пролетарии".

- Стиль жизни всех этих групп существенно различается, причем по ответам наглядно видно, что типы молодежи в точности воспроизводят статусную "табель о рангах" современного российского общества, - отмечает Лариса Паутова. - Это говорит о том, что социальное расслоение общества закладывается прежде всего в семье.

Так, с оглядкой на семейный опыт в большинстве случаев свою стезю выбирают бюджетники, идущие в медицинские и образовательные учреждения, и пролетарии. И те и другие, как правило, выросли в семьях с более чем скромным достатком, где не всегда хватало денег на покупку новой одежды. Молодые люди, представляющие три другие категории, - и есть то поколение, воспитанное в достатке. Оно-то, по ожиданиям социологов, и сформирует средний класс и элиту, которая будет в ответе за будущее страны.

Что интересно, "яппи" - предприниматели, готовые рисковать и желающие выделяться из общей массы своими нестандартными решениями (56 процентов представителей этой категории стремятся быть непохожими на других), - теряются на фоне "офисного планктона" и набирающего силы "госрезерва". В "госрезерв" социологи записали молодых людей, которые чаще других хотят получить высшее образование, в том числе второе, и работать в органах власти. Они же активнее остальной молодежи ставят перед собой цель добиться успеха, карьеры, высокой должности (22 процента против 15 в среднем) и в большей мере по сравнению со сверстниками интересуются политикой (62 процента против 42). "Офисные служащие", они же "планктон" или "клерки", - самая многочисленная часть молодежи. Скорее середнячки, чем новаторы. Чуть менее половины представителей этого типа любят выделяться из толпы, примерно столько же предпочитают быть похожими на остальных.

Проверка на вшивость

"Иксам" может показаться, что в жизни нынешних двадцатилетних все настолько предсказуемо и заорганизовано, что впору заскучать. При их навыках и работоспособности достичь желанных целей в виде топовой должности в крупной компании вполне реально уже годам к тридцати пяти. А что потом? Депрессия от того, что тебе некуда расти? Дауншифтинг где-нибудь в Гоа? И вообще что может знать о жизни поколение, главная трагедия которого заключается в том, что оно не переживало ни войн, ни революций, ни комсомольских строек? Одним словом, не сталь, которая закалялась, а пластик - дешевый и одноразовый.

Да, кризис 1998 года, как правило, не коснулся "игреков" лично - у большинства молодых людей он ассоциируется с какими-то незначительными неудобствами, - поскольку родители всячески пытались уберечь чада от шокирующих подробностей о курсе доллара, в одночасье подскочившего в несколько раз. Зато и нынешнего кризиса они не боятся: терять им еще нечего, а зарабатывать, хотя бы на карманные расходы, стараются сами. "Ребята, родителям которых урезали зар­плату и потому теперь нечем платить за учебу, сами крутятся как могут, злиться им некогда, - делится своими наблюдениями Игорь, один из участников исследования. - Если выделять какие-то настроения, то можно отметить разве что общую иронию по отношению к политической и экономической системе в целом и к деятельности правительства в частности".

По данным ФОМ, больше всего пострадала от кризиса не пассивная часть поколения, а амбициозная, активная и наиболее политизированная. Так получилось, что именно она первой испытала трудности с оплатой обучения. Чтобы решить свои проблемы, молодежь все более ориентируется на самого стабильного работодателя - государство, хотя всего полгода назад она грезила о частных компаниях. На фоне последних событий, кстати, растет интерес к политике среди тех, кто моложе двадцати шести. Если еще в феврале 2008 года политическими событиями интересовались только 28 процентов, то в марте 2009-го о своей подкованности в вопросах власти признались уже 34 процента. Если кризис не закончится в ближайшее время, прогнозируют социологи, политизированной молодежи станет еще больше. Но вот куда двинется эта масса, которая плюс ко всему будет переживать личный кризис возможностей, предсказать сложно. Впрочем, вряд ли будущие клерки и яппи полезут на баррикады. Они с присущим им прагматизмом уже посматривают в сторону власти.

Но скорее всего, получив наконец "право на трагедию", поколение Y все же проявит свой характер. "Для многих людей кризис - это повод задуматься над тем, чего тебе на самом деле хочется, - уверена "игрек" по имени Ирина. - О'кей, больших денег ты теперь зарабатывать не будешь. Хорошо, а чем на самом деле ты хотел бы заниматься? И вот - бац, человек берет камеру и начинает фотографировать. Или делать что-то другое. Это еще один способ показать, что деньги решают не все, что деньги тебя ни от чего не страхуют. Мои знакомые и знакомые знакомых, которые свято веровали в силу денег, теперь поняли, что это не ответ. Попробуй найти еще какой-нибудь ответ на эту жизнь, кроме денег. Чем ты еще прекрасен, кроме размера банковского счета? Давай обратимся к другим категориям, к другим ценностям".

По тому, как будут строить свою жизнь нынешние 20-летние после кризиса, можно будет судить об их истинном лице. А вдруг окажется, что под маской скучноватых буржуа окажутся те, чьи решения и действия спасут мир. Во всяком случае есть шанс...

Подробности

Разберемся с терминами

Поколение Y получило свое название по аналогии с поколением X - Generation X. Кстати, так назывался и роман канадского писателя Дугласа Коупленда (1987 год), в котором описывалась жизнь тогдашних 20-летних. Эти дети демографического взрыва в Северной Америке отвергали родительские ценности, мало интересовались политикой и общественной жизнью, выше любых объединений, в том числе и семьи, ставили собственное я. Термин прижился не только в Америке и Канаде, но и пошел гулять по миру, приобретая в каждой стране свое значение. Так, в России и других странах бывшего СССР поколение X - это прежде всего те, кто застал распад Союза в самом цвете лет и на ходу приспосабливался к стремительно меняющимся правилам жизни. Понятно, что все моральные сомнения и рефлексию, которые были свойственны их американским собратьям, русские "иксеры" отодвинули на второй план.

Похожая история произошла и с поколением Y. В западном варианте у этой возрастной группы есть и другие определения - "поколение Сети" и "поколение Миллениум" (это связано с тем, что социологи относят к нему тех, кто становился на ноги уже в новом тысячелетии). По мнению западных исследователей, главная отличительная черта этих людей в том, что они росли и взрослели в эпоху развития новых технологий. Это наложило отпечаток на формирование их характера - они практически круглосуточно находятся на связи и в отличие от индивидуалистов-"иксеров" готовы работать в команде по общим правилам. В большинстве своем это были ожидаемые и залюбленные дети, поэтому они сами ориентированы на создание семьи. Как и "поколение Х", термин "поколение Y" тоже приобрел разное значение в разных странах. В России основной чертой "игреков" стало то, что они выросли без воспоминаний о социализме и диктатуре.


Настя Резниченко
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера