Архив   Авторы  
До конца года в районе станции метро "Сокол" должны появиться два тоннеля по Волоколамскому направлению

Нам любые дороги дороги
Общество и наукаExclusive

На стройплощадках самых амбициозных дорожных проектов Москвы образовались глубокие финансовые ямы. Средств на то, чтобы их заровнять, у городских властей пока нет...

 

В столичном ГИБДД подсчитали: с началом экономического кризиса количество машин на московских дорогах уменьшилось на 18 процентов. Вот только пробок от этого не стало меньше. Почему? У некоторых водителей, думаю, вошло в привычку задумываться над этим вопросом, толкаясь в заторе на Ленинградке, на проспекте Маршала Жукова, а также на Лесной улице и площади Тверской Заставы... В час пик всего лишь один из незавершенных участ­ков амбициозного проекта реконструкции Ленинградского проспекта - у Белорусского вокзала - парализует Тверскую и Лесную улицы, а также движение на двух Брестских. И даже Садовое кольцо замирает в районе Триумфальной площади... Москвичи терпеливо ждут окончания строительства этой и прочих транспортных развязок, жертвуя на реконструкцию часы своего времени. Когда дождутся? Вот что удалось выяснить "Итогам"...

Вдоль по Питерской

Начнем с того, что в 2009 году из-за экономического кризиса расходы на строительство дорог в Москве были урезаны столичным правительством на 50 процентов: из бюджета выделят 46 миллиардов рублей вместо ста. И если дорожный бюджет разделили пополам, то намерения столичных властей можно смело делить на три. Еще свежи в памяти москвичей докризисные инфраструктурные прожекты: пять лет назад их планировалось целых 35. Окончательно победить пробки намеревались уже к 2015 году. Если по старинке мерить пятилетками, то за прошедшую в городе не реализовано даже трети от задуманного. Конечно, можно попенять на два обстоятельства: троекратное увеличение транспортного потока и такое же сокращение столичного бюджета. В департаменте дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы вынуждены были, как и дорожники по всей стране, перейти от трехлетней программы проектирования к годичной, при этом, правда, не переставая обещать: "Все, что было начато, обязательно достроим". Хватит ли сил?

Особенно хотелось бы увидеть "свет в конце тоннелей" проекта "Большая Ленинградка". Этот дорогой и амбициозный проект был задуман, когда столичная казна ломилась от денег. Реконструкция коснулась всей протяженности трассы от Пушкинской площади до МКАД. В НПО "Космос", которое строит развязку Волоколамского и Ленинградского шоссе, говорят, что сроки не сорвут. "Несмотря на определенные трудности, до конца года в районе станции метро "Сокол" появятся два тоннеля по Волоколамскому направлению, что позволит увести пробку с этих направлений", - говорит президент НПО "Космос" Андрей Черняков. Волоколамский тоннель (его планируют открыть уже в конце августа) - это всего лишь один этаж четырехуровневой развязки. Второй уровень - Алабяно‑Балтийский тоннель - технически более сложная задача: проходку осуществляют под действующей линией метро. Третий уровень пройдет по земле, а четвертый - над поверхностью. Всю развязку обещают довести до ума к 2010 году.

Проект финансируется из горбюджета, и пока, как говорят в "Космосе", финансирование идет. С другой точкой проекта - площадью возле Белорусского вокзала - все не так понятно. Здесь власти решили освоить подземное пространство и возвести транспортную развязку на деньги компании-инвестора. Правда, уже на этапе перекладки инженерных коммуникаций, когда было затрачено более миллиарда рублей, строители наткнулись на монолитные стены бункера для спецсвязи сталинских времен. Работы по его демонтажу потребовали дополнительных средств. И инвесторы пошли за деньгами к городу, иначе, мол, с инженерией они не справятся: транспортное здоровье города оказалось зависимым от финансового состояния частной компании. Причем эксперты называли ответственными за ситуацию городские власти, решившиеся на столь опасный эксперимент. Вопрос, похоже, уже закрыт. "Сейчас решен вопрос с финансированием участка Ленинградского шоссе до МКАД за счет горбюджета. Подкреплено финансирование двух участков и за счет инвестора (площадь Тверской Заставы и Пушкинской площади. - "Итоги")", - сообщил руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин.

У инвесторов, разумеется, свой интерес. Компания ООО "АФИ Рус" ввязалась в реконструкцию у Белорусского вокзала из-за права распоряжаться подземным паркингом и частью торгового центра, которые здесь появятся. Такая же ситуация на Пушкинской площади, где компания ОАО "ТДЦ "Тверской" обязуется соединить под землей Страстной и Тверской бульвары. За это ей отойдут около 850-1000 машино-мест в подземном паркинге, площадь под кафе, кинотеатр и торговые павильоны. Но и в инвестпроектах кризис урезал будущие прибыли: пришлось отказаться от идеи сооружения изначально запланированного пятиуровневого торгово-развлекательного центра.

В первом квартале 2010 года обещают закончить прокладку всех коммуникаций в районе Белорусского вокзала и возведение ограждающей конструкции в грунте - тогда можно уходить под землю. В следующем году должен быть пущен "прямой бессветофорный ход" на площадь Тверской Заставы. Тогда же планируется завершить проектирование путепровода через железную дорогу в районе Белорусского вокзала, а через год в этом месте начнут возводить эстакаду. Так что "летать" здесь мы сможем не так скоро. По словам главы стройкомплекса, еще одна часть этого проекта - реконструкция Тверской улицы в районе Пушкинской площади - начнется уже в ноябре и завершится в 2012 году.

В ближайшие два года, согласно планам дорожников, должно закончиться строительство еще одного непростого этапа в проекте "Большая Ленинградка". По магистрали, связывающей проспект Маршала Жукова с Большой Академической улицей, можно будет попасть на Дмитровское шоссе. До конца года москвичам обещают наконец и многоуровневую развязку на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения. Здесь возводят две эстакады. Одна будет закончена к сентябрю и направит транспортный поток с проспекта на улицу Народного Ополчения. Вторая уже к октябрю соединит два участка магистрали, пройдя поверху. Строительство третьей эстакады в сторону Мневников закончат в 2010 году.

К новогодним праздникам обещают успеть с открытием прямого движения на Звенигородском проспекте от Живописного моста до 3-го Силикатного проезда. Доведут до ума Варшавку: от МКАД до Щербинки можно будет наконец ехать, а не стоять в пробках. Еще обещают пустить движение по Четвертому кольцу от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. Первостепенная задача дорожников понятна: завершить то, что уже строится. Судьба других задумок, зависших в стадии проектирования, туманна.

Под сукно!

Что положат в долгий ящик? В первую очередь - Четвертое транспортное кольцо, до 2015 года оно вряд ли сомкнется. На неопределенный срок откладывается строительство Северной рокады, которая должна разгрузить север и восток. Дорога по проекту начинается в районе Косино-Ухтомский, проходит через Вешняки вдоль Рязанского направления МЖД, затем ныряет в тоннель под Краснобогатырской улицей, выходит в районе проспекта Буденного и уходит далее на северо-восток.

До лучших времен под сукно отправлен план хордового соединения на юге города. Южная рокада должна была начаться на Балаклавском проспекте, пересечь Варшавское шоссе и соединиться с Кантемировской улицей в районе Пролетарского проспекта. В стадии проектирования зависли северный и южный дублеры Кутузовского проспекта.

"Мы принимаем решения, опираясь на московский бюджет, - объясняет ситуацию заведующий научно-проектным отделением транспорта и дорог НИиПИ Генплана Михаил Крестмейн. - Сейчас город ведет переговоры по поводу получения на эти проекты дополнительных средств из федеральных источников". На частные компании особо рассчитывать не приходится. Строить дороги самостоятельно им сейчас невыгодно. "В докризисные времена участие в городском заказе было очень прибыльным, - рассказывает один из сотрудников компании. - Сегодня же многие вынуждены работать фактически в ноль, чтобы не испортить репутацию, да и просто чтобы сохранить бизнес".

Нам бы чего подешевле

При нынешнем положении дел, когда на дорогах появились финансовые ямы, очевидно, что до беззаторного светлого будущего еще далеко. По сути то, что сейчас делается, - это всего лишь косметические процедуры для небольшой части основных транспортных артерий, а также локальное "шунтирование" крупных магистралей. А есть еще развитие дорожной сети в микрорайонах, увеличение пропускной способности улиц, строительство дублеров радиальных магистралей до пересечения их с областными дорогами и создание интеллектуальной системы управления движением. Кроме того, надо обеспечить комфортные условия, чтобы пересадить автомобилистов на метро, троллейбусы или даже велосипеды. "Это спасение для Москвы, - говорит директор НИиПИ Генплана Сергей Ткаченко. - Сегодня 80 процентов москвичей пользуются общественным транспортом, и если хотя бы на 5 процентов повысить эту цифру, на дорогах станет свободнее".

В НИиПИ Генплана с помощью моделирования ищут наиболее приемлемый сценарий того, как можно связать в единый транспортный узел все виды передвижения по городу, чтобы соединить максимум городских территорий. Например, пилотный проект по организации выделенной полосы для движения общественного транспорта появится на Волоколамском шоссе от Митина до станции метро "Тушинская". Следующим, возможно, станет Ленинский проспект.

Есть и иные способы, позволяющие при небольших затратах увеличить транспортный потенциал города. Это и расширение перекрестков, и изменение цикла светофоров. Теперь подобным недорогим средствам будут уделять самое пристальное внимание.

Правда, в отличие от практиков теоретики уверены: исправить ситуацию в Москве практически невозможно. "Беда в том, что в Генплане содержится лишь программа освоения средств на дорожное строительство без обоснования эффекта, - считает ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников. - Город всегда был настолько богат, что ему легче построить, а потом наблюдать, хорошо ли получилось". До сих пор получалось скорее плохо - иначе бы город не замирал в пробках. Теперь ждем окончания финансового кризиса.

Деньги

Делим на два

Строительство дорог в Москве ведется, как правило, в складчину: из федерального и столичного бюджетов. По словам источника "Итогов" в мэрии, каждый год идет перепалка между Москвой и Центром о том, кто больше заплатит за дороги общего пользования. Столице постоянно не хватало средств для финансирования дорожного хозяйства, поэтому чиновники всегда стремились поделиться своими проблемами с федералами. В 2009 году споры по поводу финансирования затянулись. По словам дорожников, дополнительные средства из федеральной казны - это единственный способ сохранить темпы дорожно-мостового строительства. Предполагалось, что из горбюджета на дороги в этом году будет выделено 110 миллиардов 150 миллионов рублей, но теперь эта цифра упала до 46 миллиардов. Соответственно все планы нуждаются в "утряске и усушке". На реконструкцию Дмитровского шоссе от МКАД до Коровинского шоссе было запланировано потратить 1 миллиард 40 миллионов рублей. Реконструкция Варшавского шоссе от МКАД до поселка Щербинка обошлась бы Москве в 544 миллиона рублей (реконструкция практически завершена на 90 процентов), Крестовского путепровода через Октябрьскую и Московскую железные дороги - в 2 миллиарда 520 миллионов рублей (работы выполнены на 80 процентов). На развязку МКАД с магистралью "Вешняки - Люберцы" планировалось израсходовать 7 миллиардов 170 миллионов рублей. И наиболее затратные проекты - это Четвертое кольцо, развязка в районе метро "Сокол" и часть Звенигородского проспекта. На ЧТК собирались выделить около 28 миллиардов рублей, соединение Ленинградки, Волоколамки и улицы Алабяна обошлось бы городу в 15 миллиардов 160 миллионов рублей, а участок дороги от Живописного моста до 3-го Силикатного проезда - в 11 миллиардов.Теперь эти цифры можно делить на два. Если федеральный центр не поможет.

Майя Прыгунова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера