Архив   Авторы  

Насочиняли
Общество и наукаExclusive

Реформаторы от образования покусились на святое - школьного сочинения как экзамена больше не существует. Радоваться или горевать по этому поводу?


 

После долгих и горячих дискуссий ЕГЭ вступил в законную силу, вытеснив привычные сочинения. Одни восприняли это как катастрофу, окончательно дискредитирующую наше образование. Другие утверждают, что сочинение давно превратилось в профанацию: школьники не пишут его сами, а списывают из Интернета и из многочисленных книг-шпаргалок. Что касается ЕГЭ как новой формы проверки знаний, то выводы о его эффективности или неэффективности можно будет сделать лишь через несколько лет. Ну а коллекционеры смешных фраз из школьных сочинений могут не расстраиваться, ведь письменные работы по русскому языку и литературе в школе остаются. Так стоит ли плакать по экзаменационному сочинению? Свое мнение по этому вопросу "Итоги" попросили высказать тех людей, кому данная тема особенно близка.

Илья Пелехацкий, ученик 11-го класса московской школы № 1234:

- Я скорее рад, что мне не придется писать сочинение. Лично для меня ЕГЭ проще. Если набить руку, то его вообще можно написать с закрытыми глазами. Но знаю, что многие мои ровесники предпочли бы сочинение. В принципе как испытание сочинение мне кажется гораздо разумнее, чем ЕГЭ. ЕГЭ - это тест, то есть ты можешь ответить наугад, где­-то, наоборот, ошибиться даже при заполнении бланка. В сочинении же ты свободно выражаешь свои мысли, а учителя проверяют, как ты владеешь письменной речью, как строишь предложения. Что касается эссе, которое предлагается в части "С" ЕГЭ, то это скорее отписка. Там по какой­-то маленькой статье ты находишь проблему и рассуждаешь на тему, далеко не всегда интересную для тебя. В этом плане сочинение выигрышнее: есть возможность спокойно выбрать тему, которая тебе близка, и сказать можно гораздо больше.

Полина Дашкова, писатель:

- Что касается сочинений, то лично я писать их ненавидела. На то были причины, которых сейчас, видимо, нет. Я имею в виду идеологический момент. Апогеем этого маразма для меня был эпизод, когда я получила двойку за сочинение по "Герою нашего времени". В рецензии учитель написал, что я не отразила возможность Печорина проявить себя в политической борьбе. Здесь все зависит от педагога. Если он глуп, ненавидит в глубине души свой предмет и детей (а это бывает часто), то сочинения скорее не нужны, чем нужны. Дети приучаются формально относиться к произведению, это превращается в рутину. Но если учитель - человек творческий, умный, то тогда потери от отказа от сочинения весьма велики. Поэтому, может быть, как экзамен сочинение и не нужно, но как тренинг и практика, обучающая человека выражать в письменной форме свои мысли, необходимо. Особенно учитывая процессы, которые происходят с языком в Интернете, - ведь у нас грядет гуманитарная катастрофа. Кстати, вполне возможно, отмена сочинения как экзамена поднимет анализ произведения на более высокий, элитарный уровень. Если ты хочешь как-то выразить свое ощущение от произведения, можно сделать это в любом жанре. А люди, способные писать блестящие сочинения, все равно будут писать, независимо от того, нужно это или нет.

Видимо, наступил некий новый этап развития нашего образования. Мы, конечно, погрустим, побурчим, но никакой катастрофы я не вижу. Хотя, не скрою, я все-таки рада, что моя старшая дочь писала традиционное сочинение. А вот младшая заканчивает девятый класс, и ей предстоит на себе испытать все прелести и недостатки ЕГЭ.

Михаил Мокринский, директор московского лицея № 1535:

- Скажу сразу: я за ЕГЭ, причем не формально, а по убеждению. Потому как считаю, что Россия может в улучшенном и исправленном варианте пройти путь развития, который прошли многие страны. На этом пути они что-­то потеряли, но что­-то и приобрели. Беда сочинения как формы проверки знаний и литературы как предмета в том, что они пришли не в лучшем своем состоянии к середине 90-х годов. Сначала они пострадали от идеологизации, затем - от политики защиты местечковых интересов вузов. Учителя-предметники были слишком заняты выяснением отношений между собой и отстаиванием традиционных ценностей своего курса и не смогли по-новому взглянуть на возможности предмета.

Я уверен: сочинение сохранит свое место в общей системе формирования умений и навыков. Равно как и другие формы письменной речи. Ну а что касается классических произведений, то здесь надо ставить самые высокие задачи, чтобы не упустить смысл и ценность художественного творчества. Ведь очень многое теряется при тотальной бомбардировке школьной программы, где нельзя оставить ни одного нетронутого уголка. Важно найти точки соприкосновения литературы с актуальным опытом ребенка. Современность бросает словесникам вызов. И теперь от них зависит, чтобы литература, выпавшая на сегодняшний день из круга духовных интересов ребенка, нашла свое место в системе культурных ориентиров.

Евгения Стручкова, преподаватель факультета довузовской подготовки ГУ - ВШЭ:

- Хоронить сочинение преждевременно. Надо вернуть этот жанр к его нормальному, естественному состоянию. Надо сделать так, чтобы сочинение не было формализованным и чтобы нельзя было пользоваться безобразными шпаргалками - примитивными текстами с большим количеством ошибок. Если отменить письменный экзамен по литературе, дети перестанут и читать, и писать - исчезнет серьезный стимул.

Разговоры о том, что современные школьники не способны написать достойное сочинение, - полная ерунда. Их надо этому учить. Другое дело, что не учат, и уже давно. Если у словесника три класса по 25 человек, то он крепко подумает, проводить ли эти сочинения регулярно, хотя бы два раза в месяц, потому что ему их потом проверять, и не факт, что эта проверка будет оплачена. Так что детей просто перестали учить и в конце концов подтолкнули к тому, чтобы они стали пользоваться этими пресловутыми шпаргалками. Мы уперлись в вечную проблему - все зависит от того, как обучают.

Дмитрий Быков, журналист, писатель, словесник:

- Это большая ошибка, она скоро будет исправлена. Я абсолютно в этом убежден. Наше школьное образование знало много реформ. Было раздельное обучение, было обществоведение, мы изучали историю партии и т. д. В конечном итоге мы из всего этого выбрались. Я в своей школе даю писать сочинения. Это очень интересные, увлекательные, часто пародийные отклики детей на то, что они прочли. Как экзамен сочинение проверяло очень широкий спектр навыков и качеств школьника: умение внятно формулировать свои мысли, знание текста, способность понять эпоху, чувство композиции, грамотность, то есть все гуманитарные навыки в комплексе. Сейчас, видимо, эти качества не востребованы. Сегодня вообще никто ничего не пишет. Судя по ЖЖ, люди не могут сформулировать даже элементарную мысль. Человек, не способный написать эссе на свободную тему, тем более пройтись по тексту любимой книги, конечно, ущербен. Но государству не всегда нужен ущербный народ. Когда стране понадобятся люди, умеющие мыслить, вернется и сочинение.

Сильно сказано

Цитаты из школьных сочинений, изложений и эссе

"Нос" Гоголя наполнен глубочайшим содержанием.

Лермонтов услышал о смерти Пушкина и в состоянии аффекта написал "Смерть поэта".

Онегин был нарастающим эгоистом.

Татьяна была на внешность слегка похуже Ольги.

Дантес ухаживал за пушкиной женой.

"Хоть одним глазком взгляну на Париж..." - мечтал Кутузов.

Андрей Волконский не любил светской жизни, поэтому добровольно уехал на фронт и там умер.

В войне 1812 года героем был не только простой народ, но и дворяне - тоже люди.

В зал вбежала Наташа с отброшенными на зад черными кудрями.

Из всех женских прелестей у Марии Болконской были только глаза.

И поэтому должен был произойти разрыв Пьера с его членами.

По дороге к себе в усадьбу Андрей Болконский встретил дуба.

Пьер бежал вперед, опережая пули.

Между Евгением Онегиным и Пушкиным существует давняя связь. Хотя поэт решительно отрицает ее.

Пушкин - молодец, он вечный поэт.

Люди гордятся общением с Микеланджелой.

Микеланджело в течение многих месяцев добивался мрамора…

Мы благодарны художнику за его подвижную жизнь!

В музей ломилось множество экскурсантов.

Люди идут в дом Пушкина, потому что его вещи очищают душу.

Наши чувства застревают между грустью и радостью.

На картине изображен полдень зимы, а это значит, что пришла весна.

Картина пробуждает природные инстинкты.

Ярославна - воплощение женственного плача...

Я представляю Шаляпина могучим богатырем в коричневой шубе с веселым характером.

Почему-то мне кажется, что Шаляпин любил выпить (в хорошем смысле).

В комнате царил политический беспорядок…

Он столько хотел в жизни сделать, но смерть подкралась незаметно.

Крестьянин на Руси зяб, нищ…

В Петергофе мне понравился Самсон! Его струя достигает 30 метров!

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера